ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Без закваски нам никак: что ждет молочный рынок в России?

Елена Скворцова, sobesednik.com   
17 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

Сметана, творог, йогурты и другие кисломолочные продукты невозможно сделать без закваски. Российские производители покрывают лишь 12% рынка, остальное импортируется из Дании, Болгарии, Италии. Иностранные компании отказываются работать с Россией из-за санкций. Эксперты уже забили тревогу.

Не иссякнут ли молочные реки?

Только цифры

Минздрав рекомендует потреблять не менее 325 кг молочной продукции в год на человека. В 2021-м россияне потребили 240 кг/год. По расчётам экспертов, потребление молочки в последние годы не растёт. Между тем в день человеку необходимо съедать не менее трёх молочных продуктов: так можно обеспечить 80% от суточной нормы потребления кальция.

Россия не только импортирует молочную продукцию (импорт снижался, уже в 2021-м ввезли 5,7 млн т, что на 4% меньше, чем в 2020-м), но и отправляет её на экспорт. В январе — октябре 2021-го было вывезено в различные страны 822 млн т российской молочки. Это и молочная сыворотка, и сыры, и мороженое (в том числе в США), питьевое молоко и сливки, кисломолочная продукция, творог…

На 1 ноября в России было 7,9 млн молочных коров. Это на 3,2 млн голов меньше, чем в 2020 г. Притом надои в 2021-м выросли в среднем на 258 кг.

Животноводы сейчас стараются удешевить корма, что сократит молочную продуктивность коров.

Цены на сырое молоко в 2021-м ежемесячно обновляли исторические максимумы и в среднем на 6–8% превышали уровень 2020-го.

(По данным Союзмолоко, ФСГС и ФТС России)

Письма Дмитрию Патрушеву

— Я написал главе Минсельхоза два письма: про закваску и про упаковку, — рассказывает депутат Госдумы Сергей Лисовский. — Проблема нашего импортозамещения в том, что мы, к сожалению, долго о нём говорили, но не очень хорошо готовились.

— Может, не так уж и стремились?

— Тут совокупность факторов. Во-первых, европейцы умеют завоёвывать рынки. Приходя в страну, они тут же предлагают очень выгодные условия.

— И что же такого лакомого они предлагали?

— Сначала дают большие скидки, подсаживают на свою продукцию. Причём подкупают разными способами, вплоть до выезда наших специалистов за рубеж — вроде как на учёбу, на самом деле для размещения впоследствии своих товаров в стране. Например, кормовой базы.

Приведу пример из близкой мне отрасли птицеводства, которая как-то незаметно подсела на соевый шрот, потому что в 1990-е почти всех технологов вывозили в США, учили работать только с ним. Но у нас-то этот корм никогда не использовался (очень дорогой, кстати), да и свою сою в России тогда не производили. Я тогда спросил своего технолога: «Очень уж дорого, можешь поменять?» «Нет, — отвечает. — У меня кормовая программа вся на соевом шроте». Так же было и с кормами в других агросферах, в том числе в молочке.

Кстати, проблему с соевым шротом я тогда решил следующим образом. Изучил историю, выяснил, что когда-то сою в СССР все же выращивали, этим занимался ФГБНУ «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур» в Орле (он и сейчас существует). Нашёл ушедших специалистов, районированные сорта сои, и мы начали её сами производить. Тогда мало кто её сеял, это сейчас в России выращивают достаточно много сои.

Так что наша главная проблема в том, что мы доверились и расслабились. Но что теперь рвать волосы на голове? В СССР мы все производили сами — в том числе и закваски, о дефиците которых сегодня заговорили. И у нас были прекрасные кисломолочные продукты.

— Сегодня в России всего два завода, где производят закваску — в Угличе и Барнауле. Объёмы производства небольшие и едва ли они смогут заместить уходящих с нашего рынка иностранцев. Хотя, как уверяют эксперты, закваска для производства кефира имеется в полном объёме, тогда как других видов закваски практически нет. Так о чем вы просили Патрушева?

— Написал, что надо разработать отдельную программу по закваскам, чтобы мы смогли быстро выйти из этой ситуации. Ещё написал, что этим заводам надо помогать, давать им техзадания и т. п.

— И что он ответил? Запасов закваски, по данным экспертов, хватит лишь на полгода…

— На меня вышел один из замминистров, который занимается производством, мы очень плодотворно, на мой взгляд, обсудили проблему.

Откуда коровки?

— Проблема же не только в закваске, есть ещё и вопрос о том, где теперь добывать комплектующие…

— Вы правы. Больше половины оборудования в переработке — импортное. Но всё это решаемо, вопрос в том, сколько времени это займёт. Помню, я первым в новой России (это было в 2002-м) возобновил работу с одной голландской фирмой, производящей оборудование по мясопереработке, которая считается лучшей в мире. Но вскоре, уже в 2004-м, понял: комплектующие выходят чуть ли не золотыми. И тогда разместил на тульских заводах заказы на российские аналоги. В общем, при желании всё можно сделать. Повторяю — это вопрос времени.

— Молочное стадо, с таким трудом сформированное, не пойдёт под нож?

— Молочным стадом мы давно занимались, государство достаточно сильно поддерживало это направление, но надо бы больше, конечно. В любом случае сегодня создалось уже много промышленных молочных ферм, чего не было в 2000-е. Так что, думаю, выберемся.

— Другими словами, у производителей особой тревоги нет, но нет и радужного настроения. А к чему готовиться покупателям? К тому, что молочка подорожает, а ассортимент будет не столь богатый?

— Не обязательно все подорожает, что-то и нет. Точно дороже скорей всего станет деликатесная группа. Что касается сокращения ассортимента… Наверное, он и впрямь несколько уменьшится. Но, знаете, я, как человек, проживший в Советском Союзе 30 лет, не вижу в этом ничего страшного. У нас тогда было три вида йогуртов, два вида творога, одна творожная масса, и я не чувствовал себя ущемлённым. И, кстати, до сих пор вспоминаю прекрасный вкус этих продуктов.

К слову, когда у вас есть выбор из 50 видов йогурта, это больше лукавство маркетологов, нежели реальное разнообразие. Более того, мы за это лукавство ещё и платим.

Упаковка — сколько денег уходит в мусор

— Как ни странно, одной из серьёзных проблем молочной промышленности оказалась упаковка. Ваше другое письмо Патрушеву было как раз про это. Нашли решение?

— Да. Я видел документы, там полная раскладка по всем материалам упаковки, комплектующим, краскам, клеям и т. д. Ведомство создало некий постоянно действующий штаб, который, как мне кажется, работает достаточно эффективно.

— Неужели так сложно наладить процесс?

— Упаковка — это главным образом шведско-швейцарская транснациональная компания Tetra Pak. Проблема в том, что производственные линии России оказались заточены именно под упаковку Tetra Pak. И вот наши производители буквально через две недели после начала спецоперации получили такие письма: теперь такую и такую упаковку мы вам будем поставлять, а такую не будем… Речь шла о половине производства продукции страны.

Мы подняли шум, и вот тогда-то я и написал письмо главе Минсельхоза с предложением ввести внешнее управление на упаковочных предприятиях. Сыграло оно свою роль или нет, не знаю, но буквально через пару дней западные производители стали рассылать другие письма: мы не уходим, просто попали в сложную ситуацию, у нас нет мелованного картона и т. д. Хотя это тоже смешно: оказывается, у нас нет нормального картона для упаковки. И теперь тот же Tetra Pak и другие производители будут переходить на немелованный картон.

— Что это изменит? На цену продукции повлияет?

— Ну, печать будет не такая красивая, в остальном не вижу отличий.

Но мой взгляд, и я давно об этом говорю, мы чрезмерно увлеклись упаковкой. Вы же продукт едите, а не красивую бумажку. Упаковка между тем создаёт дополнительные отходы, засоряет экологию. И всё это мы ещё и оплачиваем из своего кармана. Так, по ряду молочных продуктов стоимость упаковки доходит до 20%. Не знаю, кому это нужно — пятую часть от цены товара выкидывать в мусорную корзину…

Это лоббировал Tetra Pak, да и торговые сети заставляли производителей сделать упаковку более дорогой. Помню, прекрасно продаём стандартную тушу птицы на подложке под плёнкой, и вдруг ретейлеры мне говорят: «А теперь сделайте ещё и картонное украшение сверху. Ваш конкурент придумал коробку, в которую вставляет подложку…» Интересуюсь: зачем? Мне говорят: «Это красиво, вы должны мотивировать покупателя». Я разозлился: «Вы считаете, что покупатель не на курицу смотрит, не на производителя, а на коробочку?»

Считаю, это преступление — на упаковку делать ещё одну упаковку и изымать из кармана покупателя 20% цены от товара за то, что он потом просто выбросит.

Еще на эту тему читайте:

По инф. sobesednik.com

  • Расскажите об этом своим друзьям!