ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почта России: быть ближе к людям убыткам вопреки

Олег Капранов, rg.ru   
29 Июля 2023 г.
Изменить размер шрифта

В современных реалиях Почта России занимается не только доставкой и отправкой корреспонденции. Здесь торгуют продуктами, привозят по почте лекарства, продают лотерейные билеты, недавно стали выдавать пенсии людям на заслуженном отдыхе и т.д. Все делается для того, чтобы оставаться на плаву, так как огромной потребности именно в почте у россиян уже нет. Руководство структуры настроено, конечно, не только выживать, но и развиваться. Что об этом рассказал глава организации?

Как собирается развиваться дальше Почта России

Глава Почты России Михаил Волков рассказал о планах по развитию сервисов, о сотрудничестве с маркетплейсами и том, как компания справляется с внешнеполитическим давлением.

Михаил Юрьевич, в декабре 2022 года вы возглавили Почту России, с какими трудностями столкнулись? Как планируете их решать?

Михаил Волков: В первую очередь, я хотел бы сказать, что Почта — это социально ориентированная компания. Мы обслуживаем более 150 000 населенных пунктов — от маленьких деревень до мегаполисов. У нас более 38 000 стационарных почтовых отделений, но даже там, где их нет, почтальоны сами идут к людям. Мы приносим пенсии и пособия, в некоторых случаях — медикаменты и товары первой необходимости. Доставляем корреспонденцию, помогаем провести платежи и оформить подписку на периодические издания.

Наш собственный транспортный парк включает в себя более 14 000 единиц автомобилей, 569 вагонов. Работаем в любых погодных условиях и при любых обстоятельства, включая наводнения, пожары. Используем катера и вертолеты, чтобы обеспечить доставку даже в самые отдаленные и труднодоступные уголки нашей страны.

Безусловно, содержание этой огромной сети требует значительных затрат. Прошлый год компания закончила с рекордным убытком. Но мы понимаем, насколько наши отделения важны на местах, особенно, в глубинке. Поэтому поддерживаем их самостоятельно, сохраняя даже те, что глубоко убыточны. Сегодня одна из наших задач — развивать такие направления бизнеса, которые дозагрузят отделения востребованными и полезными людям услугами.

О каких направлениях идет речь?

Михаил Волков: Сохраняя свою ключевую социальную функцию, мы трансформируемся из традиционной почтовой службы в универсального логистического оператора в электронной коммерции. Основной акцент здесь мы делаем на развитие сотрудничества с отечественными маркетплейсами. Мы хотим, чтобы наши отделения стали полноценными пунктами выдачи, это особенно важно для малых населенных пунктов. Мы сможем дать их жителям доступ к широкому перечню товаров, к такому же, как есть у жителей мегаполисов.

В этом году мы совместно с Ozon уже организовали выдачу заказов маркетплейса в более 1700 почтовых отделениях. Заказы Яндекс Маркета уже можно получить в 200 удаленных и труднодоступных отделениях, и в ближайшее время увеличим такое присутствие. Наиболее представлены сегодня СберМегаМаркет и Авито. Они работают с 32 000 почтовых отделений. Ведем переговоры и с другими крупными игроками рынка, обсуждаем параметры партнерства.

Еще как одну из мер, мы сейчас обсуждаем с отраслью и профильными ведомствами введение инфраструктурного платежа, который поможет обеспечить равный доступ всех жителей страны к товарам с электронных площадок.

Уже в 2021 году, по данным АКИТ, по величине среднего чека онлайн-покупок в Топ-10 вошли, например, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Камчатский край. Наши исследования также отмечают высокий устойчивый спрос на товары из интернет-магазинов среди молодежи в малонаселённых пунктах — более 70%. При этом, для маркетплейсов открывать пункты выдачи заказов (ПВЗ) и выстраивать логистику в удаленные населенные пункты нерентабельно.

Именно поэтому уникальная, широкая сеть почтовых отделений может стать общенациональной инфраструктурой надежной доставки товаров из любого интернет-магазина в любую точку России. Это будет гарантировать справедливый и равный доступ всех жителей нашей страны к широкому ассортименту товаров, которые можно найти на маркетплейсах.

Больше всего пользователей волнует, не приведет ли это к удорожанию товаров?

Михаил Волков: Внедрение инфраструктурного платежа не приведет к удорожанию стоимости товаров. Более того, нам бы хотелось проработать социальные тарифы для доставки в удаленные точки. Маркетплейсы смогут пользоваться уже готовой инфраструктурой Почты и не вкладывать дополнительные средства в развитие собственной сети.

Тема модернизации почтовых отделений, приведения их в порядок, давно на поверхности, это будет необходимо и для создания универсальных пунктов, не так ли?

Михаил Волков: Безусловно. И мы уже этим активно занимаемся. Спасибо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и Правительству, что они поддерживают нас в этом вопросе. В 2022 году мы модернизировали 1195 отделений в малых населенных пунктах. В этом году обновим еще 1282 отделения.

Вопрос состояния сельских отделений возник не вчера, это застарелая проблема, которую мы сейчас активно решаем в связке с местными властями. Как и вопрос заработных плат, которые, к сожалению, исторически в почтовых отделениях невысокие. Но мы стараемся обеспечить достойный уровень оплаты труда, пересматривая протяженность доставочных участков, чтобы выровнять загрузку сотрудников. Почтальонам и операторам, работающим в отделениях, где есть вакансия начальника, предлагаем совмещение данной ставки для повышения дохода.

Понимаем, что невозможно полностью исключить перегибы на местах. Нам важно оперативно подключаться к решению проблемных вопросов, которые возникают. Поэтому мы открыли горячую линию для сотрудников, и у меня теперь тоже есть адрес специального электронного ящика, куда можно направлять вопросы или предложения, чтобы ни одно обращение не осталось без ответа.

Ощущается ли влияние внешних факторов? Потребовали эти события корректировок в работе Почты России?

Михаил Волков: Конечно, беспрецедентные санкционные ограничения против нашей страны не могли не повлиять на нашу работу.

Ряд глобальных брендов отказались отправлять заказы в Россию, за счет этого значительно упали объемы входящей международной почты. Возникли и логистические трудности: остановка авто- и авиасообщения России со странами Европы и США. В результате произошла масштабная перестройка стандартных маршрутов и логистических цепочек. Выросла стоимость транспортно-логистических услуг. Сейчас мы прорабатываем новые наземные маршруты в Россию для участников электронных торговых площадок из Китая, Турции, стран СНГ. Продумываем авиарешения для доставки почты и грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона.

Несмотря на все вызовы, мы смогли сохранить действующее почтовое сообщение с абсолютным большинством государств. Более того, с начала года мы восстановили почтовый обмен с 13 странами и сегодня доставляем в 130 стран мира.

Успешно вышли в сегмент грузовых перевозок и продолжим его развивать. В июле мы первыми в России запустили тестовый состав для ускоренной перевозки почтовых отправлений и грузов электронной коммерции в багажных вагонах из Китая в Россию. Новый сервис станет альтернативой автомобильным и авиационным грузоперевозкам по скорости доставки и стоимости. Он будет особенно актуален для клиентов из высокотехнологичных отраслей, а также для компаний, занятых в сфере трансграничной интернет-торговли. Для жителей регионов Сибири и Дальнего Востока скорость доставки отправлений из Китая сократится на 5-10 дней.

Для поддержки российских экспортеров Почта также запустила в этом году прямые рейсы из Москвы в Шанхай три раза в неделю.

На внутрироссийском рынке сейчас достаточно много игроков, которые оказывают услуги доставки отправлений, те же розничные сети выдают заказы в своих точках. Как вы планируете конкурировать с ними?

Михаил Волков: Главное для нас — это повышение качества наших услуг. И здесь с начала года мы видим значительные позитивные тенденции: по результатам опроса в мае этого года индекс лояльности к Почте России среди физических лиц за 12 месяцев вырос с 9 до 24 процентных пунктов, а среди корпоративных клиентов — с 1 до 16. Для нас крайне важна положительная тенденция. Намерены ее поддерживать и развивать.

Мы цифровизируем ключевые сервисы, предоставляем возможность предварительно оформлять отправления, получать посылки без паспорта по упрощенной системе. Все это сокращает время обслуживания в отделениях. Неслучайно, что с начала года количество претензий к работе отделений сократилось на 21%, а число жалоб на очереди — в два раза!

Мы продолжаем развивать сами отделения, добавляя новые услуги, востребованные людьми. Например, отремонтированные сельские отделения не просто становятся комфортнее, в них появляются сервисы, критически важные на удалённых территориях, — например, финансовые услуги или возможность подтвердить учётную запись на портале Госуслуг. Видим высокий спрос на этот сервис. В отделениях, которые мы обновили в прошлом году, наши клиенты более 10 000 раз подтвердили или восстановили учётные записи, обновили паспортные данные.

Роль Почты России с момента создания компании и по сегодняшний день состоит в сохранении коммуникационной связанности граждан на территории всей страны. Мы продолжим гарантированно доставлять в любой город или село письма, посылки, деньги и товары, оказывать социально-значимые услуги и создавать удобную и комфортную среду для жизни людей.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!