ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Покоритель неба

По инф. histrf.ru   
27 Июня 2021 г.
Изменить размер шрифта

25 июня 1904 года в городе Новороссийске родился Владимир Коккинаки – советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза и лауреат Ленинской премии.

 Заголовок

Путь к мечте

Свою необычную фамилию Владимир унаследовал от своих предков, обрусевших греков. Отец работал в морском порту, зарплата была маленькая, а семья большая – семеро детей. Летчик вспоминал: «Острее всего стояла проблема штанов. В школу нельзя ведь идти без брюк, а купить их не на что было!» Поэтому Володя, отучившись три класса, начал зарабатывать себе на жизнь. Трудовые университеты он прошел на знаменитых виноградниках «Абрау-Дюрсо». Мальчик обрабатывал растения от вредителей, таская на спине под палящим солнцем тяжелый баллон с ядом. Позднее герой-лётчик вспоминал: «Мне кажется, что у винограда солоноватый привкус – привкус слёз и пота». Став постарше, Владимир примкнул к рыболовецкой артели. Выходил в море на старых и дырявых суденышках, но домой приносил мешки рыбы.

Как только подросток немного окреп, начал работать портовым грузчиком. Он был самым молодым в бригаде, но ему принадлежал рекорд по переноске тюка мануфактуры в восемнадцать пудов (295 килограммов). Новороссийцам молодой Коккинаки запомнился ещё и как спортсмен. Владимир прекрасно плавал, боксировал, был вратарём сборной города по футболу. Ему принадлежал рекорд Северного Кавказа по толканию ядра.

Взросление нашего героя совпало со временем становления советской авиации, и парень из портового города стал мечтать о небе. Но в армии, куда его призвали служить в 1925 году, Коккинаки оказался в 221-м стрелковом Черноморском полку, где стал инструктором по физкультуре. Два года он забрасывал своё начальство рапортами и просьбами о переводе в лётную часть. И летом 1927 года Владимира направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, по окончании которой он был направлен в знаменитую Борисоглебскую лётную школу.

Учимся летать

Первые шаги в лётном деле давались молодому человеку нелегко. Но природное упрямство помогло справиться с проблемами. Он часами отрабатывал упражнения, учился чисто механически исполнять необходимые задания. Был ещё один любопытный момент в его подготовке. Многие лётчики не особенно вникали в материальную часть, они считали, что моторами пусть занимаются техники, а их дело летать. Владимир же в свободное от полётов время часами просиживал в мастерских, наблюдал за работой техников, спрашивал, помогал. Всё это очень пригодилось в его будущей работе испытателя.

Окончив авиашколу, молодой лётчик стал пилотом истребительной авиации. Вскоре его перевели в Ленинград, в школу, которую он сам недавно окончил. Здесь в роли лётчика-инструктора Коккинаки обучал других и совершенствовался сам.

А потом получил предложение стать испытателем.

Испытатель

Во все времена, пока существует авиация, лётчик-испытатель – это высшая степень лётной работы. Коккинаки первоначально работал в НИИ ВВС РККА, а позже – на авиазаводе имени Менжинского. Часто летчик попадал в трудные ситуации, как он их сам называл, в «корявые», но всегда с честью из них выходил. За всё время испытательных полётов он ни разу не воспользовался парашютом и не бросил машину в воздухе, всегда сажал самолет с наименьшими потерями. Однажды еще на взлете потерял правое колесо, но, точно все рассчитав, виртуозно посадил машину на одно только левое.

А когда прямо в воздухе отказал мотор гидросамолета, Коккинаки дотянул до леса и «приземлил» аппарат на верхушки сосен. Все люди остались живы, никто не пострадал.

Владимир Коккинаки испытывал машины на том же аэродроме, где работал и Валерий Чкалов. Лётчики встречались почти каждый день. 15 декабря 1938 года Коккинаки стал случайным свидетелем гибели легендарного лётчика и воспринял это как страшную личную трагедию.

В 1935 году Коккинаки стал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. Лётчик и авиаконструктор тесно общались, понимали друг друга с полуслова. Практически все разработки Ильюшина прошли через руки Владимира Константиновича. Коккинаки присутствовал и на сборке самолётов, вносил коррективы. Мнение летчика высоко ценилось, так как он обладал уникальным вниманием, зрением и слухом, фиксируя все, что происходит с двигателем, и мог определить причину неполадок. Эти навыки он специально вырабатывал еще в период учебы. Говорили, что Коккинаки слышит даже, как в двигатель поступает топливо.

Интересный факт: Коккинаки был заядлым курильщиком. На территории ОКБ было запрещено курить, однако по личному распоряжению Ильюшина Коккинаки разрешалось курить повсюду.

Предел выносливости

В 1932 году Коккинаки начал осваивать высотные полеты: участвовал в перелёте Москва – Харьков на высоте 5000 метров. 21 ноября 1935 года Владимир Константинович достиг высоты 14 575 метров, что было выше международного рекорда итальянца Донати. Своим товарищам он сказал: «Я нашёл предел выносливости машины, однако сам мог лететь и выше». В 1936 году СССР вступил в Международную авиационную федерацию, что позволяло отныне регистрировать рекорды в своде мировых достижений.

В 1936 году тяжёлый бомбардировщик с грузом под управлением Коккинаки достиг высоты 11 294 метра. И это был первый рекорд советского лётчика, зафиксированный международной организацией. После этого покорять высоту стали и другие советские асы.

Рекорды дальности

В 1936 году Коккинаки обратил свое внимание ещё на одно перспективное направление авиации – дальние полёты. Сначала был совершен перелёт Москва – Ейск – Москва, а чуть позже и беспосадочный перелёт Москва – Баку – Москва.

В 1938 году Владимир Константинович обратился в советское правительство с просьбой разрешить совершить перелёт в Америку, но первоначально экипажу предложили слетать на Дальний Восток и обратно на дальнем бомбардировщике ЦКБ-30. Полёт был очень сложным, потребовал приложения многих сил, мозоли от штурвала держались на руках пилота несколько недель. За этот подвиг Коккинаки и штурман Бряндинский были удостоены званий Героев Советского Союза. Это достижение позволило начать подготовку к трансатлантическому перелёту. Совершив его, отважные советские авиаторы стали первооткрывателями воздушного пути Европа – Америка через Северную Атлантику. Перелёт занял 22 часа 56 минут, за которые было преодолено 6 515 километров. За это в 1965 году Коккинаки получил от Международной авиатранспортной ассоциации почётную награду – бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров».

Прославленный летчик

Начало Великой Отечественной войны Владимир Константинович встретил в звании генерал-майора авиации. И хотя известный всей стране герой неоднократно подавал прошения об отправке его на фронт, всегда получал категорический отказ. Коккинаки продолжил свою работу в качестве шеф-пилота авиаконструктора Ильюшина и продолжал испытывать новую технику.

Продолжилась его испытательная работа и после войны. В сентябре 1957 года Коккинаки становится дважды Героем Советского Союза. В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. Последней испытанной им машиной стал знаменитый Ил-62, который также стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина. За свою долгую работу в небе Коккинаки установил 20 мировых рекордов.

Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, а продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина. В 1967–1968 годах он возглавил Международную авиационную федерацию. Прославленный лётчик умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Читайте также:

По инф. histrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!