ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Полёт Мариса Лиепы

Изменить размер шрифта

27 июля исполнилось 80 лет со дня рождения знаменитого артиста балета Мариса Рудольфа Эдуардовича Лиепы.

Великий танцовщик появился на свет в Риге, 27 июля 1936-го года. Отец семьи в прошлом пел в хоре, но потерял голос и работал мастером сцены в Рижском театре оперы и балета. Дебют юного Мариса на театральной сцене не был связан с балетом – по предложению директора театра мальчика взяли в хор для постановки оперы «Кармен».

Марис рос щуплым, много болел, и, по совету друга семьи, его отдали в хореографическое училище, чтобы мальчик развился физически. Балет полностью захватил юного Лиепу, в тринадцать лет он уже танцевал не только в детских, но и во взрослых постановках. Помимо балета Марис занимался спортивной гимнастикой и даже был чемпионом Латвии по плаванию вольным стилем.

Именно во время соревнований на Мариса обратили внимание отдыхающие на Рижском взморье балетные педагоги из Москвы. Они поспособствовали переводу семнадцатилетнего талантливого танцовщика из Риги в Московское хореографическое училище. Там Лиепа и закончил своё образование. Учился Марис с полной самоотдачей: за два года не пропустил ни одного урока, нещадно боролся со своей природной хилостью. Помимо основных тренировок были гантели, гимнастика, кроссы. В результате через год Лиепа легко поднимал самых тяжёлых своих одноклассниц. Он самостоятельно изучал классический репертуар, и его выступление на выпускном вечере стало настоящим триумфом. В рецензии значилось: «из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте».

У Лиепы были все шансы остаться в столице, но его вернули в Ригу как «национальный кадр». Танцора не устраивал Латвийский театр, даже с ведущими ролями. Мечтой Лиепы была сцена Большого театра и партии принцев. Ещё в училище юный танцовщик писал в своём дневнике «Я буду танцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере»».

Через полгода Марис вновь оказался в Москве как участник декады латышского искусства. Юноша понравился Майе Плисецкой, за этим последовало приглашение в партнёры для участия в Днях культуры СССР в Венгрии. Совместные гастроли закончились бракосочетанием Плисецкой и Лиепы, но через три месяца звёздная пара развелась. В Будапеште Лиепа танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере» и получил предложение от балетмейстера Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Лиепа быстро стал ведущим артистом театра, московские балетоманы начали ходить «на Лиепу».

Большой театр

Летом 1960 года Марис Лиепа вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польше. После гастролей его позвали в легендарную труппу. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. За год Лиепа перетанцевал весь репертуар Большого театра. Всё складывалось великолепно: карьера шла в гору, гастроли сделали танцовщика мировой знаменитостью.

В Москве же Лиепа был кумиром всех женщин, независимо от их статуса. Необычные костюмы, утончённые манеры, невиданные машины иностранных марок – Марис Лиепа выглядел настоящим заморским принцем. В семье тоже всё складывалось хорошо: красавица жена – актриса и двое очаровательных детей, Андриса и Илзе, которые пошли по стопам знаменитого отца.

Английская критика именовала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.

В 1971 г. Марис Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.

Римский полководец

1968-й год стал звёздным в биографии Лиепы. Состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Мариса. Лиепа – Красс был неподражаем, исполнитель и роль нашли друг друга. За Красса Марис Лиепа получил Ленинскую премию. Но, по какой-то иронии судьбы именно после роли Красса карьера танцовщика покатилась под откос.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Марис неоднократно резко высказывался об уровне хореографии в новых балетах Григоровича, а апофеозом стала обвинительная статья в «Правде» в адрес балетмейстера. Эту статью Григорович не простил Марису Лиепе никогда, и с того времени доступ на сцену Большого театра танцовщику был закрыт. Лиепу обложили со всех сторон – не занимали в спектаклях, не брали в зарубежные поездки. С 1970-го года, за последние 14 лет работы в Большом театре Марис Лиепа поучаствовал только в трёх премьерах Большого. Новые роли Лиепа получал только в балетах других балетмейстеров.

В 1976 году Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра «Спартак» в роли Красса. В этом же году танцовщик был удостоен звания народного артиста СССР.

Своё 40-летие Марис Лиепа отметил в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра. Творческие вечера в Москве по-прежнему собирали огромную аудиторию. На нетактичные вопросы: «Долго ли ещё думаете танцевать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля».

Лиепа пытался найти себя в новом деле, благо, опыт был. В кино он впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноимённом фильме-балете. Были и другие киноработы. Несомненной удачей стала роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко».

Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу министра культуры СССР 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра. Последний триумф завершился решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желали или не могли противостоять Григоровичу. После «бенефиса» Лиепу вынудили уйти на пенсию. Артисту было 45 лет.

«Я хочу танцевать сто лет»

1983-го по 1985-й годы по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере. В 1985 году болгарский балет отпраздновал 30-летие творческой деятельности Мариса Лиепы. В Большом театре юбилея «не заметили». В том же году Лиепа вернулся в Москву, но оказался никому не нужен и впал в тяжёлую депрессию. Из неё его не смогла вывести ни очередная женитьба, ни рождение ещё одного ребёнка – дочери Маши. В те дни он записал в своём дневнике такие строки: «Бесперспективность... Для чего ждать, жить, быть?.. Я сижу днями дома без дела и убиваю себя в надежде на прекрасную, лёгкую смерть во сне. Это единственное, о чём я могу мечтать теперь».

Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверили вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволили создать в Риге новый театр. Но Моссовет принял решение о создании Театра Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года уже появилось объявление о конкурсе в театр «Балет Мариса Лиепы».

Но 26 марта 1989 года Марис Лиепа умер от инфаркта в машине «Скорой». Говорили, что после того, как охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск – сердце артиста не выдержало.

Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб разрешили установить в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.

  • Расскажите об этом своим друзьям!