ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Город моей юности

Изменить размер шрифта

alt

 

Впервые я познакомился с Иркутском в 1953 году, точнее говоря, даже не с самим городом, а его представителями в лице актёров Иркутского театра музыкальной комедии.

Учился я тогда в школе, и жили мы с родителями на станции Заярск. Это был новый посёлок строителей железнодорожной трассы Тайшет – Лена, находящийся в 70 километрах на восток от старого Братска. Эти семьдесят километров поезд в те годы проходил за 12 часов. Интересно было наблюдать, как наиболее шустрые пассажиры кидали из вагона свои кепки, а потом соскакивали с подножки поезда, подбирали кепки и догоняли поезд. Кстати, сейчас, наверное, не все знают, что возле старого Братска в конце сороковых годов был построен уникальный однопутный железнодорожный мост через Ангару длиной более километра. Он имел оригинальную конструкцию металлических пролётных строений. Фермы моста располагались ниже рельсов, и при движении поезда по мосту их не было видно из окон вагонов, создавалось впечатление, что едешь прямо по реке, на высоте нескольких десятков метров над водой.

К сожалению, ни посёлка Заярск, ни этого моста сейчас нет – они попали в зону затопления водохранилища Братской ГЭС.

Была у нас в те годы хорошая поселковая футбольная команда, которая занимала первые места в соревнованиях по трассе Тайшет – Лена среди команд железнодорожных строителей Тайшета, Чуны, Вихоревки, Братска, Лены. Летом приехал к нам на гастроли Иркутский театр музыкальной комедии, какую оперетту они ставили, я не помню, но в составе труппы был уже известный тогда актёр Каширский. И вот, когда мужской коллектив музкомедии узнал о любви к футболу в нашем посёлке, он предложил нашему капитану команды Б. В. Карнозе провести дружественный футбольный матч, на что, конечно, мы все сразу согласились.

По всему посёлку были развешаны объявления о предстоящем матче между Заярском и Иркутском. Перед игрой к нам в раздевалку зашёл один из организаторов матча со стороны музкомедии с шутливой просьбой «не переломать ноги его танцорам». Ближе к вечеру состоялся матч. Счёт я не буду оглашать, чтобы не шокировать бывших и нынешних любителей футбола и патриотов музкомедии. Излишне говорить, что желающие игроки присутствовали на первом же выступлении театра.

Очное знакомство с Иркутском состоялось у меня тем же летом. Руководители нашей школы организовывали тогда экскурсии для школьников в Иркутск и на Байкал.

alt

Нашей школе были присущи все лучшие качества сельских школ. В первую очередь это то, что преподаватели не ограничивали время общения с учениками только часами занятий. Во внешкольное время они тоже, бывало, часто контролировали проведение досуга учеников. Перед началом урока учитель иногда делал замечания ученикам за их неподобающее поведение на улице. Воспринимали мы это спокойно, так как понимали, что по существу дела учитель прав. Кроме того, преподаватели работали в постоянном контакте с родителями, так что мы все всегда были знакомы и с родителями других учеников, знали, как они живут в семье.

Свободное время мы проводили в основном на стадионе и в клубе. На стадионе самостоятельно играли в футбол, волейбол, занимались лёгкой атлетикой, штангой, боксом, гимнастикой. А в клубе и школе функционировали различные кружки, которые вели родители и работники клуба. Наиболее посещаемыми были занятия в духовом оркестре, художественной самодеятельности, фотокружке. Силами учеников школы была поставлена пьеса К. Симонова «Я хочу домой», балет П. Чайковского «Лебединое озеро». В общем, в школе мы кроме общеобразовательных предметов получали и навыки общения с другими людьми, с коллективом. Недаром многие из выпускников нашей школы впоследствии поступили в вузы Москвы, Иркутска, Владивостока и других городов, добились значительных успехов в жизни. Например: несколько человек стали директорами предприятий в Братске, Леонид Иванченко стал мастером спорта и чемпионом СССР по самбо, Константин Николаев работал с Юрием Ножиковым в Братске, Борис Олифер стал кинооператором на киностудии «Беларусьфильм», Владимир Колпиков добился больших успехов в области архитектуры в Иркутске и в Москве. К сожалению, после того как посёлок снесли, нам всем пришлось разъехаться по разным городам и весям, и связь со многими оборвалась.

Сейчас началось реформирование системы образования с приведением его к подобию европейского или американского, хотя последние считали российскую систему лучшей. Без сомнения, любую систему надо со временем менять или совершенствовать. К сожалению, наши реформаторы часто стараются перенять опыт других стран, не оглядываясь на традиции и опыт России. Причём разные методы заимствуются из разных стран и никак не согласовываются между собой. В результате получается не работающая система, а набор не связанных между собой элементов. И складывается впечатление, что из детей готовят роботов для работы на каком-то производственном конвейере, стараются дать им минимум разнообразных знаний... Причём, как это часто у нас бывает, решать стараются быстро-быстро. И в результате получается: быстро делается, а потом долго исправляется...

И снова я вспоминаю ту первую поездку в Иркутск. В то время между Иркутском и Заярском курсировали три колёсных парохода: «Карл Маркс», «Фридрих Энгельс» и «Советская Бессарабия». Шли они от Заярска до Иркутска четверо суток, а обратный рейс по течению занимал всего полтора дня. Первую ночь в Иркутске мы провели на дебаркадере. Там нашей группе было предоставлено отдельное помещение, смежное с общим залом для пассажиров. Дверь была застеклённая, поэтому мы могли видеть, что делается в общем зале. А там на деревянных лавках спали и сидели пассажиры. Вдруг видим: около нашей двери на лавке спит женщина, а на полу возле неё сидит мужчина и снимает с её ног туфли. Никто ему не помешал. А перед этим нас предупредили, чтобы мы ни в коем случае не ходили по мосту через Ангару, так как там часто грабили прохожих и даже, бывало, сбрасывали их с моста в реку. И это притом, что примерно до середины шестидесятых годов на мосту существовал пост охраны. Располагался он в месте отхода боковой эстакады на левом берегу: там стояла деревянная будочка для караульного.

Утром мы перебрались на постоянное место нашего жительства – в один из классов одиннадцатой школы, причём заходили мы в него через окно, так как в школе шёл ремонт. Питались в блинной на улице Красной Звезды. Все дни были заполнены поездками и пешими прогулками по городу. Некоторые из наших школьников впервые видели большой город, асфальт. Очень нам нравилась архитектура зданий центральной части города, парки, сады. Восторгались торцевой мостовой на улице Карла Маркса от ул. Ленина до набережной Ангары. Мы подолгу гуляли по саду Парижской Коммуны на берегу Ангары. Старожилы ещё помнят, работавший в парке фонтан, в его вертикальной струе «танцевал» мячик.

Не обходили мы и находившуюся в то время в саду библиотеку, расположенную на насыпи из камней. Ну и, конечно, побывали в краеведческом музее, театре юного зрителя, посетили цирк шапито на ул. Тимирязева, восторгались «экскурсией» по Галактике в планетарии.

Байкал мы впервые увидели в посёлке Листвянка, где прожили несколько дней. Пробовали и купаться в озере, но уж очень вода была холодна! В Ангаре напротив Заярска вода намного теплее.

Хочу отметить, что всё знакомство с городом проходило на правом берегу Ангары. Однажды спросили экскурсовода, почему нам не покажут город на левом берегу, и в ответ услышали, что там нечего смотреть кроме частных жилых домов. Поэтому на левый берег проехали на деревянном трамвае до остановки «Кругобайкальская». Было тогда два маршрута: один до железнодорожного вокзала, второй на одну остановку дальше. На левом берегу нам показали только вокзал и булыжную мостовую на спуске улицы Маяковского к мосту через Ангару.

После окончания учёбы в школе я поступил в Иркутский строительный техникум транспортного строительства (бывшая ШВТ) и началась моя иркутская жизнь.

Учебный корпус и общежития техникума находились рядом с будущим телецентром. На наших глазах росла телевышка, строились корпуса телестудии и жилой дом для работников телевидения. В центр города мы ходили пешком по ул. 3-го июля, мимо магазина «Зелёный шум», где, говорят, ранее на крылечке сиживал с гармошкой Евгений Евтушенко. По вечерам ходили в сад Парижской Коммуны на танцы. Вход был платным, но студенты ведь на выдумку хитры – мы снимали обувь и по воде обходили ограждающий танцплощадку забор...

В ЦПКиО спускались на парашюте с вышки. А однажды довелось посмотреть футбольный матч на кубок СССР между Иркутской командой «Звезда» (по-моему, она тогда так называлась) и московским «Спартаком». Казалось, что весь Иркутск пришёл на стадион, и нам достались места только на деревьях, росших возле стадиона, даже крыши примыкающих к стадиону зданий были заняты болельщиками!

Учёба в техникуме была организована очень хорошо, предметы вели квалифицированные специалисты, многие из которых имели большой практический опыт работы на промышленных и строительных предприятиях города. Во главе техникума стоял уважаемый учащимися и преподавателями Г. Я. Игнатьев. Теоретические предметы вели такие мастера своего дела, как Г. В. Хохлов, Т. Г. Коржановский (в дальнейшем он работал на телестудии), Н. Ф. Рудых, Н. М. Крючков, Б. В. Яцевило, Г. Т. Червинская и многие другие. Полученные у них знания и практический опыт работы очень помогли мне в дальнейшей работе на железнодорожном транспорте и заочном обучении в институте.

После окончания учёбы я отслужил в армии и вернулся в Иркутск, который стал мне родным городом. И вот уже более 54 лет своей жизни я отдал этому городу и ни разу об этом не пожалел. Вместе с ним пережил годы его развития, строительства предприятий и объектов социальной сферы, празднование его трёхсотлетия, годы перестройки. Мне довелось принять участие в создании современного облика города, и вот сейчас уже грядёт его трёхсотпятидесятилетие.

Незабываемы люди Иркутска, с которыми мне довелось встречаться, а иногда и беседовать: Н. Ф. Салацкий, Л. Перминов, В. Г. Распутин, Г. Н. Машкин, Г. М.Фадеев, Е. К. Гречищев, В. П. Шматков и др.

По моему мнению, город сейчас проходит третью стадию своего развития: первая стадия до 1917 года, вторая – годы советской власти, характеризующиеся массовым строительством типовых обезличенных зданий производственной и социальной сферы, и вот сейчас идёт третья стадия развития со строительством многоэтажных, красивых зданий, развитием уличной сети, реконструкцией предприятий и коммунальной сферы, развитием транспорта. Да собственно говоря, для этого надо перечислять все сферы жизнедеятельности большого города. Правда, иногда грустно смотреть на разрушающиеся сооружения, заброшенные некоторыми хозяевами здания. Но, несмотря на все беды, город продолжает развиваться, хорошеть на глазах, менять свой облик. Но это уже другой город, а не город моей юности.

  • Расскажите об этом своим друзьям!