Будда |
23 Июня 2011 г. |
Будда — единственный основатель религии, который не объявлял себя ни пророком какого-либо Бога, ни его посланником. Более того, Будда отрицал идею Всевышнего — всеблагого Творца и Высшего Существа. Он называл себя «Буддой» — «Просветлённым», или, лучше сказать, «Пробуждённым» — духовным учителем, гуру. И только спустя время историческая личность — принц Сиддхартха — превратилась в божество. Буддизм опирается на поиск индивидуальной истины, и для его приверженцев не важно, существовал ли исторический Будда. Согласно большинству исследователей, тот, кто стал Буддой, вероятнее всего, родился в апреле-мае 558 года до нашей эры. По другой версии — примерно в 567 году до нашей эры в городе Капилавасту, столице небольшой области на склоне непальских Гималаев. Он был сыном царя Шуддходана из благородного рода Шакья и его первой жены Майи, или, как её чаще называют, Маядеви. Незадолго до его рождения Майя отправилась повидаться с родителями. Вблизи селения Лумбини, недалеко от Капилавасту, она хотела отломить сук от высокого дерева и у неё начались схватки. Мальчика назвали Сиддхартха, или Сарвартхасиддха. В переводе это имя означает «достигший цели». Ветвь рода Шакья носила прозвище Гаутама. Нельзя умолчать о легендах появления будущего Будды на свет. Зачатие его было непорочным, ботхисатва («стремящийся к просветлению») проник в правый бок матери под видом слона или шестимесячного младенца. И находился он не в материнской матке, а в раке из драгоценных камней. Рождение его также происходит через правый бок матери в облике слона. Мать его скончалась через семь дней после родов, и принца воспитывала сестра матери Махапраджапати. По источникам, у Будды были сводный брат и сестра, славившаяся своей красотой. В 16 лет принц женился на двух принцессах из соседних индийских царств. Через 13 лет у него родился сын Рахула. Имени его жены источники не сообщают, называя её «мать Рахула» — Рахуламата. По этому поводу известный историк религий Мирча Элиаде заметил: «Вероятнее всего, не сообразные с аскетической буддийской традицией подробности являются невыдуманными фактами». Когда Гаутаме исполнилось 29 лет, ему опротивела его обеспеченная жизнь и он покинул родной дворец. Согласно древнему обычаю, отречься от мира можно было лишь после рождения сына или внука. Аскет Гаутама, как его тогда стали величать, обрил свои волосы и бороду, надел жёлтые одежды и пошёл скитаться по свету. Самые ранние источники сообщали об этом решении со слов самого Будды, который говорил своим ученикам, что рано задумавшись о старости, болезнях и смерти, он потерял радость жизни и принял решение спасти людей от этих трёх неизбежных зол. В легенде эти события излагаются более красочно и драматичнее. Шуддходан ограничивал пребывание принца пределами дворца и садов, чтобы тот не видел уродства, болезней, смертей и царящего в мире зла. Однако принцу удалось трижды выйти за обозначенные границы и встретить на своём пути похоронную процессию (смерть), прокажённого (болезнь) и ветхого старца (старость). В четвёртый раз Гаутама встретил мудреца, шрамана, неортодоксального отшельника, погружённого в глубокое созерцание. Последняя встреча будто бы указала принцу путь и метод постижения истины. Сначала принц ведёт жизнь бродячего аскета. Период странничества заканчивается учёбой под руководством брахмана Арада Калама в Вайшали. В поисках более основательного знания молодой аскет прибывает в Раджагриху, столицу Магадхи, где очаровывает местного царя Бимбисара. Тот предлагает Гаутаме в дар часть своего царства. Вместо этого соблазна принц идёт в ученики к мудрецу Удраке Рамапутре. У него Гаутама за год осваивает технику йоги, достигая при этом сверхчувствительного состояния, в котором уже нет ни сознания, ни несознания. Однако потом с пятью учениками он уходит в Гайю. Здесь в течение шести лет он подвергает себя суровому образу жизни, довольствуясь зёрнышком проса в день, а потом и вовсе отказавшись от пищи. В это время его, похожего на скелет, называют Шакьямуни, «отшельник из рода Шакья». Поняв тщетность самоистязания плоти, Шакьямуни прерывает добровольную голодовку. Теперь он постиг всё, что только доступно смертному: блаженство и негу дворцовой жизни, медитацию йогов, философские доктрины, власть и бедность, любовь и голод, одиночество и аскезу. Приблизительно в апреле-мае 523 года (или около 532 года до н. э.) он познал «высшее и полное просветление» — стал Буддой. Пробудившись, Сиддхартха Гаутама становится «Святым, Блаженным, Совершеннопробуждённым» (Архат, Бхагават, Самьяксамбудда). Произошло это освобождение от перерождений под сенью дерева Бодхи, или ашваттха, в котором исследователи признают смоковницу. Дальнейшую жизнь Будда, а всего он странствовал более сорока с лишним лет, посвятил проповеди своего учения — дхармы освобождения. Завистливый родственник 72-летнего Будды, Девадатта, однажды потребовал передать ему управление общиной, но получив отказ, попытался убить Пробуждённого. Сначала он подослал наёмных убийц, потом сбросил на него сверху огромный камень и даже натравил разъярённого слона. Девадатта создал секту, в которую заманил некоторых нестойких членов общины, но потом другие приверженцы сумели вернуть отступников в лоно буддизма, а Девадатта живьём провалился в преисподнюю. Под сенью другого цветущего древа — Шала — Будда принялся ожидать смерть. Будда скончался в возрасте 80 лет в ноябре 478 (или 487) года до нашей эры. Перед уходом Будда призвал своих учеников надеяться на собственные силы, быть самим себе святильниками и усердно трудиться во имя освобождения от колеса сансары — череды перерождений. Первоначально словом «Будда» обозначали лишь Шакьямуни, но уже в древнейших текстах «Типитаки» упоминались шесть Будд, которые появились до Шакьямуни. В «Буддхавансе» их насчитывалось уже 24. Первым среди них считался Дипанкара. Согласно мифу, при нём Шакьямуни принял решение стать Буддой. Некоторые моменты в его жизни очень напоминают легенды, связанные с именем Иисуса Христа. В частности, история с искушением Будды тремя дочерьми буддийского демона Мары, который, не добившись ничего силой, прибег к хитрости, сопоставимо с искушением Христа в пустыне. А содержащийся в Евангелии от Луки рассказ праведника Симеона аналогичен с эпизодом из «Жития Будды», написанном в I веке до нашей эры, при царе Канишке. Специалисты по религиоведению по-разному оценивали подобные параллели. Кстати, и в некоторых спутниках Будды явственно проступают черты апостолов, сопровождавших Христа. Так, Ананду называли Иоанном, а в Девадатте видели предателя Иуду Искариота. Ананда был любимым учеником Будды, и он скончался на его руках. В отличие от Христа, Будда весьма негативно относился к женщинам. Воспитавшая его мачеха трижды в слезах умоляла Будду дозволить женщинам вступать в монахини. Будда категорически не хотел видеть Махапраджапати, и только Ананда сумел убедить учителя принять опекавшую в детстве Гаутаму старую женщину, от которой принц видел только благодеяния. Будда уступил скрепя сердце, поставив перед женщинами восемь условий, на которые те с радостью согласились. Но и после этого Будда ворчал, что дал слабину, которая не послужит на благо церкви. Будда предсказывал, что его учение вместо тысячи лет просуществует только 500 лет — и всё из-за членства женщин в монашеской общине буддистов. Слабый пол, называемый им «оковами Мары», для Будды был величайшим препятствием к достижению нирваны. По достижении нирваны Будда может переродиться в другое существо, но может остаться в человеческом облике до конца кальпы (8 640 000 000 человеческих лет). На небе Будда может предстать в виде верховного божества Брахмы — четверорукого существа с четырьмя ликами, обращёнными в четыре стороны Вселенной. |
|