ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Фигушка, высунутый язык и другие… Откуда у нас эти жесты?

По инф. cyrillitsa.ru   
14 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

Жесты мы используем для выражения десятка эмоций. Прогнать, потребовать, позвать, пообещать, отказать, раскаяться, подбодрить, обвинить, простить, благословить, посочувствовать — эти и многие другие действия необязательно сопровождать словами. Но бытовали жесты, которые русские, использовали с превеликой осторожностью, потому как тот, кому жест предназначался, мог за оскорбление и по морде смазать.

Фигушка, высунутый язык и другие… Откуда у нас эти жесты?

Фига

Сегодня мы смело сворачиваем фигу, когда хотим поставить точку в споре и четко дать понять оппоненту, что он не получит желаемого. А еще век назад к кукишу прибегали в крайних случаях. Женщины с его помощью наотрез отказывали назойливым ухажерам, при этом непристойный жест усиливался плевком. А еще все от мала до велика отпугивали кукишем нечисть или держали фигу в кармане штанов, чтобы защититься от сглаза.

Почему русские женщины в крайнем случае сворачивали фигу? По одной из версий, жест использовали переселявшиеся на Русь немцы. Кукишем, в конфигурации которого при желании можно разглядеть фаллический символ, немцы наивно пытались соблазнять русских красавиц. Еще одна версия — само слово «фига» произошло от немецкого «fick-fick machen» — традиционного немецкого приглашения к соитию. В русском культурном коде жест считался неприличным в принципе, со временем трансформировавшись в категорическое «нет!».

Как пишет языковед Т. Красикова в статье «Невербальное поведение как отражение национального культурного кода», существует и еще одна версия происхождения нелицеприятного жеста, которая объясняет, как он появился у немцев. В 12 веке император Фридрих Первый Барбаросса был изгнан миланцами, которые посадили правителя не на коня, а на мула, и выпроводили из Милана. Оскорбленный император через некоторое время сумел захватить город и отомстил за унижение. Он заставил каждого горожанина зубами снимать листок фиги с зада мула. Согласно легенде, именно тогда и появилось выражение «выкуси фигу».

Шапку оземь

Одним из способов опозорить человека на Руси считалось срывание головного убора: с женщин — платка, с мужчин — шапки. При наказании плетьми палач сначала сбивал с головы шапку или платок и только потом приступал к экзекуции. С должников шапку сбивали публично, при всём честном народе, и это считалось величайшим позором. У казаков и на Кавказе и сегодня сохранилось отношение к папахе как к символу достоинства, поэтому за сшибленный в горячем споре головной убор легко поплатиться собственной головой, а сам жест равнозначен вызову на поединок.

Однако со временем позорное срывание шапки трансформировалось в жест отчаяния — русские мужики добровольно сбивали и бросали на землю шапку лишь в крайних случаях, при приступах непробудного отчаяния, давая понять: достоинства, чтобы выйти из затруднений, совершенно не осталось.

Скрещенные руки

Современные психологи в один голос уверяют, что скрещенные руки — это жест защиты. Но используют его не только тогда, когда хотят невербально блокировать неприятного собеседника, но и по практическим соображениям — при длительной беседе опущенные вдоль тела руки попросту затекают.

После реформы патриарха Никона 1666 года в церкви со скрещенными руками стояли только старообрядцы. Им и сегодня разрешается скрещивать руки на груди или использовать сокращенную версию этого жеста — переплетать руки на поясе. Традиция скрещивания рук во время молитвы пришла с Востока, где жест буквально значил «Слушаю и повинуюсь». У старообрядцев же поднятие рук выше пояса связано еще и с тем, что всю нижнюю часть тела они считают нечистой. На Шестопсалмии, Причастии и во время прикладывания к Евангелию старообрядцы скрещивают руки на груди, в остальное время держат скрещенными на животе, при этом правая рука поверх левой. Такая поза означает покорность. Со скрещенными на груди руками долгое время изображались святые на иконах, но с петровских времен церковь перестала настаивать на скрещенных руках, а прихожане начали считать этот жест приметой старообрядческой службы.

Тыкать пальцем

Сегодня показывать пальцем на человека считается верхом неприличия. Запрет на этот жест сохраняется со времен древних славян-язычников, которые верили: колдуны якобы передавали свою силу, хватая другого человека за палец, или пытались подчинить себе душу того, за чей палец они ухватились. Историк-этнограф Денис Ляпин в «Очерках этнографии Верхнего Подонья» указывает, что запрет тыкать пальцем в человека был распространен повсеместно. Сакральный жест сулил беды тому, на кого указывали пальцем, поэтому в ответ на него можно было и по шапке схлопотать. Существовал запрет на щелканье пальцами — на Руси верили, что таким образом легко привлечь внимание нечистой силы.

Высунутый язык

Неприлично было показывать язык. По одной из версий, потому что язык считался органом невоздержанности, способным подтолкнуть к греху. Именно с его помощью человек исторгает нечестивые или лживые речи, а значит, грешит. С высунутым языком говорить невозможно, но его демонстрация как бы намекает на готовность нарушить божьи заповеди. К тому же еще русский священник Павел Флоренский указывал на то, что по гомотипии (симметричному расположению человеческих органов) язык напрямую соотносится с мужским и женским половым органом, так что запрет на демонстрацию языка в этом контексте вполне понятен.

...И еще из мира традиций, ставших частью нашей психологии:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.