НА КАЛЕНДАРЕ

Где обманывают нижегородцев?

29 Июля 2013 г.

Президент подписал поправки в КоАП РФ об усилении административной ответственности за обман потребителей, а также торговлю контрафактными товарами. Решит ли это проблему масштабного обмана, какова ситуация в Нижегородской области, рассказывают эксперты Нижегородского отделения Ассоциации юристов России. 24 июля президент подписал поправки в КоАП РФ об усилении административной ответственности за обман потребителей, а также торговлю контрафактными товарами, сообщает Право.ру со ссылкой на пресс-службу Кремля. Этот документ уже размещен на портале официального опубликования правовых актов.

По информации Совета Федерации, данным законом статья 14.7 КоАП "Обман потребителей" изложена в новой редакцией, которой увеличиваются штрафы за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги). Для граждан они будут составлять от 3000 до 5000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., для юрлиц — от 20 000 до 40 000 рублей. До настоящего времени штрафы за эти правонарушения для граждан и должностных лиц были установлены в размере от 1000 до 2000 руб., для юрлиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, статья 14.10 КоАП "Незаконное использование товарного знака" дополнена новой частью 2, устанавливающей административную ответственность за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Размер штрафных санкций установлен в зависимости от степени вреда, причиняемого этими правонарушениями: для граждан в размере однократного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 2000 руб., для должностных лиц – двукратного размера стоимости товара, но не менее 20 000 руб., для юрлиц – трехкратного размера стоимости товара, но не менее 40 000 руб.

С текстом Федерального закона от 23 июля 2013 года № 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.

Где обманывают нижегородцев?

Между тем эксперты Нижегородского отделения Ассоциации юристов России напоминают, что ранее обман потребителей квалифицировался законодателем как преступление, за которое была предусмотрена уголовная ответственность. Позднее обман потребителей стал квалифицироваться как административное правонарушение, в КоАП РФ была включена специальная статья 14.7 и первоначально ст.14.7 КоАП РФ применялась в основном за правонарушения в сфере торговли (обмеривание, обвешивание, обсчет). Чаще всего к административной ответственности привлекались непосредственные правонарушители – продавцы. Суммы обмана были незначительны, в связи с чем были обоснованны достаточно низкие административные санкции.

Однако, как отмечает член экспертного Совета НРО АЮР, начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по НО Евгения Ляпина, десятилетний период действия КоАП изменил характер возникающих в гражданском обществе правоотношений. В настоящее время потребитель – это гражданин, приобретающий целый комплекс предлагаемых в настоящее время товаров и услуг: банковских туристических, услуг ЖКХ и т.д. Таким образом, говорит юрист, обман потребителей приобретает всё более усложненные формы и приводит к возникновению зачастую значительного имущественного ущерба для потребителей.

«За 2012 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области было возбуждено 81 дело об административном правонарушении по ст.14.7 КоАП РФ, вынесено 94 постановления о привлечении к административной ответственности на сумму 105 600 рублей, - приводит статистику эксперт НРО АЮР. - За полгода 2013 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области было возбуждено 37 дел, вынесено 44 постановления на сумму 91 500 рублей».

При этом юрист отмечает, что в 2013 г. возросла доля привлеченных к административной ответственности юридических лиц (11,4% против 1,5% в 2012). И всё чаще специалисты фиксируют обман потребителей в банковской сфере и сфере ЖКХ.

Так, например, как обман потребителя были квалифицированы действия банка по взиманию с клиента комиссии за перечисление денежных средств в виде комиссии за прием и перечисление наличных денег в кассе банка при исполнении последним своих обязательств по оплате ежемесячного платежа по кредитному договору, о наличии которой клиент не был уведомлен при заключении договора.

Как обман потребителей квалифицируются также и действия ТСЖ (управляющей компании) по начислению денежных средств за коммунальные услуги с использованием ненадлежащей формулы, предусмотренной законодательством, либо по завышенной площади (при условии наличия у ТСЖ (управляющей компании) надлежащей информации).

Штрафы нарушителям – кошкины слезы?

Вопрос повышения административных штрафов за обман потребителей, горят юристы, обсуждался уже давно. Принимая во внимание существующую правоприменительную практику, учитывая масштабы, которые зачастую принимает обман потребителей, а также причиняемый действиями нечестных предпринимателей имущественный вред, существующие размеры административных штрафов не позволяют достичь основной цели административного наказания – профилактики возникновения подобных нарушений в дальнейшем.

Проекты федеральных законов поступали в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области. Управление вносило свои предложения, при этом предлагаемые к изменению размеры административных штрафов были значительно выше (от 100 000 рублей), чем в новой редакции ст.14.7 КоАП РФ. Юристы сомневаются в эффективности новой меры по двум причинам:

- Административная ответственность за обман потребителей наступает только в случае подтверждения умышленных действий предпринимателя, направленных на обман, чем затрудняется правоприменительная работа экспертов Роспотребнадзора, - говорит Евгения Ляпина. – Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области положительно относится к усилению административной ответственности за обман потребителей. Между тем следует признать, что предложенные, хоть и увеличенные, размеры административных штрафов по ст.14.7 КоАП РФ вряд ли смогут помочь решить проблему профилактики правонарушений, так как административные штрафы по-прежнему не будут являться для предпринимателей обременительными. Доходы, полученные в результате обмана потребителей, в значительной степени будут превышать расходы на уплату административных штрафов».