ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Над Калининградом "открыли небо"

Юлия Парамонова, rosbalt.ru   
17 Декабря 2014 г.
Изменить размер шрифта

samolet

Российский Минтранс "открыл небо" над Калининградом, сняв ограничения на полеты иностранных компаний в международный аэропорт "Храброво". Власти считают, что таким образом сюда устремятся зарубежные и российские авиаперевозчики, стремительно падающий пассажиропоток вырастет, снизятся тарифы и цены на авиабилеты. Однако, по мнению ряда экспертов, Калининград слишком мал и беден. А на фоне экономического кризиса и отмены 72-часовых виз иностранцам ввод нового режима становится бессмысленным.

Режим "открытого неба" вводится временно, с весны 2015 года до лета 2016 года включительно. На это время будут сняты все ограничения на выполнение полетов иностранных авиакомпаний в Калининград, включая полеты по пятой свободе воздуха из Калининграда в третьи страны – кроме маршрутов с транссибирским транзитом.

"Храброво" станет третьим российским аэропортом, работающем в таком режиме — после Владивостока и Сочи. По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, калининградцы за счет нового статуса получат возможность летать в различные города Европы. Ожидается также, что российские и иностранные авиакомпании будут использовать Калининград как транзитную точку, что даст дополнительный потенциал для развития аэропорта и увеличения пассажиропотока. В правительстве рассчитывают, что решение скажется на снижении тарифов и, в конечном счете, на цене авиабилетов.

"Нам как воздух нужна "пятая свобода" — когда самолет любой иностранной компании может к нам прилетать и улетать с нашими пассажирами. Это точно положительное явление, объективно перспектива есть. Но накладывается политическая ситуация, которую мы не можем прогнозировать. Если бы это сделали не в кризис, то было бы прекрасно", — прокомментировала "Росбалту" директор калининградской турфирмы "Мик-Авиа" Светлана Хромова.

По ее словам, новым режимом уже заинтересовалась одна из чешских авиакомпаний. Ведь Калининград как транзитный пункт очень удобен для путешествий в Москву, Петербург, а также для полетов в российскую глубинку.

Пока же с калининградского рынка иностранцы только уходят. Свою работу уже прекратили Air Baltic, Astra Airlines, SAS, Bulgaria Air. За счет этого с января по сентябрь 2014 года пассажиропоток калининградского аэропорта на иностранных направлениях снизился на 4%.

По мнению депутата областной думы Соломона Гинзбурга, "открытие неба" на фоне отмены 72-часовых туристических виз для иностранцев с 1 января 2015 года — не что иное, как "очередное симулирование" властей. "Это все равно, что пытаться наводить марафет в доме после пожара, не построив заново стены, не укрепив фундамент и не подперев крышу. Возможно, этот эффект был бы продуктивным, если бы не были отменены 72-часовые визы. А без решения визовых вопросов, без либерализации въезда этот режим ничего не принесет ни для аэропорта, ни для жителей", — заявил депутат "Росбалту". По его мнению, запретив визы, власти перекрыли еще один канал, связанный с притоком инвестиций в регион.

"Я общался с немецкими инвесторами. И, по их мнению, это (отмена виз – прим. ред.) очередной виток по закручиванию гаек. Инвестиционная привлекательность региона снижается", — считает депутат.

"Это, конечно, приятно, что Минтранс дал разрешение при транзитных перелетах здесь садиться. Это дополнительный плюс для аэропорта и какая-то возможность для развития. Но поражает несогласованность действий. Минтранс дает разрешение пролетающим садиться, а МИД лишает их возможности воспользоваться преимуществом трехсуточной визы", – говорит кандидат экономических наук Владимир Кузин.

По его мнению, для жителей региона в этом есть плюс, поскольку у них появляется более широкий выбор рейсов. Но с точки зрения привлечения туристов или гостей это не сыграет большой роли, разве только даст дополнительную возможность осмотреть достопримечательности тем, у кого есть российская виза.

Однако, по словам Светланы Хромовой, отмена 72-часовых виз не помешает режиму "открытого неба". "К нам летят не на два дня люди. И будут лететь. Потому что Калининград занимает третье место в интересах иностранных туристов – после Москвы и Питера. Если это была действительно хорошая находка (72-часовые визы – прим. ред.), за десять лет использования это выросло бы во что-то серьезное и продуктивное. Пока никакого особенного движения нет", — подчеркнула Хромова.

По мнению генерального директора Корпорации развития Калининградской области Максима Азова, режим "открытого неба" при правильном использовании сделает регион более привлекательным для ведения бизнеса. "Введение режима "открытое небо" — это один из государственных механизмов, который позволит увеличить посещаемость области и количество потенциальных инвесторов. Сочи и Владивосток уже пользуются этим механизмом. С другой стороны, режим "открытое небо" предполагает конкуренцию за счет прихода новых авиакомпаний, что, в свою очередь, снижает цены на билеты и устраняет возможность монополизации рынка", — сказал Азов "Росбалту".

При этом экономическую выгоду получит и аэропорт, считает депутат областной думы Павел Федоров. "Как только появляются дополнительные рейсы, это улучшает экономику аэропорта в целом. Потому что взимаются средства за посадку, за обслуживание, за дозаправку борта. Есть самолеты дальних авиалиний, и, учитывая, что есть разница в цене керосина, нет экономической выгоды в том, чтобы поднимать в воздух полностью заправленный самолет, потому что это лишний груз. Иногда дешевле сделать промежуточную посадку и дозаправку", – полагает Федоров.

Однако, как говорит научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, калининградскому аэропорту вряд ли удастся серьезно заработать, поскольку, по его прогнозу, число пассажиров не будет велико. Межправительственные соглашения, которые заключает Россия, ограничивают направления полетов иностранных перевозчиков страной их регистрации. Например, лоукостер EasyJet может летать только в Британию, а Ryanair — в Ирландию; но в обе эти страны нужны визы, поэтому пассажиропоток вряд ли будет очень велик, сказал Крамаренко, слова которого приводят "Ведомости". За два года "открытого неба" в аэропорту Владивостока привлечь транзитных пассажиров так и не удалось, заметил эксперт.

Калининградский рынок невелик, потребитель небогат, а на фоне обвала рубля в ближайшие год-два на международных маршрутах и вовсе ожидается обвал. Вводить режим "открытого неба" в Калининграде бессмысленно, считает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко, которого цитируют РИА "Новости".

Эксперт предположил, что речь идет о реализации транзитного потенциала. "Но откуда и куда — вопрос неясный", — отмечает он. Между европейскими городами летать с посадкой в Калининграде (к примеру, из Хельсинки в Мюнхен) бессмысленно, а привлечь дальнемагистральных перевозчиков будет трудно, в первую очередь, из-за слабого местного спроса.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!