30 марта 2014 года исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина – советского авиаконструктора, создателя «воздушного танка» ИЛ-2, бомбардировщиков и пассажирских лайнеров. Ильюшин – трижды Герой Социалистического Труда , семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР.
Родился Сергей Ильюшин в 1894 году в деревне Дилялево Вологодской губернии в крестьянской семье. Позже в автобиографии Ильюшин писал: «Имущество моих родителей состояло из дома, лошади, коровы и мелкого крестьянского скарба. Лошадь в 1912 году была продана отцом за невозможностью её оправдать. Мои родители имели 7 человек детей — 5 сыновей и 2 дочерей. Я был самым последним». Сергей рано начал помогать родителям, с 12 лет сам пахал, потому что отцу к тому времени было 63 года, а матери 56, и они уже не справлялись с хозяйством.
В 1906 г. он окончил трёхлетнюю земскую школу. Однако начальное образование не давало ни специальности, ни постоянной работы, что вынуждало перебиваться случайными заработками. Паренёк трудился землекопом, косил сено, подрабатывал на красильной фабрике, затем разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома. В сентябре-октябре 1910 г. там прошёл первый всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения отечественной авиации. Во время подготовки к первой русской «Авиационной неделе» Сергей выравнивал лётное поле и обслуживал самолёты. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина и других. Позднее Сергей Владимирович вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации». Этот эпизод сыграл ключевую роль в судьбе будущего авиаконструктора.
Главный конструктор
С началом Первой мировой войны в декабре 1914 года Сергея призвали в русскую императорскую армию. Он служил писарем в управлении воинского начальника Вологды. Когда туда пришёл запрос на семь человек для службы в авиации, Ильюшин по собственной просьбе был переведён в Петербург на Комендантский аэродром, в аэродромную команду.
На аэродроме была школа лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, которую летом 1917 года закончили два представителя низшего сословия аэродромной команды: моторист Ильюшин и браковщик Климов (будущий генеральный конструктор авиационных двигателей).
В октябре 1918 года Сергей Ильюшин вступил в партию, а в мае 1919 года был призван в Красную Армию. Его направили в Серпухов, где находилось командование Красного Воздушного Флота, и назначили авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта.
После войны Ильюшин поступил в институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная академия) имени профессора Н. Е. Жуковского.
Во время учёбы он начал конструировать планеры: «Рабфаковец», который участвовал в соревнованиях и был признан одним из лучших для учебных целей. Будучи слушателем четвёртого курса, Ильюшин построил рекордный планер «Москва», который не состязаниях в Германии получил первый приз за продолжительность полёта.
Первые самолёты
В 1926 году Ильюшин закончил академию и был назначен руководителем секции научно-технического комитета Военно-воздушных сил. Но он стремился начать собственную конструкторскую деятельность. Летом 1931 года Сергей Владимирович написал рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность, рапорт был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Илбюшин возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ.
В конце 1932 года Ильюшин предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов. Предложение ббыло одобрено и приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого был назначен Ильюшин. Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ.
Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд высоты подъёма груза, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией.
Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), а также штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне.
«Летающий танк» Ил-2
В середине 30-х годов, когда стало ясно, что война неизбежна, конструкторам поставили задачу создать новый тип самолёта для поддержки пехоты — штурмовик.
На создание машины ушло два года. В 1939 года самолёт прошёл испытания. Ильюшину удалось найти нужное сочетание скорости, маневренности, дальности полёта, огневой мощи и средств защиты. Огонь с земли не вредил штурмовику. Самолёт своей живучестью производил впечатление «заколдованного», среди лётчиков о нём ходили легенды. Ильюшин получил за создание Ил-2 подряд две Сталинские премии — уникальный случай. А в 1940 году конструктору была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.
Попытка гитлеровских специалистов спроектировать и построить что-то похожее, не увенчалась успехом. Не только равных, но даже подобных ему не было ни в одной другой армии. Не случайно под Москвой на высоком берегу реки Истры воздвигнут памятник самолету Ил-2.
Пассажирский Ил-18
Созданию этого самолёта предшествовала интересная история. Сергей Владимирович очень не любил курорты, предпочитал отдыхать у себя на родине, в деревне. Но в 1955 году жена уговорила его провести отпуск в Сочи. Полетели на самолёте «Аэрофлота». Вернувшись с курорта, он сразу собрал всех ведущих конструкторов и сказал: «Знаете, товарищи, слетал я в Адлер. Кто у нас летает пассажирскими рейсами? Я могу сказать вам, что только командированные или достаточно состоятельные люди. А надо сделать так, чтобы широкие массы могли пользоваться авиационным транспортом. Надо построить такой самолёт, чтобы цена билета была не дороже поездки в купейном вагоне поезда». Вот как в 1956-м году начался проект знаменитого лайнера. А 4 июля 1957 года с Центрального аэродрома в полёт ушёл самолет «Москва», но это название не утвердили и он стал Ил-18. Почти 600 самолетов этого типа было построено, а свыше 100 продано в 16 стран мира.
Ил-18 получил золотую медаль на Брюссельской выставке, опередив американские и английские модели.
Самородок
Ильюшин был прирождённый лидер и лидер очень жёсткий, но, требуя с других, он и сам работал больше всех. Все, кто его знал, говорили, что он одержим работой.
«Сегодняшнее восприятие Ильюшина, – свидетельствовал Генрих Новожилов, заменивший его на посту руководителя ОКБ, – совершенно не соответствует его реальному облику. У многих восприятие таково, что это ангел с крылышками, который только благословлял. Если говорить об Ильюшине, я бы на первое место поставил железную требовательность к своим подчинённым».
«Трудно говорить о семье, в которой он вырос, но в нём было много от тех, кто кормил Россию. Он, конечно, самородок. Как Ломоносов, прошёл все тернии без помощи извне, от лаптей до академика, своим умом и трудолюбием, любовью к делу и к людям», – так характеризовал Сергея Владимировича один из его коллег.
По воспоминаниям ильюшинцев, сложно было, работая в КБ Ильюшина, защитить диссертацию: Сергей Владимирович считал, что если человек занят серьёзной работой, то в этом нет необходимости. После смерти конструктора в его столе нашли много заявлений с просьбой разрешить защиту диссертации, он их все складывал в ящик. Тех же сотрудников, кто продолжал настаивать, он предпочитал отпустить.
Сергей Владимирович оставался на должности Генерального конструктора до 76 лет. Летом 1970 года подал заявление с просьбой освободить его от руководства, но оставался членом Научно-технического совета и консультантом. Последний самолёт, который Ильюшин благословил на первый взлёт в 1971 году, был знаменитый Ил-76.
Скончался легендарный авиаконструктор 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Поцелуи бывают разными, например, с крокодилами
В парке «Ривьера» в Сочи всегда есть чем заняться. Можно просто прогуляться по этому прекрасному зеленому месту и полюбоваться красивыми ухоженными растениями, сходить в дельфинарий или океанариум, покататься на каруселях (кто с ребятишками) или заглянуть в музеи. А еще здесь можно посмотреть интереснейшее «Шоу крокодилов», что и сделала как-то раз блогер с YouTube Надежда и показала это своей аудитории.
-
В аэропорту Кольцово самолет переехал человека
Самолет – транспорт удобный и комфортный, но все же очень опасный. И происшествие с ним связанное может произойти не только в воздухе, но и на земле. Так, например, случилось в Екатеринбурге, в аэропорту Кольцово. Там самолет переехал человека.
-
Вертолет с президентом Ирана Раиси потерпел крушение в горах
Два спецборта МЧС вылетели на поиски обломков вертолета, на борту которого находился 63-летний президент Ирана Эбрахим Раиси. Крушение вертолета произошло 19 мая на территории Азербайджана.
-
Эксперт по отношениям рассказал, каких женщин боятся мужчины
Перед некоторыми женщинами сильный пол может испытывать страх. Такую эмоцию у мужчин могут вызывать сильные представительницы прекрасной половины человечества. Сильная энергетика женщин сеет в мужчинах тревогу.
-
Россиянам посоветовали не умываться утром 20 мая
Народный праздник Купальница отмечается 20 мая. Само название этого дня говорит само за себя – сегодня нужно купаться. Например, пойти для принятия водных процедур на речку или на озеро. Для этого дня есть определенные традиции и запреты. Какие они?
-
На могиле Юдашкина установят памятник за два миллиона рублей
Вдова Валентина Юдашкина рассказала, что уже в июне на могиле модельера появится памятник из бронзы и гранита. Торжественное открытие должно состояться примерно 15 числа, точная дата еще не определена.
-
Надежда Кадышева представила выставку своих сценических костюмов
Народная артистка России Надежда Кадышева открыла выставку своих сценических костюмов во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве.
-
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
Актрису Светлану Немоляеву скорая помощь доставила в одну из больниц Москвы. По данным СМИ, у 87-летней актрисы подозревают коронавирус.
-
Актриса сериала «Склифосовский» считает, что стала жертвой сглаза
В студии программы «Малахов» звезда телесериала «Склифосовский» Ирина Основина рассказала, как из-за общения с неприятной незнакомкой оказалась на костылях.
-
Дмитрий Куклачёв рассказал, сколько получают кошки за один съемочный день
Сын дрессировщика Юрия Куклачева Дмитрий раскрыл зарплату питомцев театра за один съемочный день. Также он рассказал, как и куда тратятся эти деньги.
-
Николаю Носкову в больнице стало хуже
В настоящее время певец Николай Носков проходит лечение в больнице. На фоне пневмонии у него развилась тромбоэмболия, спровоцировав дыхательную недостаточность.
-
Украинских поклонников возмутило исполнение Веркой Сердючкой песен на русском языке
Часть украинских поклонников ушли с концерта певца Андрея Данилко, выступающего под псевдонимом Верка Сердючка. Об этом сообщает местное издание ТСН.ua.
-
Ксении Собчак из-за фамилии поднимают цены на услуги
Журналистка и телеведущая Ксения Собчак рассказала о проблемах, с которыми она сталкивается из-за своей фамилии. Подробностями она поделилась в своем Telegram-канале.
-
Мэрил Стрип призналась, что не представляла себя актрисой после 40 лет
Актриса Мэрил Стрип рассказала, что прощалась со своей карьерой в 39 лет. Ее цитирует издание People.
-
Любовь не стареет
Новая подборка интересных фактов со всего света с комментариями нашего обозревателя.
-
Амаяк Акопян рассказал, за что ему закрыли доступ в американские казино
В конце 80-х легендарный иллюзионист Амаяк Акопян принял участие в международной программе и отправился с выступлениями в Соединённые Штаты.
-
Стилист Александр Рогов назвал розовый главным цветом сезона
Стилист Александр Рогов назвал россиянкам самый модный цвет сезона. Соответствующий пост он разместил в своем Телеграм-канале.
-
Фотомодель убила мужа и получила условный срок
По делу об убийстве мужа фотомодель Лилию Судакову суд в Санкт-Петербурге приговорил к четырем годам лишения свободы условно. Действия женщины были переквалифицированы по ст. о причинении тяжкого вреда здоровью.
-
На СВО совет отца сохранил жизнь сыну и его сослуживцам
Разные истории спасения случаются на СВО. Одна из них, когда сыну сохранил жизнь совет отца. Этот совет касался доработки УАЗа.
-
Долгие разговоры по телефону грозят высоким давлением
Гипертония может развиться по разным причинам. Оказывается, на это могут повлиять также разговоры по телефону и зубные недуги.