Как дальше жить будем? |
Отделение ПФР по Иркутской области |
22 Ноября 2012 г. |
По всей стране идёт обсуждение проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, или, как чаще всего звучит в обыденной речи, пенсионной реформы. И хотя запланированные изменения в пенсионной системе страны носят долгосрочный характер, а значит, затронут только будущих пенсионеров, то есть тех, кто сейчас молод и находится в трудоспособном возрасте, думаем, что и аудитории нашего сайта будет интересно узнать ответы на некоторые вопросы по предстоящим изменениям.
Какие задачи должна решить реформа? обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате); достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера; поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей; обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования; развитие трёхуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан); повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы. При этом основными принципами формирования пенсионных прав должны стать: • адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина/объёму страховых взносов, которые уплачиваются за него (в т. ч. при его непосредственном участии); • учёт продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию; • обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера. Что нам предлагает Стратегия? В Стратегии отмечается необходимость формирования в России трёхуровневой пенсионной системы. Первый, базовый уровень, формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования. Источник – обязательные страховые взносы работодателей. Этот уровень должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов. Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться как за счёт взносов работодателей, так и самих работников (на основе трудовых договоров, коллективных договоров и целевых соглашений с работодателем). Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником, физическим лицом. Такие пенсии также могут и должны стимулироваться работодателем. Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60–70 процентов утраченного заработка. Особенно это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов. Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит? Расчёты показывают, что коэффициент замещения заработка трудовой пенсией на уровне 40% обеспечивается при 40 годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработной платы. Для расчёта размера пенсии брался период нахождения на пенсии, равный 20 годам (это расчётная величина, т. к. выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер; на 2013 год законодательно утверждён период нахождения на пенсии – 19 лет, среднестатистический срок нахождения на пенсии сейчас составляет 21 год). При этом для представителей среднего класса будут созданы условия для достижения адекватного их заработкам уровня пенсий за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах. Важно! Нормативный стаж, необходимый для получения максимальной пенсии от государственной солидарной системы пока не определён. В настоящий момент правительство по поручению президента РФ прорабатывает вопрос снижения данного нормативного стажа с 40 до 35 лет. Нормативный стаж будет дополнительно рассчитываться после принятия принципиального решения о реформировании пенсионной системы в соответствии со Стратегией долгосрочного развития. Для справки: сегодня в среднем по Российской Федерации средний стаж людей, выходящих на трудовую пенсию, – 32 года. Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Женщинам будет трудно совместить выработку 40-летнего стажа с рождением и воспитанием детей. Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию. При этом нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребёнком или нетрудоспособным членом семьи) также будут входить в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется. Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность гражданам участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа. Ещё раз обращаем внимание, что нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, пока не определён. Сохранится ли льгота – при назначении трудовой пенсии по старости включение в страховой стаж периодов службы в армии, ухода за ребенком и др.? Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчёте размера пенсии. Изменение законодательства не планируется. В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды: прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы); получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; уход одного из родителей за каждым ребёнком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности; получение пособия по безработице; участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; содержание под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет; проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР. Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам? Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней. Если Стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат? Сначала – пенсионеры. Потому что первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в Российской Федерации в последние годы, т. к. при сохранении нынешних правил развития пенсионной системы размер пенсий, реальный по отношению к прожиточному минимуму, будет падать. Другой результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-го года. Пенсионная формула будет распространяться и работать для более широкого круга лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права после 2002 года, в рамках новой пенсионной системы. Поэтому их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им формировать большие пенсионные права (за счёт государственной пенсионной системы – на уровне 40% от заработка при нормативном трудовом стаже). При реализации Стратегии получат развитие корпоративные пенсионные системы, а работники – стимулы делать из своей зарплаты дополнительные пенсионные отчисления. В частности, в Стратегии это прописано применительно к лицам, работающим во вредных и опасных условиях. Правда ли, что будут ликвидированы досрочные пенсии для людей, занятых на вредных и опасных производствах? Это неправда. Институт досрочных пенсий сохраняется. Вопрос, кто будет платить льготные пенсии, как раньше, вся страна или работодатели – владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест. Действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника для выплат досрочных пенсий. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию – в 45, 50, 55 или в 60 лет. Т. е. гражданин получает пенсию на несколько лет дольше других граждан, а страховые взносы за него вносятся по общему тарифу, но меньший период времени. К тому же у работодателей – владельцев вредных производств – отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство. 75% пенсионеров, которые получают досрочную пенсию и ещё не достигли общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать. То есть сам институт пенсии как компенсация утраченного заработка теряет свою правовую природу. |
|