ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как дальше жить будем?

Отделение ПФР по Иркутской области   
22 Ноября 2012 г.
Изменить размер шрифта

По всей стране идёт обсуждение проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, или, как чаще всего звучит в обыденной речи, пенсионной реформы. И хотя запланированные изменения в пенсионной системе страны носят долгосрочный характер, а значит, затронут только будущих пенсионеров, то есть тех, кто сейчас молод и находится в трудоспособном возрасте, думаем, что и аудитории нашего сайта будет интересно узнать ответы на некоторые вопросы по предстоящим изменениям.

Какие задачи должна решить реформа?

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера;

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;

развитие трёхуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

При этом основными принципами формирования пенсионных прав должны стать:

• адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина/объёму страховых взносов, которые уплачиваются за него (в т. ч. при его непосредственном участии);

• учёт продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;

• обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

Что нам предлагает Стратегия?

В Стратегии отмечается необходимость формирования в России трёхуровневой пенсионной системы.

Первый, базовый уровень, формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования. Источник – обязательные страховые взносы работодателей. Этот уровень должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов.

Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться как за счёт взносов работодателей, так и самих работников (на основе трудовых договоров, коллективных договоров и целевых соглашений с работодателем).

Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником, физическим лицом. Такие пенсии также могут и должны стимулироваться работодателем.

Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60–70 процентов утраченного заработка. Особенно это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов.

Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит?

Расчёты показывают, что коэффициент замещения заработка трудовой пенсией на уровне 40% обеспечивается при 40 годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработной платы. Для расчёта размера пенсии брался период нахождения на пенсии, равный 20 годам (это расчётная величина, т. к. выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер; на 2013 год законодательно утверждён период нахождения на пенсии – 19 лет, среднестатистический срок нахождения на пенсии сейчас составляет 21 год).

При этом для представителей среднего класса будут созданы условия для достижения адекватного их заработкам уровня пенсий за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Важно! Нормативный стаж, необходимый для получения максимальной пенсии от государственной солидарной системы пока не определён. В настоящий момент правительство по поручению президента РФ прорабатывает вопрос снижения данного нормативного стажа с 40 до 35 лет.

Нормативный стаж будет дополнительно рассчитываться после принятия принципиального решения о реформировании пенсионной системы в соответствии со Стратегией долгосрочного развития.

Для справки: сегодня в среднем по Российской Федерации средний стаж людей, выходящих на трудовую пенсию, – 32 года.

Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Женщинам будет трудно совместить выработку 40-летнего стажа с рождением и воспитанием детей.

Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка.

Гражданин сам будет решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию.

При этом нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребёнком или нетрудоспособным членом семьи) также будут входить в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется.

Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность гражданам участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа.

Ещё раз обращаем внимание, что нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, пока не определён.

Сохранится ли льгота – при назначении трудовой пенсии по старости включение в страховой стаж периодов службы в армии, ухода за ребенком и др.?

Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчёте размера пенсии. Изменение законодательства не планируется.

В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды:

прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы);

получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребёнком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трёх лет в общей сложности;

получение пособия по безработице;

участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

содержание под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;

проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.

Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?

Да, будут.

В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.

Если Стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?

Сначала – пенсионеры. Потому что первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в Российской Федерации в последние годы, т. к. при сохранении нынешних правил развития пенсионной системы размер пенсий, реальный по отношению к прожиточному минимуму, будет падать.

Другой результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-го года. Пенсионная формула будет распространяться и работать для более широкого круга лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права после 2002 года, в рамках новой пенсионной системы. Поэтому их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им формировать большие пенсионные права (за счёт государственной пенсионной системы – на уровне 40% от заработка при нормативном трудовом стаже).

При реализации Стратегии получат развитие корпоративные пенсионные системы, а работники – стимулы делать из своей зарплаты дополнительные пенсионные отчисления. В частности, в Стратегии это прописано применительно к лицам, работающим во вредных и опасных условиях.

Правда ли, что будут ликвидированы досрочные пенсии для людей, занятых на вредных и опасных производствах?

Это неправда. Институт досрочных пенсий сохраняется. Вопрос, кто будет платить льготные пенсии, как раньше, вся страна или работодатели – владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест.

Действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника для выплат досрочных пенсий. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию – в 45, 50, 55 или в 60 лет. Т. е. гражданин получает пенсию на несколько лет дольше других граждан, а страховые взносы за него вносятся по общему тарифу, но меньший период времени. К тому же у работодателей

– владельцев вредных производств – отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство.

75% пенсионеров, которые получают досрочную пенсию и ещё не достигли общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать. То есть сам институт пенсии как компенсация утраченного заработка теряет свою правовую природу.