ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Великий лицедей ушедшей эпохи

Изменить размер шрифта

iliinskii igor 

24 июля 2016 года исполняется 115 лет со дня рождения Народного артиста СССР Игоря Ильинского. Он начал свою карьеру в кинематографе ещё в эпоху «великого немого», стал самым знаменитым советским комиком и единственным бюрократом, которого невозможно не любить.

Комедийный талант

Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного и Малого театров и наслаждался игрой великих актёров. Шестнадцатилетний Игорь уже точно знал, что хочет стать только артистом, театр владел им безраздельно. Большую роль в судьбе Игоря Ильинского сыграл его отец – зубной врач и талантливый комедийный актёр-любитель.

Осенью 17-го года, в первые дни революции, молодой Ильинский начал учиться в театральной студии Комиссаржевской. Уже через полгода он дебютировал на профессиональной сцене в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы.

Уже тогда ярко проявился комедийный талант Игоря Ильинского. Но молодому актёру мало было одного театра. Полный творческого беспокойства, Ильинский соглашался практически на любые предложения и ухитрялся одновременно участвовать в нескольких постановках разных театров. Трудности возникали, только если спектакли совпадали по времени.

Когда биографы актёра позже пытались сопоставлять между собой театры и даты, когда в них играл Ильинский, они поражались, как актёру хватало сил на такой колоссальный объём работы, и когда он успевал запоминать роли и репетировать.

В 1920 году Игорь Ильинский пришёл в театр Всеволода Мейерхольда, вскоре стал основным актёром этого театра и проработал там более десяти лет.

Звёзда немого кино

Во второй половине двадцатых годов к театральной славе Ильинского добавилась ещё и кинематографическая. Яков Протазанов снимает его в своей картине «Аэлита», потом в эксцентрической комедии «Закройщик из Торжка». Причём роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. Всего Игорь Ильинский снялся в десяти немых картинах, в афишах его называли королём экрана.

«Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины, на скачущей лошади, плавать в море», – писал актёр.

Новый Ильинский

Но образы, сыгранные Ильинским в то время, очень похожи между собой: в основном это смешные обыватели и прохиндеи. Актёра съедало чувство неудовлетворённости. Наступил творческий кризис.

Ильинский решительно отказался от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». После этого Ильинский покинул театр Мейерхольда и пять лет не снимался в кино.

В 1938 году Ильинский пришёл в любимый ещё с гимназических лет Малый театр и остался в нём на пятьдесят лет, до самой смерти. Первая же его роль в «Ревизоре» вызвала хвалебные отзывы критиков: «Обнаружилось, что перед ними не только новый Хлестаков, но и новый Ильинский – зрелый художник реалистического искусства».

Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определённый творческий кризис, когда актёру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Знаменитый бюрократ

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссёром Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии «Волга-Волга». Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи – маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками.

Все свои трюки Ильинский выполнял сам, в том числе и знаменитый прыжок с верхней палубы. Причём Александров первоначально хотел, чтобы актёр прыгал с нижней. Но тот себе на голову (думая, что прыгать будет дублёр) пошутил: «Подумаешь, вот с верхней было бы эффектнее!». «Когда я поднялся наверх, – вспоминал позже актёр, – в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне всё задрожало... Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, а я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать...»

За эту роль Ильинский получил Государственную премию и новую волну народной любви.

Товарищ Огурцов

Следующую звёздную роль в кино Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в роли бюрократа Огурцова.

Эльдар Рязанов: «Снимать самого Игоря Ильинского я не собирался – робел, понимал, что корифей меня просто задавит. И когда Пырьев предложил его на роль Огурцова, я запаниковал: он же мой кумир с детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой чаше весов – я, снимающий свою первую игровую картину! Ильинский читал сценарий, а я мечтал, чтобы он отказался. Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил – был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства... Партнёром Ильинский оказался прекрасным – совсем лишён гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта... и я открыл в нём ещё один талант, которым обделены столь многие, – талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии».

Кутузов

В 1961 году Ильинский вновь снялся в фильме Эльдара Рязанова. Это была комедия «Гусарская баллада», где актёр создал запоминающийся образ Кутузова.

Картину Рязанов ставил к 150-летию Бородина, что сразу вызвало недовольство в Минкульте, её сочли легкомысленной. А уж Ильинский в роли Кутузова вызвал настоящий шок: как комедийный актёр будет воплощать образ великого полководца! Да и сам Игорь Владимирович сначала отказался от роли.

Но Рязанов уговорил актёра сниматься, чем поставил под угрозу судьбу фильма. «Игорь Владимирович сам увлёкся ролью, разошёлся, понял, что, несмотря на малый объём, она действительно очень значительна, и с удовольствием её сыграл. Мне думается, Ильинскому эта задача удалась полностью. Его Кутузов обаятелен, хитёр, мудр, добр, очень значителен и вызывает, с моей точки зрения, не только смех, но и любовь зрителя. Именно любовь. А это чувство выжать из зрителя, ох как нелегко!» – вспоминал режиссёр.

Но деятели от Минкульта пришли к выводу, что Рязанов оклеветал образ великого полководца. Фурцева потребовала переснять все сцены с другим актёром, а юбилейный показ был 0отменён.

Так бы всё и закончилось, если бы «Гусарскую балладу» не захотел посмотреть главный редактор «Известий» Алексей Аджубей – зять Хрущёва, там же присутствовали и сотрудники газеты. Картина произвела на журналистов прекрасное впечатление, появилась хвалебная рецензия с массой лестных слов в адрес Ильинского за роль Кутузова. И фильм вышел в прокат.

И снова театр

Но сам Игорь Владимирович не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их показывали по телевидению, часто просил выключить «этот балаган». Свою последнюю роль в кино Ильинский сыграл в 1971 году, а оставшиеся 16 лет жизни посвятил работе на радио и любимому театру.

На театральной сцене великий комик перешёл к образам глубоко трагических героев. Последней ролью Ильинского стал Лев Толстой в спектакле по пьесе Иона Друцэ «Возвращение на круги своя» – это было уникальное творение великого мастера. Всё началось с театра. Им и закончилось.

  • Расскажите об этом своим друзьям!