Наверняка все знают о том, что мужчины, заходя в православный храм, в обязательном порядке снимают головные уборы, женщины же, напротив, должны покрывать голову. Обычно при посещении церкви прихожанки пользуются платками. А существуют ли какие-то правила, согласно которым следует повязывать платок?
Зачем нужен платок?
О том, что женщине следует покрывать голову, гласит еще первое послание коринфянам: «... всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11:4-5). В то время короткая прическа у женщины считалась постыдной, потому в данном религиозном тексте и упоминается «обритая голова». Согласно христианскому учению, обнаженная голова мужчины указывает на его подчинение Богу, а покрытая голова женщины – на подчинение мужчине. Апостол Павел писал: «... всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3).
Игумен Нектарий (Морозов) пишет о том, что издревле платок являлся внешним проявлением благочестия. Однако, по словам игумена, это «внешнее» не стоит сбрасывать со счетов, так как оно наполнено внутренним смыслом, а в частности проявлением смирения, пренебрежение которым ни к чему хорошему не приведет.
Цвет платка
По мнению большинства богословов и священнослужителей, в церкви неуместны вычурные банты и яркие рисунки. Святой Арсений, который был очень строг в отношении одежды, предназначенной для храма, не единожды просил одну женщину избавиться от излишне пестрого платка, но та его не слушала. Однажды святой предрек моднице, что у нее будут умирать младенцы, пока она не станет носить более скромный платок. Когда пророчество исполнилось, женщина наконец покаялась и выбросила яркий головной убор. Преподобный Ефрем Сирин также призывал верующих носить скромную одежду.
В современной церкви сложились определенные традиции, касающиеся цветов головных уборов. Так, в течение Великого поста верующие обычно надевают платки черного цвета, в Пасху – красного, на Троицу – зеленого, а в Богородичные праздники – голубого. В другие дни прихожанки обычно повязывают на голову белые платки.
Способы ношения
Традиционно в России женщины завязывали концы платка под подбородком или закалывали их булавкой. Последний способ историк Г. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX веков» называет одним из самых древних. Это связано с тем, что именно данный образ оказывался наиболее похожим на изображение на иконах Богородицы.
Однако иеромонах Роман (Кропотов) на сайте Свято-Пафнутьева монастыря ответил одной из прихожанок, что, по его мнению, платок можно носить, как угодно. Сам же он считает странным, когда некоторые священники утверждают для головных уборов излишне строгие правила.
При посещении церкви соблюдаются определенные правила. И касаются они не только внешнего вида. Есть, к примеру, и свои тонкости при походе в храм некрещеными людьми. А не стоит вообще любому человеку там вести себя шумно, пользоваться мобильной связью и т.д. Если уж потянуло сердце в церковь, нужно идти и с уважением отнестись к этому намоленному, очищающему и облегчающему душу месту.
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.