ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Ах, Одесса!»

А. Д. ТАБАЧНИК   
03 Января 2024 г.
Изменить размер шрифта

…Одесса – мой любимый город. Я с полной уверенностью могу сказать, что за пять лет жизни и учебы в этом замечательном городе она стала в буквальном смысле Одессой-мамой, самым любимым, прикольным городом…

«Ах, Одесса!»

Здесь я насытился настоящей юношеской любовью, здесь познал всю горечь потрясения от изменчивой любви, здесь я насквозь пропитался своеобразным одесским юмором и оптимизмом, который явился основой моего неунывающего и веселого, порой задиристого, характера…

Конечно, вспомнить и пересказать все интереснейшие одесские приколы – вещь невозможная… Кто читал бессмертную книгу «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, тот почувствовал особый колорит Одессы тех далеких времен… Но кое-что из личного жизненного опыта сохранилось четко в моей памяти, и я с удовольствием могу этим поделиться с читателями…

К нашему огорчению, наш вуз тогда котировался в Одессе далеко не так высоко и популярно, как например, такие «гранды», как высшее мореходное училище, мединститут, политехнический институт, университет и педагогический институт, где студенческие стипендии были немного выше…

Наше общежитие мукомольного института, после смерти Сталина переименованного в технологический институт, было исключительно разнообразным по национальному и социальному составу. Русские, украинцы, евреи, армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, монголы, юноши пролетарского, крестьянского и даже высококультурного происхождения – весь этот «социальный коктейль» привносил своеобразие различных обычаев и нравов в нашу беспокойную студенческую среду…

Неудивительно, что при этом в таком коллективе возникали время от времени «непонималки», розыгрыши и смешные случаи…

Жилплощадь общежития была плотно заселенной, в каждой комнате размером четыре на шесть метров нас проживало по шесть-семь человек, имелся общий стол с соответствующим количеством стульев, шкаф-гардероб для верхней одежды. Роль прикроватных тумбочек играли чемоданы с личными вещами… Еду можно было себе приготовить на общей просторной кухне или же посещать столовую при общежитии на первом этаже.

В номенклатуру наших любимых студенческих развлечений входили розыгрыши. На первом курсе, когда мы еще как следует не «ободессились», они были весьма примитивны.

Особо утонченными были уличные проказы. Главным режиссером и ведущим исполнителем большинства наших проделок был мой сокурсник Юрий Филипповский…

Юра был из села Ливны под Воронежем, но по всем статьям подходил под определение «чистокровный одессит», так как весь искрился юмором и был необыкновенно изобретателен по части разных хохм, розыгрышей и придумок. Юра был талантливым артистом и мог мгновенно перевоплощаться. При этом его богатейшая мимика действовала на собеседника лучше всяких слов, а обаятельная, подкупающая улыбка и чуть насмешливый взгляд голубых глаз в сочетании со стройной, худощавой фигурой вызывали к нему невольную симпатию и доверие… Вот пример розыгрыша, который мы с Юрой разыграли в самом центре Одессы, у Преображенского собора…

Главным действующим лицом при этом был, конечно, Юра, я играл роль ассистента… Происходило это таким образом. Под вечер мы с ним остановились напротив упомянутого собора, и Юра, мастерски жестикулируя рукой в направлении крыши и куполов этого культового здания, взахлеб, громко, привлекая внимание прохожих, стал выкрикивать, обращаясь ко мне:

– Клянусь, я их только что видел там! Поп в черной рясе бегал за чертом, а он, паразит, прыгал от него с купола на купол!..

Уже через несколько минут вокруг нас начали собираться любопытные обыватели. Они вертели головами, внимательно смотрели то на купола, то на мистификатора Юру, который иногда до того входил в раж, что даже я начинал верить в подлинность этой погони попа за чертом. В это время к собравшейся группе подошел бородатый мужик-украинец и, постояв пару минут, громким басом изрек:

– Та шо ви iх слухаете, люди добрi? Як же можно так пригать з одного купола на другий?!

Это уже был счет в нашу пользу, так как такой мужицкий авторитет не позволял сомневался, что поп бегал за чертом, он лишь сомневался в их акробатических способностях…

А любопытные все прибывали… Разгорался нешуточный спор – можно или нет прыгать с купола на купол… Одни стояли на том, что для черта – это раз плюнуть, а другие – что батюшка, пожалуй, слишком тяжеловат для таких трюков…

Игра явно склонялась в нашу с Юрой пользу, но вдруг появился, как назло, один старичок-еврей. Внимательно всмотревшись в Юрино лицо и взяв его крепко за пуговицу куртки, вкрадчиво так, но чтобы все слышали, сказал:

– Молодой человек, шо-то лицо ваше мне так знакомо… Это не ви пару дней назад здесь…

Юра мгновенно прервал этот опасный монолог:

– Папаша, по этому вопросу обращайтесь к моему ассистенту! – И, подмигнув мне, подтолкнул старичка в мою сторону. Я взял его прочно под локоток и быстро отошел с ним в сторону, от греха подальше…

А спустя несколько минут мы с Юрой, довольные разыгранным спектаклем, наблюдали со стороны, как созданная нами группа любителей чудес, то убывая, то нарастая, еще долго рассказывала и показывала, как поп гоняется за чертом…

…И все же главные приколы, свидетелями и участниками которых была наша студенческая братия, были на одесском Привозе, где мы, молодые, здоровые и хитрые, находили разные пути продовольственного подкрепления и бесплатных развлечений…

Одним из них был коллективный поход на одесский Привоз. Вы, уважаемые читатели, не знаете, что такое Привоз? Мне вас искренне жаль!.. Ведь это настоящее сердце Одессы, одновременно – это и ее чрево, это и ее язык, и еще многое, многое другое… В наши времена это был крупнейший в городе базар, на котором, кроме продуктов, можно было купить все что угодно…

Конечно, по разнообразию и количеству «шмоток» Привоз не мог, да и не намеревался соперничать со знаменитой одесской барахолкой. Но кое в чем Привоз мог ей дать фору… Например, если вам захотелось купить, к примеру, атомную бомбу, то бесполезно было ехать на барахолку. А на Привозе вам бы ее запросто продали, да еще на блюдечке с голубой каемочкой…

Привоз располагался недалеко от вокзала, в одной из самых многолюдных и центральных частей Одессы. От нашего института до него пешком было 10-15 минут ходьбы.

Обычно коллективную нашу «продразверстку» мы совершали по воскресеньям, командой в четыре-пять человек. Возглавлял эту команду часто тот же Юра Филипповский…

Самым любимым объектом нашего похода были молочные ряды Привоза.

Все члены «команды» предварительно не завтракали, ибо состояние «натощак» было мощным стимулом для успешного проведения задуманной операции…

Весь спектакль купли-продажи сметаны на Привозе выглядел так: Юра, а за ним – мы, цепочкой, медленно и степенно, начинали двигаться вдоль сметанного прилавка…

В руках у нашего лидера была прижатая к груди, вся на виду, пустая стеклянная двухлитровка, у каждого из нас в руках тоже были пустые стеклянные банки различной емкости с крышками… У нас был очень нерешительный вид, мы изображали полную растерянность при виде множества ведер и глиняных кринок со сметаной, выставленных на прилавках. Крикливые и решительные базарные бабы тотчас начинали наперебой нас зазывать и в протянутых руках предлагать – кто в плошках, кто в стаканах или ложках – попробовать именно их сметанку; мы останавливались, пробовали, совещались, еще пробовали, возвращались, медленно продвигаясь все вперед и вперед, постепенно наполняя свои желудки свежим, вкусным и живительным молочным продуктом… Для «близира» приходилось одному или двоим из нас покупать по пол-литровочке сметаны – чтобы хитрые бабы не заподозрили неладное… После такого капитального похода по ряду торговок мы с удовлетворением чувствовали, что «заморили червячка» и переходили в овощные и фруктовые ряды, где с успехом повторяли в несколько видоизмененном виде свои театральные номера…

Одесский Привоз всегда заряжал оптимизмом и верой в светлое будущее… В то, еще послевоенное, время, когда страна еле-еле выкарабкивалась от разрухи, голода и лишений, когда государственные магазины были практически пусты, Привоз был каким-то чудесным оазисом, где каждый, в меру полноты своего кармана, мог удовлетворить любые свои аппетиты…

Меня особенно привлекали рыбные ряды, куда биндюжники (возчики грузов) на широких телегах с резиновыми колесами привозили огромные плетеные круглые корзины с морской и речной рыбой. Телеги эти тянули невозмутимые, слоноподобные лошади-тяжеловесы. Я любил наблюдать, как разгружают эти телеги и растаскивают рыбу по прилавкам. Особенно запомнилась мне разноска огромных свежих черноморских камбал, которых я такой величины больше в жизни никогда не встречал! Такие камбалы были толщиной 8-10 сантиметров, рубщики их разделывали на куски по 1,5-2 килограмма, а любители полакомиться этой рыбкой их охотно покупали, – тем более что это обходилось гораздо дешевле, чем мясо или птица.

Мы, студенты, иногда вскладчину покупали и жарили такую камбалу на общежитской кухне, и запах от нее будоражил все общежитие. Ели эту рыбу преимущественно в холодном виде – тогда она была плотнее по консистенции и напоминала курятину…

В общем, Привоз – это еще и Одесский большой театр под открытым небом, каким я его и запомнил на всю оставшуюся жизнь… В этот театр можно было ходить в любое время, бесплатно, и всегда возвращаться с хорошим настроением, если не обманут и не обокрадут. Бывало, и обкрадывали.

Нередко по выходным дням мы забирались в пивной бар на Дерибасовской, заказывали по две-три кружки чудесного холодного пивца с варенными в соленой воде покрасневшими раками и отводили душу в свежих анекдотах и городских сплетнях… А затем, под легким хмельком, медленно бродили по главной одесской улице, вдыхая удивительную смесь запахов – цветущих акаций, женских духов, сигаретного дыма, жареных шашлыков и каштанов, а также изредка подмешиваемого дуновением ветерка и манящего запаха моря…

Самым распространенным видом общественного транспорта в Одессе был, конечно, трамвай. Почему – конечно? Да потому, что на нем без особенного риска можно было ездить безбилетником, а таких пассажиров среди молодежи было пол-Одессы…

У большинства трамвайных вагонов тогда двери не закрывались (во всяком случае – весной, летом и осенью), и молодежь гроздьями облепляла трамвайные подножки и задние бамперы трамваев. Какие уж там билеты!.. Особенно плотной наполняемость вагонов была летом в направлении знаменитых одесских мест отдыха и дач – Большого Фонтана… По Канатной, где располагались через каждые несколько сот метров так называемые станции (небольшие дачные поселки с маленькими морскими пляжами) ходили специальные трамвайные вагоны.

Это были, по существу, передвижные открытые веранды, где не было окон (вместо них – открытые проемы), и летом прокатиться на таких трамваях было сплошным удовольствием… Мы, студенты, охотно там готовились к предстоящим экзаменам и были в курсе всех трамвайных новостей, споров и множества мелких «приколов». Вот один из характерных диалогов. Женщина входит на заднюю площадку трамвая с собакой, там теснится народ, трамвай трогается… Другая женщина делает первой замечание:

– Вы бы собаке хоть намордник одели!

– Это вам, женщина, надо надеть намордник! Собака смирная, стоит и молчит, вас не трогает, а вы хуже ее гавкаете!

Но самым грандиозным событием для всей Одессы в пятидесятых была встреча с прославленными китобоями флотилии «Слава» во главе с капитаном, Героем Социалистического Труда Соляником. Это ежегодное действо происходило в одесском порту и превратилось в праздничный ритуал…

Китобои тогда были в ореоле славы; многие выпускники Одесского высшего мореходного училища («мореходки») буквально бредили назначением в китобойную экспедицию…

Отсюда и шлягер тех лет со словами: «Мне ж бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать», и изящная оперетта И. О. Дунаевского «Белая акация», и настольная игра для детей «Охота на китов».

В мое студенческое время еще был пик китобойной эйфории. Одесса ликовала, встречая героев Антарктики. На портовой площади собиралось несколько тысяч человек, играл духовой оркестр, потом начинался традиционный в таких случаях советский митинг с цветами и приветственными речами, потом объятия и слезы радости родственников героев-китобоев…

Одесса – общепризнанная столица юмора и сатиры, такой она и осталась в моей памяти. Ах, Одесса!..

  • Расскажите об этом своим друзьям!