Испокон веков русские люди считали, что слово — основа мироздания. Словом можно вылечить, им же можно и убить.
Но особое, сакральное значение на Руси придавали словам, не просто сказанным во всеуслышание или громко выкрикиваемым, а произнесённым еле различимым шёпотом. Считалось, что последний имеет воздействие намного более сильное, чем крик.
Шёпот
С чем связан такой эффект шёпота, учёные до конца не выяснили. Скорее всего, сила его влияния объясняется вторжением в личное пространство человека, а также тем, что шепчущий, как правило, контролирует ситуацию. А если при этом ещё взять человека за руку, появится элемент гипноза и внушаемость возрастёт.
В Древней Руси волхвы читали заклинания неразборчиво и очень тихо, поскольку по поверьям громко высказанные пожелания и просьбы могут услышать злые люди или духи и сглазить, навредить. Некоторые исследователи в этимологии слова «волшебник» видят не только прославянское слово «волшба» (vъlšьba) — волхвование, но и полагают, что часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ), то есть волшебник — это шепчущий волхв. Официальная наука этого не подтверждает. Зато она говорит о том, что само слово «шьпъть» имеет звукоподражательное происхождение и присутствует почти во всех славянских языках.
Волшебный шёпот
Особенностью «волшебного» шёпота были правильно подобранные слова, создающие ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шёпоте главное — это шипящие и свистящие звуки. Только абсолютно здоровый человек мог шептать, больной же рисковал ухудшить тем самым своё самочувствие. Сильные «шепотки» могли проговаривать только те жрецы, у которых были целы все зубы. Заклинания были на все случаи жизни: от молитвы богам до заговоров на здоровье, на присуху, на богатство. Были и «чёрные» шепотки, которые произносились вслед врагу («От меня уходишь, всё плохое с собой уносишь») или вслед паре, которую хотят разлучить («Вместях вам не бывать, не спать, хлеб-соль не ядать, друг на друга как звери рычать...»).
Были шепотки на поруху, на болезни, для животных. Например, для собак — чтобы не лаяли и не нападали. Существовали шёпоты, направленные на месть («Твоё дело — тебе в тело»). В языческих заклинаниях люди обращались к богам: к Перуну, Велесу или Семарглу Сварожичу, к духам; к природным явлениям и стихиям, например, к заре, к ветру, к камням, к деревьям («Ой береза, красавица! Помоги мне! Любви и счастья пошли мне!..«). Самой сильной целительницей считалась мифическая Мать-сыра-земля. После распространения на Руси христианства и запрета на волхвование шептали только знахари да бабки-шептуньи. Даже в годы сурового советского атеизма этот обычай не исчез, и в деревнях по-прежнему за помощью шли к бабкам.
За тысячелетие православия в языческие заклинания вплелись обращения к Богу и Богородице, которую могли тут же назвать Макошью (в славянской мифологии отвечала за судьбу и ремёсла). Смысл шепотков не изменился — это по-прежнему просьбы о здоровье, богатстве, любви, благополучии и призвание бед на головы врагов. А заканчивать шепотки стали так же, как православные молитвы: «Аминь!» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
Интересно, что от слова «шьпъть» произошло и слово «шьпътьникъ», то есть «наушник» или «клеветник». На Руси доносы произносили шёпотом на ухо — из опасения, что посторонние услышат и осудят. Возможно, шёпот в этом случае действовал и как внушение. Что в современном мире говорим шёпотом мы, люди просвещенные?
Тихим, вкрадчивым голосом мы произносим слова любви и привязанности, признаёмся в чувствах. Слова угрозы, сказанные шёпотом во время ссоры, заставляют соперника понять, что оппонент настроен решительно. Мы по-прежнему наушничаем шёпотом, стесняясь своего низкого поступка, а иногда, в непростые времена, шёпотом говорим правду.
И еще о мистических традициях, отголоски которых слышны и сегодня:
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.