ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Михаил Миль и его вертолеты

Использованы материалы: 52vadim.livejournal.com, www.inventor.perm.ru   
26 Ноября 2019 г.
Изменить размер шрифта

22 ноября 2019 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля – иркутянина, прославившегося на весь мир. Судя по задаткам, он должен был стать незаурядным художником или прекрасным музыкантом. Судьба распорядилась иначе, и отечественная наука приобрела гениального изобретателя, подарившего Советскому Союзу «винтокрылую птицу» – вертолет. Каждая пятая машина, взмывающая сегодня в небо, – детище Михаила Леонтьевича.

22 ноября 2019 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля

Детство и юность

Михаил Миль рос в семье, не имевшей никакого отношения к зарождавшейся тогда авиации: отец будущего авиаконструктора был железнодорожным служащим, мать – зубным врачом. Семья жила в далеком от столицы Иркутске, и ничто не предвещало, что Миша станет одним из самых известных авиаконструкторов мира.

С детства мальчик проявил множество различных талантов: прекрасно рисовал и брал уроки живописи у известного мастера, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Но стал он ученым-конструктором. Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века – время, когда все увлекались авиацией. В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он

построил легкий одноместный планер и совершил на нем свой первый полет. Однако во время учебы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение». Проработав год в Новосибирске, в кожевенной лаборатории, как представитель пролетариата уже без проблем поступил сразу на третий курс механического факультета в Новочеркасске. Учеба в Новочеркасске стала для Миля судьбоносной. Кроме того, что ему удалось получить великолепное авиационное образование, здесь он встретил свою будущую жену, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.

Панна Руденко, одна из самых красивых девушек в институте, поначалу отказывалась принимать ухаживания Миля, но его упорство победило. Молодые сняли комнату и стали жить вместе. Интересно, что Панна долгое время отказывалась выходить за Миля замуж, заявляя, что «не в документе счастье». Свадьба состоялась, только когда в семье было уже трое детей.

Конструктор-изобретатель

Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов привлек студента к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ. Работа в этом институте дала Милю огромный опыт, ведь здесь был собран весь свет российской авиации. Миль возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя. Уже тогда, в 1930-е годы, в воздух поднялся первый советский вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который обладал лучшими в мире характеристиками (смог продержаться в воздухе более 20 минут и подняться на высоту выше 600 м). Однако безопасность первых вертолетов оставляла желать лучшего.

В годы войны Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай, ставшим фактически авиационной столицей СССР. При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Он сумел увезти документы с собой. Впоследствии спасенный архив пригодился при проектировании вертолетов. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и орден боевого Красного Знамени, врученный Михаилу Милю.

Первый блин комом

И все же ни во время войны, ни после нее Миль не отступался от своей мечты. Так, 1945 году он отправил Сталину письмо с предложением о создании вертолета, но ответа из Кремля не получил. Продолжая работу в ЦАГИ, он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолета Ми-1. Поэтому, когда в 1947 году советские власти обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что в США они уже получили широкое распространение, Михаил Миль смог предоставить готовый проект.

Испытания Ми-1 шли с большим трудом. Первая катастрофа произошла во время испытания вертолета на практический потолок полета: на высоте 5200 метров в системе управления замерзла смазка. Летчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом. Вторая катастрофа произошла на глазах самого Миля и государственной комиссии ВВС. У самой земли вертолет начал вращаться вокруг своей оси. Летчик-испытатель Матвей Байкалов погиб.

Причину трагедии определили довольно быстро, и больше подобных катастроф с Ми-1 не было. Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный летчик Винницкий. Машина успешно прошла испытания, на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолет Ми-1. Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

Триумф Миля

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолета.

Миль был награжден Ленинской премией, Государственной премией СССР, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке 1965 года в Париже. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского – Сергей признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

Вертолеты Ми носят имя своего создателя и эксплуатируются в более чем ста странах мира.

  • Ми-2 стал учебной машиной, на которой учились летать целые поколения вертолетчиков. Ми-4 – первый военно-транспортный вертолет Вооруженных сил СССР. Это настоящие легенды вертолетостроения.
  • Десантный Ми-6 – первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 тонн.
  • Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в мире. Их производство продолжается в России и за рубежом.
  • Ми-10 называли «летающим краном»: он доставлял на места разработки нефти целые дома для рабочих, перевозил нефтяные вышки в сборе.
  • Двухвинтовой гигант Ми-12, самый тяжелый вертолет в мире, был сконструирован для перевозки баллистических ядерных ракет. Он поднял рекордный вес в сорок тонн и получил прозвище «Слон». Этот вертолет совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены.
  • Ми-24, или «Крокодил» – один из самых массовых боевых вертолетов в мире – принимал активное участие в войне в Афганистане. До сих пор он остается одним из основных боевых вертолетов российских ВВС.

Художник

Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, насколько позволял плотный рабочий график. У него были персональные экспозиции. А в 1981 году в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета» стала ее эмблемой.

Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24.

Загрузка...
Загрузка...
  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! Последние новости Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам