ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Василий Решетников. Избранник времени

Александр ГЛУШКОВ, журналист   
23 Декабря 2019 г.
Изменить размер шрифта

2012 6 1

23 декабря 2019 года прославленному советскому лётчику В. В. Решетникову исполняется 100 лет со дня рождения. Вековой юбилей он встречает в полном здравии, с чем его и поздравляют "Мои года"!

Этот исторический снимок, датированный 5 марта 1977 года, хранится в архиве В. В. Решетникова как память о близких ему людях

Этот исторический снимок, датированный 5 марта 1977 года, хранится в архиве В. В. Решетникова как память о близких ему людях.

Слева направо (сидят): заместитель начальника штаба ВВС СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник С. Ф. Ушаков; член Военного совета Воздушной армии генерал-лейтенант С. Ф. Фёдоров; командующий Дальней авиацией, Герой Советского Союза, генерал-полковник В. В. Решетников; начальник штаба Дальней авиации генерал-лейтенант В.Е. Милонов; первый заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, Герой Советского Союза, маршал авиации С. Я. Руденко; заместитель командующего Дальней авиации, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант С. К. Бирюков; заместитель командующего Дальней авиации генерал-полковник И. Л. Туркель.

Стоят (слева направо): заместитель командующего Дальней авиации, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант В. М. Безбоков; заместитель начальника боевой подготовки Дальней авиации генерал-майор Н. И. Парыгин; член Военного совета Дальней авиации генерал-лейтенант Н. Ф. Малиновский.

***

Имя лётчика-бомбардировщика, заслуженного военного лётчика СССР, Героя Советского Союза, кавалера трёх (!) орденов Ленина, генерал-полковника авиации Василия Васильевича Решетникова стоит в одном ряду с самыми выдающимися советскими асами времён Великой Отечественной войны. Но и в мирные послевоенные годы не затерялось его имя: командир полка, слушатель академии Генерального штаба, командир дивизии, корпуса. В 1969 – 1986 годах – командующий Дальней авиацией, затем – заместитель главнокомандующего ВВС СССР. Освоил практически все стоявшие на вооружении типы дальних и стратегических бомбардировщиков. Его имя начертано на белоснежном красавце, стратегическом сверхзвуковом ракетоносце Ту-160 121-го гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка Дальней авиации.

Василий Решетников. Избранник времени

Несколько лет назад, когда я писал книгу о другом прославленном лётчике, нашем земляке командарме В. М. Безбокове, стал в Москве гостем его близкого друга – другого известного советского аса В. В. Решетникова. Много лет Василий Васильевич живет с супругой на тихой московской улочке в районе Старого Арбата. Он оказался хорошим рассказчиком, а я – благодарным слушателем, поэтому наша беседа длилась больше трёх часов.

Один из важных штрихов его боевой молодости – уже в 1941 году, когда советские войска отступали по всем направлениям и до победы было очень и очень далеко, Василий Решетников неоднократно участвовал в бомбёжке Берлина, Данцига, Кенигсберга, Штеттина, Будапешта...

– Я подробно описал в одной из своих книг первый полёт на Берлин – вспоминал в тот день Василий Васильевич. – Писал так: «...Взлетели под вечер, под завязку набитые топливом и бомбами. Шли Балтийским морем. Вражеский город нас не ждал, был расцвечен многочисленными огнями. Но с первыми взрывами наших бомб городские кварталы мгновенно погрузились в темноту. И сразу же бешеный огонь открыли сотни зениток. Берлин снова стал нам виден как днём. По моей команде идёт сброс бомб. Лучи многочисленных прожекторов тянутся и к нашей машине. Их сопровождают разрывы зенитных снарядов. Уходим в облака и покидаем район Берлина. Берём курс домой…»

К лету 1944 года он первым в своём авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов на бомбардировку вражеских позиций. Несмотря на строгий запрет командующего авиацией дальнего действия Александра Голованова на дополнительные боевые вылеты, Решетников ещё семь раз летал бомбить врага, в том числе и во время Берлинской операции.

Так уж получилось, что ему, уроженцу города Днепропетровска, в 1942 году довелось нанести бомбовый удар по врагу в районе родного города. Бешеный шквал зенитных орудий с земли – снаряд попадает в правый мотор самолёта, которым командует Василий Решетников. Самолёт загорелся, но с боевого курса не сошёл, пока не были прицельно сброшены бомбы на железнодорожный узел. Наверное, благодаря пословице «Дома и родные стены помогают», экипажу всё-таки удалось сбить огонь и дотянуть до родного аэродрома.

2012 6 3

– В том же году, но чуть раньше, в феврале, в лунную ночь после мощного удара по аэродрому Орша, откуда фашисты совершали налёты на Москву, мой самолёт атаковал немецкий истребитель Ме-110, – рассказывал мне Василий Васильевич. – В том бою «мессер» мы всё-таки сбили, но он успел наделать много бед: смертельно ранил штурмана, в клочья разнёс приборную доску, повредил левый мотор, управление рулём высоты, продырявил баки. До своей территории мы дотянули, а это более трёхсот километров, но самолёт высоту потерял. Тогда я приказал членам экипажа прыгать с парашютами, а сам, не выпуская шасси, притёр самолёт на заснеженное поле…

После войны Герой Советского Союза командир полка подполковник В. В. Решетников продолжил службу в рядах ВВС страны. В 1946 году его назначили командиром родного 19-го гвардейского Краснознамённого Рославльско-Катовицкого дальнебомбардировочного полка. Далее – учёба в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР, командование 106-й дивизией стратегических бомбардировщиков Ту-95.

– Удивительное это было время в истории советской авиации, 50 – 60-е годы прошлого века, – с особой теплотой в голосе говорил мне Василий Васильевич. – Тогда мои полки, я сам, облетали всю страну, Ледовитый океан, акваторию Тихого океана…

Добавлю, что командир 106-й авиадивизии генерал-майор Василий Решетников весной 1959 года на Ту-95 совершил сверхдальний беспосадочный перелёт: его машина прошла 17 150 км за 21 час 51 минуту. Полёт проходил по маршруту: Ташкент – Алма-Ата. Далее – на Байкал, вверх по Лене-реке до Тикси и, вдоль побережья Северного Ледовитого океана, к Кольскому полуострову. Дальнейший путь пролёг на Саратов – Горький – Калинин – Смоленск – Узин – Житомир. Таким образом, был поставлен новый неофициальный мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

История этого дерзновенного полёта – накануне американский стратегический бомбардировщик В-52 установил рекорд дальности – 14 450 километров, и превзойти его было делом чести советских асов. Полёт двух экипажей под командованием командира 106-й авиадивизии Василия Решетникова и его заместителя Евгения Муравина был ответом на аналогичный американский рекорд.

Дальнейшие ступеньки роста прославленного лётчика – командир тяжёлобомбардировочного корпуса, заместитель, а с 1969 года – командующий Дальней авиацией. Затем ещё шесть лет он занимал пост заместителя Главкома ВВС СССР.

Зашёл у нас с Василием Васильевичем разговор и о том уже далёком событии – испытании водородной бомбы на Новой Земле в октябре 1961 года.

– В те годы я был командиром Смоленского корпуса, а экипаж майора Андрея Дурновцева, которому было поручено это непростое задание, входил в состав 409-го полка – говорил мне Василий Васильевич. – Поэтому мне всё было известно заранее: когда, кто, где произведёт невиданной силы взрыв. Андрея Дурновцева знал лично. В своё время, когда я был командиром полка в Полтаве, он у меня летал, этот добрый молодец, правым лётчиком на Ту-4. А потом, когда я стал командиром дивизии, он летал командиром корабля. Заканчивал Дурновцев, как помню, Иркутское авиаучилище. А ещё запомнился тем, что на всех концертах художественной самодеятельности обязательно выходил на сцену и пел одну и ту же песню – «Вдоль, да по Питерской». Густой бас, высокий рост, русская стать – его всегда слушали с превеликим удовольствием и награждали шквалом рукоплесканий. И как бы ни просили ещё что-нибудь спеть – он всегда ограничивал свой репертуар только этой песней.

В бытность командующим Дальней авиацией генерал Решетников неоднократно бывал в столице Восточной Сибири, ведь наш город в советские времена был крупным авиационным центром: здесь находился штаб одного из военно-воздушных корпусов. А с 1980 года Иркутск стал центром 30-й воздушной армии Дальней авиации Верховного Главнокомандования. Первым её возглавлял и талантливо руководил пять лет близкий друг В. В. Решетникова, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза В. М. Безбоков, безвременно ушедший из жизни в 2000 году.

В разговоре Василий Васильевич припомнил, что он неоднократно бывал на Иркутском авиазаводе и даже вёл переговоры с партийным и советским руководством страны о выпуске на его площадке стратегических бомбардировщиков для Дальней авиации.

В квартире Решетниковых я обратил внимание на множество картин, развешанных по стенам. И всё это были подлинники, шедевры.

– Да – говорит хозяин квартиры. – Это всё подлинники, и писал их мой дядя Фёдор Павлович Решетников, известный советский живописец и график, народный художник СССР, вице-президент Академии художеств СССР, дважды лауреат Сталинских премий СССР. И хотя нас разделяло 13 лет возраста, мы были с ним очень дружны, да и росли в детстве вместе, он был для меня на первых порах как нянька. Родители позже вспоминали, что первыми моими словами было не «мама», как у всех детей, а «Хведя».

Время неумолимо, и на сегодняшний день вся та великая плеяда советских асов, пришедших в авиацию накануне и во время Великой Отечественной войны, ушла из жизни. И живущий сегодня В. В. Решетников – единственный из оставшихся свидетелей исторических и героических событий, связанных с советской военной авиацией. Живите долго, уважаемый Василий Васильевич!

Фото из архива В. В. Решетникова. 2018 год.

Загрузка...
  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам