ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Сериалы: вымышленные истории иногда очень похожи на суровую правду!

Людмила Семенова, rosbalt.ru   
12 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Реалии российской действительности, старательно замалчиваемые пропагандистами, прорываются на экраны под прикрытием выдуманных историй.

В наших сериалах вымышленные истории стали способом поднять актуальные вопросы

Женщины завоевывают все более прочные позиции в кинематографе. И чем меньше в фильмах и сериалах плача о «женской доле» и надежд на «прекрасного принца», тем интереснее смотреть.

Сериал «Поздний срок», вышедший на Первом канале, вполне вписывается в современные «феминистические» тенденции. Продюсерами проекта выступили Ольга Манеева, Елена Метликина и Марина Яковлева, соавтором сценария — Яна Райская, а у режиссеров Дмитрия Магонова и Игоря Мужжухина за плечами солидный опыт съемок многосерийных мелодрам, рассказывающих о женских судьбах.

Название «Поздний срок», по утверждению создателей сериала, содержит отсылку к самым важным процессам в жизни женщины. Главная героиня Валерия Смирнова в исполнении Любови Толкалиной — журналистка, многого достигшая благодаря своему пробивному характеру и острому уму. Кроме того, ее первым мужем становится коллега — звезда журналистики Юрий Смирнов (его играет Александр Лазарев-младший). Однако их счастье оказывается недолгим: Юрий погибает в результате покушения, и жизнь Валерии превращается в кошмар.

Героиня сталкивается с криминальным миром и продажными органами правопорядка в самый сложный момент — когда ждет ребенка от другого мужчины. Она не допускает мысли об аборте и встает перед сложным выбором: продолжать искать убийц своего мужа или во имя безопасности будущего ребенка оставить их безнаказанными.

То, как ей удается выстоять перед беспределом и насилием, опровергает все сложившиеся стереотипы о беременной женщине. Валерия не только сохраняет ясность мышления, но и прекрасно владеет собой в таких жутких ситуациях, которые не всякому мужчине по плечу. Ей приходится выживать в застенках карцера и идти на компромиссы с совестью. Это оказывается очень нелегким испытанием.

Сюжет держит зрителя в постоянном напряжении. К тому же в отечественных сериалах не так часто встречаются многогранные женские персонажи, вызывающие не только сопереживание, но и уважение. «Бедные овечки», несущие свое страдание как знамя, хотя и надоели безмерно, все еще в большинстве.

Совсем без любовной линии «Поздний срок» не обходится, но она выглядит мрачной и сопряженной с риском. Избранник героини далек от традиционного образа романтического героя, который безусловно положителен, но не наделен никакими яркими качествами. Это следователь Олег Ильин (Кирилл Гребенщиков), испытавший удары судьбы и до встречи с Валерией просто тянувший служебную и житейскую лямку. Тревога и забота о женщине, вызванная сначала чувством справедливости, а затем мужским интересом, становится для него спасением, наполняет его жизнь не только опасностью, но и смыслом.

Здесь особенно интересен контраст с персонажем Юрия Батурина, отцом ребенка героини. Он показан как надежный человек, оберегающий покой и комфорт Валерии во время беременности, но при этом старающийся не слишком сильно на нее давить. Тем не менее даже общий ребенок не связывает их по-настоящему.

Тема личных отношений в сериале раскрывается на фоне безнадежной атмосферы насилия и беззакония. Полагаться на представителей власти не имеет смысла — они живут по звериным законам, называя это «игрой по правилам». А обычные люди так привыкли ожидать ножа в спину, что искренние добрые намерения вызывают у них лишь испуг и отторжение.

Стоит отметить, что социальные проблемы в отечественных сериалах затрагиваются довольно часто, и, скорее всего, это не просто модное веяние. Официальные масс-медиа крайне скупо освещают все «неудобные» внутрироссийские темы, предпочитая изощряться в разговорах о геополитике и ужасах, происходящих в других государствах. Поэтому вымышленные истории становятся альтернативным способом поднять актуальные и острые вопросы, которые действительно волнуют людей.

В этом контексте мелодраматические элементы оказываются скорее фоном для современных российских реалий. Превратности любви выглядят совсем не так страшно, как царящие в стране бесправие, неравенство и беспредел. Не случайно в «Позднем сроке» показана именно журналистика и ее беззащитность перед сильными мира сего. При всем желании в таких условиях невозможно говорить правду.

Конечно, в кино зло чаще всего получает по заслугам. Но все равно остается горький осадок, вызванный осознанием того, что на место одних оборотней в погонах, бандитов, продажных политиков и прочей нечисти придут другие. Рецепта для искоренения пороков в сериалах нет. Единственное, чему они, вероятно, могут научить — как оставаться человеком даже в самых жестоких и безнадежных обстоятельствах. Да, порой это получается наивно и неправдоподобно. Однако даже такие попытки похвальны — особенно на телевидении, которое в рамках остальных форматов занято зомбированием и пропагандой.

***

Конечно, актуальные, волнующие людей вопросы должны подниматься не только в разномастных сериалах. Хорошие аналитические программы, непричесанные новости тоже многим хотелось бы посмотреть. Но это у телевидения – не самая сильная сторона. Говорят, что ТВ на пятки скоро будет наступать тот же YouTube. Там, конечно, иной формат, но зато и злободневные темы в проектах каналов отыскать можно. Теперь только время покажет, насколько гибкими окажутся телевизионщики и как они смогут ответить на запрос аудитории, ставя острые вопросы не только через вымышленные истории, но и через настоящие. Надоедает смотреть без конца "как у них", хочется знать "что же действительно происходит у нас".

Еще публикации по теме можно посмотреть здесь:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!