ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Актриса и театральный педагог Тансулпан Бабичева отмечает юбилей

По инф. ИА «Башинформ»   
15 Мая 2013 г.
Изменить размер шрифта

Сегодня свой большой юбилей отмечает выдающаяся актриса, замечательный театральный педагог Тансулпан Бабичева, без творчества которой трудно представить современный башкирский театр.

Тансулпан Догиевна Бабичева родилась 15 мая 1953 года в городе Давлеканово Башкирской АССР. В 1974 году окончила Уфимский государственный институт искусств по классу педагога Рафаэля Аюпова и стала работать актрисой Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. С 1979 года является членом Союза театральных деятелей. С 1984 года преподает, а с 2001 года — заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера Уфимской государственной академии искусств. С 2005 года — художественный руководитель Национального молодежного театра Башкортостана.

Многие годы Тансулпан Бабичева являлась ведущей и признанной актрисой Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури, завоевавшей настоящее признание не только среди театральной общественности родной республики, но и в России. В качестве актрисы она создала около сотни замечательных образов современной национальной драматургии, а также мировой и отечественной классики, за что была удостоена самых высоких званий.

Большое лирическое дарование актрисы проявилось уже в первой роли юной и трогательной Гульямал в спектакле «Мой друг гармонист» по пьесе Назара Наджми. Темой любви, красоты и женственности, добра и самоотверженности пронизано все ее искусство.

Лучшими ролями в ее творчестве и заметным явлением башкирской сцены стали Зубаржат и Шафак («В ночь лунного затмения» Мустая Карима), Айхылу («Лунные вечера Айхылу» Ибрагима Абдуллина), Илона Альгрен («Женщины Нискавуори» Хеллы Вуолийоки), Мария Тереза («Помилование» Мустая Карима), Гуль («Ненаглядная» Мукарамы Садыковой), Диляфруз («Четыре жениха Диляфруз» Туфана Миннуллина), Ольга Прозорова («Три сестры» Антона Чехова), Филумена Мартурано («Женщина, которая не умела плакать» Эдуардо де Филиппо), Хадия Давлетшина («Хадия» Газима Шафикова). В этих персонажах отразились принципиальные перемены, произошедшие в эстетике башкирского театра за последние десятилетия, непосредственно связанные с дальнейшим развитием гуманистического направления в башкирском театральном искусстве.

Ее творчество характеризуется высокой экспрессией, богатством красок, незаурядным актерским мастерством. Глубоким драматизмом и тонким психологическим рисунком отличаются многие роли классического и национального репертуара, созданные актрисой. Большое место в сценической жизни Тансулпан Догиевны занимают образы женщин, которым присуща жизнестойкость, сильный характер, высокий моральный дух. Даже в небольших и эпизодических ролях она проявляет свою актерскую индивидуальность как мастер утонченного сценического рисунка.

Как режиссер Тансулпан Бабичева поставила на сцене Башакадемтеатра спектакли «Стол на четверых» по пьесе Наиля Гаитбаева, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. Она успешно сыграла главные роли в ряде кино- и телефильмов: Гульбика («Всадник на золотом коне», Мосфильм), Шаура («Невестка из захолустья», Баштелефильм), Хадия («Хадия», ГТРК «Башкортостан»).

Плодотворной является и педагогическая деятельность. Она щедро делится опытом, секретами мастерства, воспитывает новые поколения талантливых артистов. Выпускники Тансулпан Бабичевой успешно работают в театрах Башкортостана и России. Несколько поставленных ею спектаклей стали победителями и призерами российских театральных фестивалей.

В 1981 году Тансулпан Бабичева удостоилась Республиканской премии имени Салавата Юлаева за исполнение роли Акйондоз в спектакле «И судьба не судьба» по повести Мустая Карима. Ей присвоены почетные звания народной артистки Республики Башкортостан и Российской Федерации. Она удостоена премии и диплома 4-го Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства народов СССР (1982) за исполнение роли Загиры в спектакле Карима Тинчурина «Голубая шаль».

Тансулпан Догиевна говорит, что ей дороги все сыгранные роли. С огромным уважением она относится к Мустаю Кариму, чей драматургический талант оказал на нее большое влияние. Именно игра в его пьесах, общение с ним, по ее словам, сформировало ее как творческую личность. Актриса убеждена, что в жизни есть сакральный смысл. Бог сам подает знаки, и если их заметить, любой человек получает возможность реализовать себя полностью.

По инф. ИА «Башинформ»