ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Иркутский старт Александра Ежевского

Изменить размер шрифта

05 11 8 0 

Александр Александрович удивительно приятный в общении человек. Разговаривая с ним, видишь перед собой элегантного, стройного человека средних лет с доброй улыбкой и лучистыми глазами, полного энергии и оптимизма.

С ним интересно говорить и получать обстоятельные аргументированные ответы на вопросы о прошлой и современной жизни нашей Родины. Особая тема, которая всегда волнует его, – это современное состояние сельского хозяйства страны и обеспечение сельских тружеников машинотракторной техникой и оборудованием.

Александр Александрович выдающийся государственный деятель, Герой Социалистического Труда. Недавно Иркутский государственный агрономический университет назван его именем.

В Иркутском сельскохозяйственном институте он учился на механическом факультете и после окончания в 1939 году преподавал в нём до 1942 года. В последующем работал главным инженером авторемонтного завода, который находился в предвоенные годы в предместье Марата. А когда окончилась война с Японией, участником которой он был, Александра Александровича назначили главным инженером, а затем директором Иркутского автосборочного завода в посёлке Мельниково. Это был филиал Горьковского автомобильного завода. Поколение иркутских довоенных мальчишек, к которому принадлежу я, с восхищением засматривались на необычные военные автомобили, появившиеся на улицах Иркутска в 1945 году. Грузовики «Студебекер», «Додж 3/4», «Форд», «Шевроле» – их массовое производство было освоено на иркутском заводе из машинокомплектов, присылаемых по ленд-лизу из США. Тысячи этих автомобилей отправлялись на нужды армии и народного хозяйства. После родных полуторок типа ГАЗ-АА, трёхтонок ЗИС-5 и ЗИС-21 ( с газогенераторной установкой) американские автомашины нам, мальчишкам, казались верхом совершенства. В последующем на Иркутском автосборочном заводе успешно было освоено массовое производство отечественных автомобилей ГАЗ-51 с аккуратной обтекаемой формы кабиной, похожей на кабину «Студебекера».

Моя мама приходилась директору завода А. А. Ежевскому двоюродной сестрой и с гордостью объявляла соседкам, когда в наш большой Железнодорожный двор на ул. 5-ой Армии заезжали новые автомашины, – «Сашина работа!».

05 11 8 2

А. Ежевский в то время частенько посещал наш дом. С моим отцом, Виктором Аникиевичем Рязановым, выпускником Иркутского автомобильного техникума, они обсуждали профессиональные вопросы, вспоминали Маньчжурию. Войну с японцами отец закончил в г. Чаньчуне командиром миномётного взвода в звании старшего лейтенанта. Александр Александрович – в городе Мукдене (Шаньяне) в звании майора. Он служил в штате 25 армии, которая отличилась в успешной Харбино-Гиринской операции в Маньжурии. Вспоминает, что 17 августа началась массовая сдача в плен японских войск. Чтобы ускорить их капитуляцию в ряде городов были высажены воздушные десанты. Для овладения важными промышленными центрами были созданы сильные подвижные отряды, которые стремительными действиями должны были не допускать вывоза или уничтожения японцами материальных ценностей. Для этих целей в 25-ой армии была создана трофейная служба, руководить которой было поручено А. А. Ежевскому. Для демонтажа оборудования японских военных автосборочных заводов в Мукдене и Аньдуне службе был придан специальный полк, сформированный из военнослужащих специалистов старшего возраста. Демонтированное трофейное оборудование отправлялось на базу приёма в Иркутск, а оттуда распределялось по автотракторным заводам в города Челябинск, Кутаиси и другие пункты восстановления предприятий разрушенного народного хозяйства.

05 11 8 1

А. А. Ежевский (справа) и автор – ветеран внутренних войск С.В. Рязанов

Александр Александрович вспоминает один из эпизодов того времени: «В сентябре 1945 года мне пришлось прибыть в Мукден. Японцы уже капитулировали. Мне доложили, что они здесь строили современный машиностроительный завод. Придирчиво и с интересом обследовал завод, узнал, что директор завода ещё в городе, но в настоящее время болеет. Решил навестить его, как говорится, на дому. Приехал, дверь открыла жена директора, пригласила в дом. Вошёл и шагнул в прихожую. Вдруг раздался вопль этой женщины, она замахала руками. Вышел хозяин, отрывисто цикнул на жену, и она тут же исчезла. Оказывается, она была шокирована тем, что я не снял обуви, войдя в дом. Мелькнуло в голове, что же мне, стаскивать сапоги с портянками? Хозяин с поклоном пригласил в комнаты, распорядился слуге принести два стула, и мы мирно и обстоятельно поговорили».

В дальнейшем Ежевский работал директором Алтайского тракторного завода им. М. И. Калинина в городе Рубцовске директором знаменитого завода сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш». Проявил себя сильным организатором отраслей сельского хозяйства на министерских должностях, оставив заметный след в создании и развитии системы «Союзсельхозтехника». С1962 по 1978 год он – председатель Всесоюзного объединения «Сельхозтехника». Благодаря деятельности Александра Александровича на высоких постах в стране были созданы производственные мощности и освоен выпуск современных тракторов, зерноуборочных комбайнов, почвообрабатывающей и другой техники.

Мне запомнился из его рассказов эпизод, произошедший на Алтайском тракторном заводе: «Весной 1952 года поздним вечером собираюсь отбыть домой. Раздаётся телефонный звонок правительственной связи, поднимаю трубку и слышу: «Товарищ Ежевский, говорит Поскрёбышев, сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин». Я почувствовал, как волосы на голове зашевелились. В трубке раздалось: «Товарищ Ежевский, надо помочь товарищу Шаяхметову. Отправьте в Казахстан 200 тракторов, думаю, за три дня справитесь. О выполнении доложите Поскрёбышеву!». И повесил трубку. Я срочно по тревоге собрал весь коллектив завода. Объяснил задание Сталина и объявил казарменное положение. Разрешил матерям и жёнам приходить кормить рабочих прямо на рабочих местах. Задание, конечно, выполнили, но представьте, что нам это стоило!».

– В 1955 году, будучи заместителем министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, – рассказывает А. А. Ежевский, – посещал в составе советской сельскохозяйственной делегации США и Канаду, где изучал деятельность фермерских хозяйств, заводов сельхозмашин и испытательных станций в 12-ти штатах Америки и трёх провинциях Канады. После возвращения из этой командировки четыре часа докладывал Н. С. Хрущёву об увиденном и о предложениях по развитию производственно-технического обеспечения сельского хозяйства нашей страны.

В своих воспоминаниях о поездке в Америку с особой теплотой и уважением отзывается о знаменитом фермере из штата Айове Росуэлле Гарсте. Гарст был активным поборником мирного сотрудничества с нашей страной, развития деловых связей и обмена опытом между нашими странами. Гарст, познакомившись с нами, решил посетить Советский Союз. И приезжал к нам трижды. Весной 1959 года встречался с Н. С.Хрущёвым в Сочи, пригласил его в США, от чего тот не отказался.

С 1980 по 1988 год Ежевский – министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. С октября 1988 года – персональный пенсионер, но продолжает работать, являясь членом консультативного совета Министерства сельского хозяйства РФ, членом бюро Россельхозакадемии, главным научным сотрудникам ГОСНИТИ (Государственный научно технический институт по внедрению индустриальных методов ремонта сельхозтехники).

Уже более 50 лет Александр Александрович посещает крупные зарубежные выставки сельскохозяйственной техники. Особо значимые и интересные новинки тщательно изучает, ощупывает собственными руками, при возможности сам садится за управление машиной и испытывает её на ходу. Готовит по результатам выставок аналитические, иллюстративные обзоры под названием «Современные тенденции мирового сельскохозяйственного машиностроения», публикует статьи в научных журналах. Только за 2014 и 2015 годы подготовил к изданию десять технических книг.

В июле этого года выступил в СМИ со статьёй «На чужой каравай», где дал обоснованную отповедь известному американскому бизнесмену Ариэлю Коэну, заявившему, что только американские компании могут сделать Россию продовольственной сверхдержавой, если им передать в долгосрочную аренду все плодородные земли Кубани, центральной части страны и Сибири.

В августе этого года лично убрал два гектара пшеницы в Ростовской области на современном комбайне «Ростсельмаш-61». Убедился, что эта отличная машина отвечает высшим мировым стандартам.

– Не жарко было в кабине? – спросил я.

– Что ты, – смеётся, – там кондиционер, комфорт, всё на кнопках. Как зашёл в чистой сорочке, так и вышел без единого пятнышка!

В сентябре этого года Александр Александрович участвовал в международной сельскохозяйственной выставке в Ганновере (Германия).

– Вообще, только в Париже я был около сорока раз, участвовал в международных выставках (SIMA), конечно, с пользой для дела, – бодро заявляет Ежевский.

В октябре организовал, провёл и выступил с докладом на Всероссийском агроэкономическом форуме в Москве.

3 ноября Александру Александровичу исполнилось 100 лет! Обещает приехать в Иркутск после юбилейных мероприятий в Москве.

Александр Александрович кавалер многих орденов и медалей, почётный академик Россельхозакадемии, заслуженный машиностроитель России, активный член землячества иркутян «Байкал» в Москве. Любит приезжать в Иркутск и пройтись по родным улицам города и достопримечательным местам. С удовлетворением отмечает, что с каждым годом город хорошеет и благоустраивается. Особенно понравились обновлённая нижняя набережная Ангары, улица Чкалова, возрождённые церкви и новые памятники. Он встречается с ветеранами, молодёжью города, студентами сельхозинститута, руководством города и области. Обязательно посещает Амурское кладбище, где похоронены его родители.

В Москве на работу часто ходит пешком, хотя за ним закреплён автомобиль с водителем. По времени пеший ход на работу занимает 30–35 минут, обратно домой – на метро. В свободные от работы дни старается пройти не менее десяти километров по любимым маршрутам в городе или в Подмосковье. Зимой не упускает возможности пройтись на лыжах. Любит сибирские деликатесы: кедровые орехи, выпечку из толчёной черёмухи, омуль, рыжики и грузди. (Ими его старается снабдить иркутянин Виктор Фролов – сын Любови Ивановны, младшей сестры его незабвенной жены Веры Ивановны)

Если вы спросите Александра Александровича, как он достиг долголетия, он, улыбаясь, отвечает, что живёт по системе «5Д»: движение, добро людям, диета, дыхание и...девушки.

А. А. Ежевский пользуется заслуженным уважением и авторитетом в правительстве страны, у руководителей отрасли, аграрной науки, сельхозпроизводителей и всех тружеников сельского хозяйства.

Я, как и все иркутяне, знающие Александра Александровича, присоединяюсь к искренним поздравлениям и добрым пожеланиям по случаю его столетия. Желаю здоровья, благополучия и энергии в деле служения Родине, в решении задач продовольственной безопасности страны!

  • Расскажите об этом своим друзьям!