НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-02-00-02-54
Трагедия произошла в подмосковном городе Клин. 68-летняя бабушка забрала семилетнюю внучку с занятия по рисованию. В квартире женщина вручила девочке сладкий презент – шоколадку...
-86-
Трагедия случилась в одной из больниц города Пензы. Там 46-летняя женщина задушила 86-летнюю бабушку. Подозреваемая свою вину уже признала.
-14-
В России предложили запретить детям до 14 лет доступ к социальным сетям. Соответствующее письмо направил президент ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «АВАНТИ» Рахман Янсуков в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя...

Вручили премии Станиславского

03 Декабря 2013 г.

Элегантная, почти домашняя церемония в отеле "Балчуг-Кемпински" по традиции венчает фестиваль "Сезон Станиславского" и московский театральный год. Имена лауреатов известны заранее, и потому кроме радостных встреч - никакого волнения, пишет "Российская Газета".

 

Почетную премию этого года за вклад в искусство получил выдающийся актер театра и кино Алексей Петренко, и само по себе это сделало церемонию крупным событием. После московских гастролей МДТ-Театра Европы ни у кого не вызвали сомнений имена лауреатов, получивших премии за лучшие актерские свершения прошлого сезона - Ксении Раппопорт (она сыграла леди Мильфорд в "Коварстве и любви") и Сергея Курышева (доктор Штокман в спектакле "Враг народа"), оба - в режиссуре Льва Додина. К ним присоединился актер СТИ Алексей Вертков, сыгравший Веничку в спектакле "Москва - Петушки" в постановке председателя Жюри Сергея Женовача. А лучшим спектаклем сезона был назван "Добрый человек из Сезуана" (Московский театр им. Пушкина), а статуэтка и премия отправилась к его режиссеру Юрию Бутусову.

Премия Станиславского была вручена еще одному режиссеру, бельгийцу Люку Персевалю, недавно возглавившему Талия Театр в Гамбурге. В этом сезоне он показал в Москве и Питере три своих спектакля. Среди них - "Там за дверью" Борхерта на фестивале NET и "Каждый умирает в одиночку" на Зимнем фестивале Льва Додина.

Оба связаны с сюжетами Второй мировой войны и оба стали событиями в немецкоязычном театре. Выбор когда-то широко известного, но основательно позабытого романа Ханса Фаллады "Каждый умирает в одиночку" был совершенно необычным. Несмотря на его огромную популярность после войны, роман был забыт, и до тех пор, пока его вновь не опубликовали без купюр, не вызывал никакого интереса в Германии. История лояльной к режиму семьи, решившейся после гибели сына на Восточном фронте начать индивидуальное сопротивление, оказалась настоящей терапией для немецкой публики, привыкшей в современном театре к жесткому политическому самобичеванию. Персеваль (едва ли не впервые за последние десятилетия) сменил способ рассказывания о травме. "Немцы" в его спектакле, хоть и бывают порой похожи на шаржи Кукрыниксов, все же рассказаны как обыкновенные люди, не одержимые никакими специально "немецкими" комплексами и фобиями.

Умеющий резко менять режиссерские манеры, на этот раз Персеваль предстал в своем самом консервативном обличье. Бесконечный нарратив, точный и полный психологических подробностей рассказ о жизни и переживаниях людей, заставил немецких критиков призадуматься - не есть ли эта консервативная форма рассказа самой современной сегодня?

Пустая сцена, стол, несколько стульев и бесконечная вереница людей - эпическая фреска о жизни берлинцев 40-х годов прошлого века. Великолепный ансамбль актеров, играющих легко и нежно, без всякого нажима, рассказывает о любви и ненависти, о презрении и сопротивлении, о бегстве и спасении, едва ли не впервые позволяя своим соотечественникам в зале пережить острое чувство понимания предков. Это и было задачей режиссера. Подробности берлинской жизни 40-х существуют на фоне огромной инсталляции: высоко уходящий в колосники задник несет с собой множество предметов быта, представляя странную аппликацию, похожую то на карту города, то на разбросанные в полях стога, то на вещи, выброшенные из квартир и домов. У его подножья, на заднем краю сцены, вытянулась полоса сваленного берлинского скарба (художник Аннет Курц).

Семейная пара как единственную форму любви и верности убитому сыну выбирает тихое сопротивление: без всякого героического пафоса они пишут открытки антигитлеровского содержания и подбрасывают их в трамваи, больницы, кабинеты и туалеты. Им страшно, как и тем, кто доносит на них в гестапо. Внимательный к человеку, вне яростных оценок и обличений, изнутри самих событий и чувств, язык Фаллады чем-то похож на прозу Юрия Трифонова.

Люк Персеваль, полный какого-то деревенского, фламандского тепла, лечит немецкие раны рассказом о самом существе жизни, отодвигая в сторону всякую идеологию и непримиримость.