ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Игорю Плеханову – 80 лет

По инф. ИА «Башинформ»   
29 Июля 2013 г.
Изменить размер шрифта

Исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР Игоря Александровича Плеханова. В 60-е годы никому в Башкирии не надо было объяснять, кто это такой. Сейчас в республике осталось всего два города, где еще проводятся соревнования по тому виду спорта, в котором Игорь Плеханов снискал свою мировую славу – по спидвею или, как все еще он в нашей стране официально называется, – мотогонкам по гаревой дорожке.

В Уфе же – родном городе звезды мирового спидвея и колыбели всего советского спидвея, – получило паспорта уже целое поколение родившихся после таинственного исчезновения этой дисциплины мотоспорта. Впрочем, до 15-летия скорбной даты – последние соревнования состоялись в Уфе на стадионе «Труд» 13 июля 1998 года, — еще есть время, тогда и поговорим об этом подробнее.

А лет 45 назад о спидвее знал каждый уфимец, и причиной этому был, прежде всего, Игорь Плеханов. Его мастерством восторгались тысячи болельщиков, заполнявших трибуны стадионов, на которых проводились соревнования по спидвею, более чем 130 городов Советского Союза и стран Восточной и Западной Европы.

Для многих зарубежных любителей спидвея он раздвинул железный занавес и показал истинные возможности нашей страны в спорте. Прорыв Плеханова в мировом спидвее журналисты капиталистических стран сравнивали с прорывом СССР в космос, Плеханова называли Гагариным на земле. Его достижения остаются непревзойденными в течение вот уже более 40 лет, прошедших с той поры, когда он ушел из спорта.

Официальный день рождения Игоря Плеханова — 26 июля, хотя фактически он родился ровно на месяц раньше. Ровно десять лет своей жизни он посвятил спидвею; эти десять лет стали самыми звездными в его жизни и, как теперь можно утверждать — самыми звездными годами башкирского, советского и постсоветского спидвея.

Высшими достижениями Игоря Плеханова стали две серебряные медали личных чемпионатов мира 1964 и 1965 годов. Лишь через 44 года — в 2009-м российский гонщик снова поднялся на пьедестал почета этого чемпионата — третью, и вот в этом году этот гонщик – салаватец Эмиль Сайфутдинов имеет реальный шанс стать чемпионом мира.

Феноменальность же достижений Плеханова состоит в том, что первую из своих двух серебряных медалей он выиграл всего через пять лет после своего знакомства со спидвеем (в мае 1959 года). А готов к такому результату был тремя годами раньше, то есть, всего через два года после того, как впервые сел на гаревый мотоцикл. В 1961 году дебютант личного чемпионата мира успешно преодолел четыре отборочных этапа, на последнем из которых — в Европейском финале — занял третье место после лидеров мирового спидвея шведов Фундина и Кнутссона. Даже знатоки были удивлены: такое не удавалось ни гонщикам Польши, ни Чехословакии, ни Германии или Дании — стран, которые культивировали спидвей по несколько десятков лет. А гонщик из СССР сразу опередил несколько десятков профессионалов и был готов штурмовать спидвейный Олимп.

Они удивились бы еще больше узнав, что Игорь Плеханов начал заниматься мотоспортом в 1952 году во время службы в Советской Армии, и лишь по той причине, что был определен в разведбат, где оказался единственным человеком с правами мотоциклиста, потому и был посажен на мотоцикл М-72. А до армии Плеханов занимался совсем другими видами спорта: бегал на коньках на уфимском стадионе «Динамо», прыгал с трамплина на лыжах в находящемся рядом с нынешним памятником Салавату Юлаеву Черкалихинском овраге.

Отслужив три года и вернувшись домой, Плеханов полностью сосредоточился на мотоспорте, стал членом Башавтомотоклуба, выступал в соревнованиях по мотокроссу, ипподромным гонкам, был одним из первопроходцев башкирских мотогонок на льду, а в 1959 году дебютировал в соревнованиях по спидвею.

Назовем все спортивные достижения Игоря Плеханова.

 

Кроме двух серебряных медалей личного чемпионата мира он завоевал две серебряные и одну бронзовую медаль командного чемпионата мира (1964, 1966 и 1967).

Дважды — в 1961 и 1967 годах он занимал третьи места в Европейских финалах. Пять раз — в 1960, 1961, 1963, 1965 и 1968 годах становился чемпионом СССР в личном первенстве, установив еще один непревзойденный рекорд, который лишь повторили через много лет Валерий Гордеев и Михаил Старостин, и четыре раза — первым вице-чемпионом (1959, 1962, 1964, 1967). В составе уфимской команды «Башкирия» Плеханов еще пять раз удостаивался титула чемпиона страны (1962, 1964, 1967, 1968, 1969), в составе команды РСФСР дважды становился чемпионом Спартакиады народов СССР (1965, 1967), в личном первенстве по разу стал чемпионом Спартакиады (1965) и ее серебряным призером (1967).

Плеханов — первый чемпион России, выиграл этот чемпионат три раза подряд (1960, 1961 и 1962). Повторить этот рекорд лишь через четверть века удалось Михаилу Старостину, еще через 12 лет — Ринату Марданшину. Превзойти — никому.

Плеханов — единственный из советских гонщиков, кто выиграл два Золотых шлема Чехословакии (1964 и 1966), победив в турнирах в Пардубице, которые в те годы по престижности уступали только финалу личного чемпионата мира. Он — первый гонщик мира, который выиграл этот трофей на гаревой дорожке (с 1929 по 1963 год его разыгрывали на травяном треке).

Девять раз Плеханов принимал участие в личных чемпионатах мира и семь раз доходил до финала, правда, один раз в качестве запасного. За это время ему пришлось участвовать в 40 гонках, 192 основных заездах и нескольких дополнительных. В общей сложности, Плеханов вышел победителем двух гонок личного чемпионата мира, в девяти занял второе место и в пяти — третье; лишь в одной не пробился в следующий этап; набрал в основных заездах 402 очка, в том числе 57 — в финалах.

За десять гонок, проведенных в составе сборной СССР в командных чемпионатах мира, Плеханов провел 40 заездов и набрал 85 очков, в четырех финалах— 24.

Игорь Плеханов был первым гонщиком мира, вышедшим в финал личного чемпионата мира на чехословацком мотоцикле «Эсо-Ява» и первым, кто завоевал на нем медаль.

В гонках мировых первенств Плеханов выступил на 19 треках восьми стран, всего же — более чем на 130 треках мира; на десятках треков он установил рекорды скорости. Некоторые из них принадлежат ему до сих пор и будут принадлежать вечно, например установленный в 1965 году рекорд трека Центрального стадиона имени Ленина в Москве.

Игорь Плеханов так и не стал чемпионом мира, но среди чемпионов он был своим, и весь спидвейный мир расценивал его как одного из самых выдающихся гонщиков. Впечатляет статистика встреч Плеханова с чемпионами. На высшем уровне, в 10 мировых финалах (шести личных и четырех командных) он вел борьбу с семью гонщиками, в разное время владевшими титулом короля спидвея: новозеландцами Ронни Муром, Барри Бриггсом, Айваном Мейджером (12 титулов чемпиона мира на троих), шведами Ове Фундиным, Бьерном Кнутссоном и Андерсом Миханеком (семь титулов), а также погибшим во время гонок в 1963 году двукратным чемпионом мира англичанином Питером Крейвеном.

Общий счет встреч обладателей 21 титула чемпиона мира с ни разу не владевшим этим титулом Плехановым — всего лишь 21:17 (почти ничья!) в пользу сборной «королей спидвея». Причем, в финалах командных чемпионатов мира — 7:6 в пользу Плеханова! Счет в дуэлях с самым знаменитым гонщиком 50-60-х годов Фундиным — 6:5 в пользу Плеханова, а с величайшим спидвеистом мира всех времен Айваном Мейджером — 3:1 также в пользу советского спортсмена!

Спортивная карьера Игоря Плеханова завершилась довольно быстро и неожиданно: окончив Ленинградский институт физкультуры имени П.Лесгафта в 1969 году, он решил продолжить занятия мотоспортом на тренерском поприще. Дебют в качестве тренера сборной СССР оказался золотым: на очередном турнире в Пардубице (1969 год) Золотой шлем Чехословакии достался уфимцу Геннадию Куриленко. А в 1972 году у англичан, заполнивших трибуны стадиона Уэмбли, перед глазами пошли красные пятна: более трети финалистов были гонщиками в красных жилетах с серпом и молотом. Шесть гонщиков одной страны, пробившихся в финал через полный цикл отборочных соревнований — последний мировой рекорд, установленный Игорем Плехановым, но уже как тренером.

Увы, в силу ряда причин, в следующем году Игорю Александровичу пришлось окончательно расстаться со спидвеем, и дальнейшее его участие в нем было связано лишь с гонками ветеранов, в которых Плеханов выступал как спортсмен и как организатор. В последний раз он выехал на гаревую дорожку в 1988 году.

Все успехи Плеханова в спидвее были тесно связаны с мотоклубом Башавтоуправления и именем начальника управления Георгия Божуховского, который создал своему любимцу все необходимые условия для плодотворной спортивной деятельности. Соответственно, Плеханов по спортивно-ведомственной принадлежности в эти годы был членом ДСО «Спартак».

Среди наиболее ярких страниц жизни Плеханова после ухода из спидвея — семь лет председательства в Башкирском совете Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей (ВДОАМ).

Игорь Плеханов был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Башкирской АССР (1959, 1968 годы), почетным знаком «Выдающийся спортсмен РБ» (1993), орденом «Дружба народов» (2004).

2 августа 2007 года Игорь Александрович скончался, так и не дождавшись возрождения спидвея в Уфе. В самое ближайшее время, как обещает спортивное руководство республики, этот вид мотоспорта вернется в свою бывшую столицу, и первыми соревнованиями на новом мототреке станет Мемориал Игоря Плеханова.

По инф. ИА «Башинформ»