ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Незабываемая пани Моника

Изменить размер шрифта

alt

13 октября умерла Ольга Аросева. Известной актрисе было 87 лет. Одно только её появление на сцене вызывало у зрителей улыбки, а биография больше всего похожа на приключенческий роман. Бывают люди, без которых трудно себе представить этот мир. Ольга Александровна была одной из таких.

 

Младшая дочь Александра Аросева – известного большевика, писателя и дипломата, родилась в 1925 году в Москве, в ночь между 21 и 22 декабря, когда часы били двенадцать. Кстати, счастливый отец записал дочь как Варвару, рождённую 22 декабря, но через три дня по требованию мамы всё изменилось и девочка стала Ольгой с датой рождения 21 декабря. Как вспоминала сама Аросева, ей это пригодилось, так как после развода родителей она праздновала два дня рождения каждый год. Детство Ольги прошло за границей и вспоминалось позже как счастливая сказка.

Но всё это кончилось в 37-м, когда Александр Яковлевич был арестован. Четырнадцатилетняя Оля не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от отца – «врага народа». Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать.

Ещё со времён пражского детства выяснилось, что Оля Аросева – прирождённая актриса. Как-то раз, посмотрев «Трёхгрошовую оперу», она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумлённым буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не даёт. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние – нищих в те годы в Праге не водилось.

Знакомство с «отцом народов»

В 1935 году состоялась встреча будущей актрисы со Сталиным на авиационном параде в Тушино, куда Олю и сестру Елену взял с собой отец. Сталин удостоил девочек своим вниманием и провёл в первый ряд. Вот как вспоминала об этом Аросева: «Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на «вы». Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолётного крыла парашютистка. Обо всем этом Елена и я дали своё первое в жизни интервью газете «Комсомольская правда». Пока мы стояли на лётном поле и разговаривали, выяснилось, что родились мы с вождём в один день. Сталин пошутил, что мы, следовательно, ровесники и будем праздновать ближайший день рождения вместе». Девочка полгода помнила про приглашение и в день рождения Сталина пошла в Кремль с подарком – голубой гортензией в горшке, но не была пропущена кремлёвской охраной. Правда, цветок обещали передать.

Циркачка

Ранняя юность Аросевой совпала с войной. Девушка поступила... в цирковое училище. Она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась – с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке.

Восхитительный авантюризм, присущий Оле, сыграл поворотную роль в её судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии. Аросева пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное училище, просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где освоила азы профессии, начав кстати с роли мычащей коровы в спектакле «Путешествие Перришона».

В 1950 году Аросева устроилась в Театр сатиры, где работала до последних дней.

Она была актриса определённого амплуа, и, посмеиваясь, говорила: «На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил». Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то не было.

Пани Моника

Кабачок «13 стульев» , по словам самой Аросевой, стал для неё не просто пятнадцатью годами жизни, а целым космическим полётом. Кабачок дал ей то, чего не хватало в театре: известность, узнавание, ощущение любви многих людей, путешествия, счастье и деньги.

Законодательницу мод, предприимчивую «светскую львицу» пани Монику полюбила вся страна. «Пани Моника становилась всё более самостоятельной, реально существующей для зрителя и живой. Письма писали ей, пани Монике. В гости — куда-нибудь на море, на золотой песочек — приглашали её, а не меня» – вспоминала Аросева. Откуда же взялась эта пани Моника? Актриса признавалась, что «срисовала» её с родной мамы. «Она окончила институт благородных девиц, говорила по-французски, обожала романы, напевала романсы и при этом была жутко любопытна, старалась влезть во все дела, ничего в них не понимая. Зато красиво рассуждала. Готовить не умела, но безапелляционно раздавала советы: «Не забудь добавить соус сабайон и бульденеж!» На просьбу объяснить, что это, отвечала: «Не помню, но очень вкусно!»

Кино

В 50-е годы Ольга Александровна снялась в нескольких популярных фильмах, но первым большим успехом была роль Любы в комедии «Берегись автомобиля». Затем были мадам Ксидиас в трагикомедии «Интервенция» и роль в музыкальной комедии «Трембита».

В начале 70-х Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым в трагикомедию «Старики-разбойники». Она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву – добрую, немного простодушную и в тоже время решительную, способную на всё ради любимого человека.

«Комическая старуха»

С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь. С начала 1990-х годов она стала первой актрисой труппы. Одна из лучших её ролей, которую она играла до самого конца, это Памела Кронки — в спектакле «Как пришить старушку» Д. Патрика. Она выходила на сцену до августа этого года, пока не попала в больницу.

Ещё одна сторона творчества Аросевой — озвучивание мультфильмов. Её неповторимым и незабываемым голосом говорят слоны, лисы, Баба-Яга из «Баба Яга против» и госпожа Беладонна из мультика про поросёнка Фунтика.

Ольга Аросева обожала путешествовать, играть в преферанс, водила машину, ценила баню и плавание в бассейне, курила «Мальборо», не прочь была выпить с товарищами после спектакля, закусив квашеной капустой, картошкой и селёдкой.

Актриса питала слабость к ярким украшениям (бижутерии не признавала!), говорила, что в прошлой жизни была тайским ювелиром. Она никогда не считала себя красавицей, однако же и не сомневалась в своей способности вскружить голову кому угодно.

Ольга Александровна замуж выходила четырежды, расставалась без скандала. Детей у неё не было.

В конце 40-х безвестной ещё артистке писал дивные, страстные и безответные письма очарованный ею Алексей Арбузов – знаменитый драматург.

Ещё в юности была натурщицей у художника Николая Ромадина,

который написал с неё две картины.

Прекрасно готовила и издала книгу рецептов «Кулинарные путешествия».

«Корочки» водителя троллейбуса, которые артистка получила для съёмок фильма «Берегись автомобиля» (без этого за руль не пускали), долгое время были её единственным официальным документом об образовании. Диплом о заочном окончании Вахтанговской школы ей вручили в качестве подарка к 80-летнему юбилею. Правда синий, без отличия.

Её спрашивали: «Откуда берутся у Вас силы для такой работы?!»

Она отвечала: «А это очень просто. Силы есть, потому что есть зрители. Терпеть не могу стариковское брюзжание: «Ах, как хорошо было в наше время! Ах, как мы жили! Ах, как играли!» Но ведь нельзя забывать, что на дворе двадцать первый век и зрители от театра ждут теперь совсем другого. Если бы я почувствовала, что не могу соответствовать нынешней жизни, то, будьте уверены, на сцену бы не вышла!».

  • Расскажите об этом своим друзьям!