ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Под маской клоуна

Изменить размер шрифта

alt

Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в семье известного московского адвоката Виктора Крамарова. В 1938 году Виктор Крамаров был арестован и больше в семью не вернулся. Так, в возрасте четырёх лет Савелий получил ярлык – «сын врага народа». Чтобы не потерять работу, Бенедикте Соломоновне пришлось развестись с мужем, которого она горячо любила. В 1950 году, получив известие о гибели мужа в заключении, мать Савелия слегла и вскоре скончалась.

 

Без матери

Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили, что племянник будет обедать у них поочерёдно, даже составили график. Савелий ходил в обносках, мотался от одного дяди к другому.

В довершение всех бед выяснилось, что у мальчика туберкулёз – сказалось недоедание. Спустя много лет знаменитый артист Крамаров разыщет врача, вылечившего его, и войдёт в его квартиру в Хайфе с огромным букетом и бутылкой коньяка...

Савелий мечтал стать юристом, как папа. Но для детей «врагов народа» вход в такие ВУЗы был закрыт. На семейном совете у дяди было решено, что Савелий будет поступать в Лесотехнический институт.

По паспорту русский

Когда Крамаров получал паспорт, паспортистка сказала ему:

– Чего-то ты не похож на еврея! Отец и мать – евреи, а ты типично русский парень, будто из Рязани. Как тебя записать?

– Пишите, как считаете нужным, – вымолвил Савелий.

Так он стал «русским».

Амплуа – хулиган

В кино Крамаров попал случайно – шёл из института, остановился поглазеть, как снимают кино. И вдруг ассистент режиссёра выдернул его из толпы: «Юноша! Да-да! Вы! Испуг, удивление сыграть сумеете?» Он сумел. «Не всякому артисту удаётся сыграть в эпизоде, – сказал Савелию после съёмки режиссёр. – У вас отличная фактура!»

Вскоре Крамаров записался в актёрскую студию. Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время работал по специальности. Но работу решил бросить и всерьёз посвятить себя кинематографу: взял несколько своих фотографий и разослал по всем киностудиям страны. И на одно письмо пришёл ответ. Так Савелий попал на свою первую роль в кино – солдат Петькин в фильме «Им было девятнадцать». В том же году он получил роль хулигана Васьки Коноплянистого в фильме «Прощайте голуби». «Трудно было работать над этой ролью. Ведь я с самого детства не был знаком ни с одним хулиганом. Но, попадая на съёмочные площадки, я становился рабом своей фактуры. И мой актёрский альбом становился похожим на пособие для начинающего дружинника».

В 1961 году Крамаров сыграл ещё одного хулигана Ваську Пименова в фильме «Друг мой, Колька!» Эту роль он позднее назовёт одной из лучших в своей кинематографической карьере.

Таким образом, двумя этими в общем-то второстепенными ролями Крамаров мгновенно сделал себе имя, публика с ходу запомнила его лицо и дико хохотала при любом его появлении на экране. Поэтому многие советские режиссёры стали приглашать его в свои картины даже на маленькие роли, прекрасно зная, что любое присутствие этого актёра в картине сулит большой успех.

Годы триумфа

После удачного дебюта Савелия Крамарова стали приглашать известные и маститые режиссёры. «Приключения Кроша», «Без страха и упрёка», «Сказка о потерянном времени», «Город мастеров», «Тридцать три», «Чёрт с портфелем». Его роли, даже не очень смешные в сценарии, в зале всегда вызывали смех. Артист был нарасхват.

Ошеломляющий успех Крамарову принесла картина «Неуловимые мстители», где он появился в кадре всего несколько раз. Трусливый крамаровский белогвардеец полюбился зрителям наравне с самими «неуловимыми». Его фраза «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И – тишина!» стала крылатой.

В 1967 году он получил приглашение поработать в Театре миниатюр. Для дебюта Крамаров сам выбрал рассказ Шукшина «Ваня, ты как здесь?», который вошёл отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Спектакль имел оглушительный успех.

В 1971 году Савелий Крамаров снялся в своей лучшей роли – уголовника Косого в фильме «Джентльмены удачи». Период с 1971–1975 года был для него «золотым», именно тогда им были сыграны лучшие роли. В 1972 году он решает всерьёз взяться за своё профессиональное мастерство и поступает в ГИТИС на актёрский факультет. Однако учёба радости ему не принесла. Как он сам потом говорил: «Ничего мне это не дало, потому что, как я считаю, эту профессию получают от Господа Бога. Если ты одарён, если ты рождён актёром, этому нельзя научить».

В 1974 году, став заслуженным артистом, Савелий Викторович плакал, вспоминая родителей, не доживших до триумфа.

«Ему всегда чего-то не хватало…»

Одновременно с обучением в ГИТИСе Савелий серьёзно увлекся индийской йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашёл какой-то кружок, которым заинтересовался КГБ. В этот же период родной дядя Савелия уехал в Израиль. Усугубило ситуацию и то, что Савелий Крамаров стал посещать синагогу и отказывался работать по субботам. И в результате превратился в человека с сомнительной репутацией. Это означало только одно — конец карьеры. Его перестали снимать. Актёр всерьёз начинает задумываться об эмиграции, но выпускать его из страны не хотели — ведь в этом случае все картины, в которых он снялся (более сорока кинолент) были бы «положены на полку». Крамаров оказался в странном положении: его не снимали, но и не давали уехать. У него тогда были деньги и слава, но ему не хватало новых ролей, личного счастья, любимой жены, ребёнка и... своего бассейна, о котором он мечтал.

В 1981 году Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану – в прошлом тоже актёру, в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз передали по «Голосу Америки». После этого Савелий Крамаров уехал.

Работа в США

В США режиссёр Пол Мазурски взял к себе Крамарова на роль кагэбэшника Бориса в комедии «Москва на Гудзоне». Три большие сцены с участием актёра, стали, пожалуй, самыми смешными эпизодами в комедии.

Вскоре Савелий снялся в фильме «2010», где играл советского космонавта Владимира Руденко. От него требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

Он появился в эпизоде в знаменитой «Красной жаре» – всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену.

Тем временем на родине актёра спешно вырезали его фамилию из титров всех фильмов, где он снимался. Он не упоминался нигде, как будто зрители не знали о существовании такого актёра. Но фильмы с его участием не сходили с экранов.

В Штатах Савелий Викторович обосновался, как хотел всю жизнь – купил дом недалеко от океана, женился и, главное, стал отцом.

В гости на родину

На свою родину Крамаров смог приехать только в 1992 году, в качестве почётного гостя на кинофестиваль «Кинотавр». Появление Крамарова в Сочи вызвало настоящий фурор. Его любили и помнили.

Последний год жизни

В 1995 году Крамаров получил наконец главную и не комическую роль в новом американском фильме. Но сыграть её не успел. У актёра обнаружили опухоль, лечение не дало результатов. Он умер 6 июня 1995 года.

Похоронили Савелия Крамарова на еврейском мемориальном кладбище в Колма – городе мёртвых. Памятник на его могиле представляет собой гримёрный столик, на котором разбросаны маски несыгранных, трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актёром фильмов. Слева — занавес, справа — совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором фотограф запечатлел доброе, обаятельное и улыбчивое лицо актёра, судьбой которого стали роли дураков.

  • Расскажите об этом своим друзьям!