Теперь не в дали Сальвадор Дали |
24 Ноября 2011 г. |
Накануне Дня народного единства в Музейной студии Краеведческого музея прошёл вернисаж одного из ярчайших представителей сюрреализма – Сальвадора Доме́нека Фелипа Жасинта Дали́-Доме́нек, маркиза де Пуболь. На выставке представлены работы художника 1960-х – начала 1980-х годов из частной коллекции предпринимателя из г. Екатеринбурга Александра Шадрина. Коллекция уже основательно поколесила по России, прежде чем добраться до Иркутска. Но поскольку последние 50 работ «присоединились» к своим «собратьям» только в мае этого года, то иркутяне первыми после петербуржцев увидели более полное собрание творений Сальвадора Дали – всего более ста работ: графика, керамика, скульптура. На пресс-конференции, предварившей торжественное открытие, Александр Шадрин рассказал, что большая часть коллекции приобретена у европейского фонда «Мир Дали», а также у некоторых частных владельцев или их наследников. По его словам, Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) коллекции присвоен статус «Национального достояния России». Теперь по российскому законодательству, он не может вывезти ни одной работы из России дольше, чем на 2 года, а продажа экспонатов возможна только в пределах Российской Федерации. Организация выставки, которая пробудет в нашем городе до 18 декабря, станет для Иркутска своеобразным завершением Года Испании в России и России в Испании. Всего несколько имён: Лопе де Вега, Педро Кальдерон, Мигель де Сервантес Сааведра, Федерико Гарсиа Лорка, Луис де Моралес, Эль Греко, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Исаак Альбенис, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье… – и уже перед нами восстаёт образ великой испанской культуры! Искусство сюрреализма было призвано дискредитировать – и религию, и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него. И всё же почти за каждым образом, придуманным Дали, маячит тень великой испанской культуры. Не случайно одна из гравюр, представленных на выставке, названа Сальвадором «Божественность испанской культуры» (серия «50 лет сюрреализма», 1975 г.). Сальвадор Дали обожествлял не только испанскую культуру, но и саму Испанию. Обожествлял и обожал. По национальности он был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Сальвадор Дали родился в городе Фигерасе, провинция Жерона, и не раз говорил, что безжизненные пейзажи его родины бесконечно будоражат его воображение. Один из его знаменитых образов – «жираф в огне» – часто трактуется искусствоведами, как образ Испании, охваченной огнём гражданской войны, и передаёт ужас испанца, не понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Литография «Жираф в огне», представленная на выставке, – образ с одноимённой картины 1937 года (сама картина находится в Художественном музее города Базеля). Впрочем, после прихода к власти каудильо Фрáнко в 1936 году Дали приветствовал новый режим, из-за чего поссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключили из группы. В ответ Дали́ не без оснований заявил: «Сюрреализм — это я». На самом деле биографы Дали утверждают, что Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть не всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру. Когда Гитлер, оскорблённый публичными заявлениями Дали о том, что он любит «мягкую, пухлую спину фюрера», заочно приговорил скандалиста к смерти, Франко ответил, что своих художников может расстреливать только он сам.
«Королевское насекомое» – ещё одна гравюра из этой серии (1972 г.). Эта коронованная особа от чешуекрылых на трёх ногах с закрытыми глазами (точнее, одним глазом, потому что показан только её профиль) по капле собирает свой яд в скрученную чашу, лишённую стенок. Тело её – мягкие часы (образ появившийся в 1931 на картине «Постоянство памяти», которая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке), а крылья основательно пострадали от времени. Одно крыло подпирает костыль – также один из непременных «атрибутов» творчества Сальвадора Дали. Здесь я вспомнила выражение одного своего знакомого: «Насекомые – чистый протеин, и как они летают?!» И действительно, способно ли взлететь это существо с дырявыми крыльями, и это что за тварь вообще – может быть, само время – бездонное и ядовитое, сонное и «бескрылое»… Трактовать образы Дали можно по-разному, они и созданы были, чтобы рождать свободные ассоциации (метод Зигмунда Фрейда – идейного «вдохновителя» сюрреалистов) – свободные от косности, стереотипов, избитых метафор. Здесь есть над чем «пораскинуть мозгами» и чувствами. Почему-то подумалось, что когда человеку пускают пулю в висок, тогда он и «раскидывает» мозгами… Такие вот картины возникают в воображении, когда встречаешься с образами Дали, они и есть та самая пуля в висок. И все же, несмотря на то, что порой картины Дали напоминают кошмарные сны, его творчество не вызывает боли и агрессии. Это не картины Пикассо, несущие жёсткую воинственную мужскую сущность. У Дали всё как бы понарошку, не взаправду. Наверное, это ощущение связано с его личностной инфантильностью. Дали – ребёнок, всю жизнь гнавшийся за любовью. Ещё мальчиком в среде сверстников, которые его не принимали, он привлекал к себе внимание нахальными выходками – так же он вёл себя и в зрелом возрасте. Поэтому когда он со второго этажа обмочил «золотым дождём» посетителей своей выставки – это был поступок дошкольника, который выписывает (в физиологическом смысле!) ромашку на песке. Для ребёнка внимание равнозначно любви, и он будет добиваться внимания любыми средствами. Так что, похоже, сюрреализм для Дали – не способ творчества, а способ мышления, мировосприятия. Так же гнался он за любовью своей музы и жены Галы (Елены Дьяконовой). Для него любовь была скорее дикой страстью, а её чувства были не лишены рассудка прозорливой женщины, вышедшей замуж за гения. Среди работ выставки «Шедевров…» – гравюры «Долгая дорога к замку Гала» и «Башня Гала» из серии «50 лет сюрреализма». Есть версия, что Гала была «серым кардиналом» в стане сюрреалистов. Обладая огромным кругозором и жизненным опытом (Гала была старше Дали на 10 лет), она дарила символистам идеи, не претендуя на авторство, помогала им устраивать дела (будучи женщиной очень деятельной и хваткой) и даже делилась женской энергией, вступая с ними в интимные отношения. Она всегда мечтала о своём замке, и когда, уже в поздние годы, Дали ей, наконец, его подарил, то смог появляться там только по письменному разрешению Гала. На гравюре «Башня Гала» из окна башни женская рука выбрасывает горящего жирафа. И хотя мы говорили ранее, что это образ Испании, Дали настолько не отделяет себя от Испании, что мог был бы смело сказать: «Испания – это я, а я – это Испания». Поэтому, возможно, это он сам выброшен из окна рукою своей любимой женщины. Гнавшийся за любовью, он её так и не догнал. Она всё время ускользала от него, как утекающее время. Скульптура «Протёкшее время» (другое название «Контур времени», 1977 г.) и скульптурный триптих «Будущее. Настоящее. Прошлое» (1974 г.) также представлены на выставке. Образ протёкшего времени родился у Дали довольно банально – сыр оплавился на тосте. Но в том-то и сила сюрреализма, что из банальности может возникнуть одна из главных идей творчества. В скульптуре «Протёкшее время» – «распластавшись» на древе, время образует фигуру человека, как бы говоря нам о том, что время – чисто человеческая категория. Время – это процесс изменения пространства, но для природы оно не существует. Я смотрю на свою двухлетнюю дочь и вижу, что для неё времени не существует. Не существует времени и для животных – существуют только меняющиеся условия...
И ещё нам есть чему поучиться у большого ребёнка Дали. Обратите внимание, как дети дошкольного возраста погружены в творчество – они постоянно что-то придумывают, сооружают, лепят, рисуют, сочиняют стихи... Дали также был одержим творчеством: он столько всего создал за свою жизнь, что собрать абсолютно полный каталог его произведений кажется невозможным. «Ни дня без творчества, ни дня без искусства» – если жить под этим девизом, то время расширяется, растягивается, как каучук. Сальвадор Дали был одной из самых одиозных и эксцентричных личностей в истории искусства. Имя ему – Скандал! Скандал сопровождал каждый его шаг, и после смерти он не может успокоиться и продолжает будоражить умы. Поэтому позвольте в эту бочку сюрреалистического мёда (отсылка к гравюрам «Королевское насекомое» и «Чревоугодие» из цикла «Человеческие пороки», 1974 г.), подбавить ложку дёгтя из реалий нашей жизни. Более 30 городов посетила выставка «Шедевры Сальвадора Дали», и по этому пути за ней прошелестел шлейф журналистских скандалов, связанных с подлинностью работ. В первую очередь журналистов заинтересовал вопрос о сертификатах подлинности. По словам коллекционера, они хранятся в швейцарском банке и составляют половину стоимости произведений Дали, поэтому предъявить их (а также почему-то и их копии!) он не может. Второе сомнение пишущей братии – о фонде «Мир Дали», которому, как рассказал Александр Шадрин, принадлежат все европейские музеи Дали. Действительно, поиск данной организации в Интернете не даёт результатов, кроме интервью самого Шадрина и других публикаций в российских новостных ресурсах о его выставках. Впрочем, это утверждение можно парировать тем, что «Интернет – это всемирная помойка» – не всё же должно быть на помойке! Хотя Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Испании, которому передано наследие Дали, завещанное по его последней воле «любимому испанскому народу», есть… Да и сам, Александр Иванович, не в обиду будет сказано, – «тёмная лошадка». По его словам, он бизнесмен в сфере кредитования. Но СМИ знают о нём только в связи с выставочной деятельностью. Странно, что такой крупный капиталист, способный осуществлять подобные проекты, не на слуху и не на виду. А культуртрегерская деятельность, то есть продвижение культурных проектов, таких как Дали, Пикассо, при тех огромных затратах, которые они требуют, вряд ли может себя окупать. Следующий интересный момент – приведу цитату из казанской электронной газеты «Pro Город»: «ИЗО музей получил в дар от Шадрина картину художника — литографию «Лицо». Вручение полотна больше напоминало хорошо подготовленное шоу. Шадрин в присутствии журналистов снял картину со стены, вытащил её из рамы и карандашом сделал памятную надпись: «Жителям Казани с благодарностью за музу Сальвадора Дали – Гала!!! Александр Шадрин». Свидетели происходящего удивились, что коллекционер оставляет своё послание на лицевой стороне рядом с росчерком самого Сальвадора Дали. Кто-то спросил: «У вас рука не дрожит?» – «Это моя собственность! Могу хоть кусочек оторвать!» – парировал коллекционер. «Такой подарок я сделал только в Казани», – рассказал Шадрин газете «Pro Город». Однако корреспондентам газеты удалось выяснить, что подобный подарок предприниматель оставил и Самаре. Там Шадрин передал местной галерее картину Дали «Новое пространство». То, что литография стоит, как крутая иномарка – его не смущает. И везде Шадрин оставляет свой автограф рядом с подписью Дали – не слишком ли вольное обращение с национальным достоянием России? Чтобы развеять сомнения, я обратилась к руководству Музейной студии Краеведческого музея. Ольга Григорьевна Дурнова сообщила мне, что при заключении договора с Музеем, Александр Шадрин предоставил сертификат подлинности от Росохранкультуры. И хотя 8 августа 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590, по которому данное ведомство упразднено с передачей функций в Министерство культуры РФ, – сомневаться не приходится, потому что государство взяло на себя ответственность. Да и так ли важен вопрос о подлинности? Специалисты отмечают, что установление подлинности в творчестве Дали не всегда представляется возможным. Художник не гнушался ставить подписи на пустых листах для будущих подделок, пользоваться услугами многочисленных помощников, продавать свои авторские права на чужие картины… Несмотря на это, образы, придуманные Дали, сами по себе имеют художественную ценность, раскрепощают, дают пищу для размышлений. В общем, «думайте сами, решайте сами», и если почувствуете реальную силу мастера – ваше счастье. |
|