ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

«Вековухи»: каково было быть старой девой на Руси?

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Отношение к холостякам и незамужним женщинам на Руси всегда было, если не негативным, то несколько настороженным. Так неженатые мужчины не имели права голоса на сходах и в семье, а старым девам запрещалось присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Как объясняет историк Надежна Нижник в книге «Правовое регулирование брачно-семейных отношений в русской истории», семья в крестьянской среде была необходимым условием выживания. Вести хозяйство в одиночку и даже вдвоем, но без детей было непросто...

«Вековухи»: каково было быть старой девой на Руси?

Браки заключаются не на небесах

Наши предки не отличались большой щепетильностью при заключении браков. Любовь и даже взаимная симпатия между женихом и невестой не считались обязательными. Решения принимались на уровне родителей и обычно обуславливались экономическими и хозяйственными факторами – главным образом достатком и престижем семьи потенциального претендента.
Так как гражданский институт брака раньше полностью заменяло венчание, то требования Церкви строго соблюдались: не допускались свадьбы между близкими родственниками и при большой разнице в возрасте между женихом и невестой. А вот девственность, как пишет Надежда Тарусина в книге «Брак по российскому семейному праву», вопреки расхожему мнению вовсе не считалась обязательной. Хотя за ее отсутствие порой «приплачивали» приданым по умолчанию.

Как остаться без семьи

Нормальным возрастом для вступления в брак у девушек раньше считалось 15-18 лет. В 23 года крестьянка была уже засидевшейся в девках, и найти мужа с каждым годом ей становилось все сложнее. Далеко не всегда причинами бывали увечья или некрасивость девушки. Порой недобрую службу служила переборчивость самой девушки или ее родителей. Чтобы не оказаться в ранге вековухи, многие молодые крестьянки спешили выйти замуж даже за небогатого парня, но без промедлений.

Для мужчин статус холостяка был еще более унизительным. Непопулярность «среди девок» обычно объяснялась односельчанами увечьями понятно какого рода. Да и уважения к таким мужчинам, даже в 30-летнем и более старшем возрасте, не было. В своем желании избавиться от неприятного клейма, холостяки охотно брали в жены «перестарок» - девушек, старше 25 лет.

Как жилось вековухам

К женщинам, которые так и не обрели семейного счастья, на селе относились двойственно. С одной стороны, их уважали за сексуальную воздержанность, и считали чуть ли не святыми. С другой – противоестественность их жизненного уклада вызывала осуждение. Многие опасались, что проклятие безбрачия с вековухи может перейти на молодуху, а потому участие старых дев в свадебных и родовых обрядах (даже при родах животных) строго ограничивалось. Также не допускали вековух к выпеканию хлеба или жатве в первые дни страды – считалось, что они могут погубить весь урожай.

Со временем незамужних женщин и старух нередко начинали считать ведьмами. Потому не удивительно, что их привлекали к участию в некоторых ритуалах. Например, опахивания. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села, чтобы защитить его от неурожая, мора и вредителей. Также вековухи обязательно участвовали в погребальных обрядах и часто становились знахарками на селе.

Их же похороны обставлялись, как свадьба. Таким образом односельчане пытались помочь старухе, так и не нашедшей суженного в земной жизни, найти его в загробной. Покойницу наряжали в свадебные наряды, а в качестве загробного мужа выбирали уже умерших холостяков из деревни.

Холостяки на Руси

Что касается неженатых мужчин, то их жизнь на селе была еще менее сладкой. Помимо шуток и насмешек, которым они регулярно подвергались, их ждало еще и несерьезное отношение со стороны односельчан. Причем даже родители относились к холостякам, мягко говоря, прохладно. Как пишет Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире», это объяснялось тем, что до женитьбы мужчина считался состоящим на попечении родителей и отношении к нему было соответствующее – как к подростку. Чтобы избежать этого, так и не нашедшие к зрелости свою вторую половину мужчины нередко уходили в монахи.

...Еще о "преданьях старины глубокой" на нашем портале

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • Поэт Юрий Энтин: Когда я пишу для детей, то стараюсь разговаривать с ними как с равными
    В конце августа наш главный детский поэт, великий Юрий Энтин отметил 85-летний юбилей. Сегодня признанный мастер доброго, чуткого, умного рифмованного слова — наш собеседник.
  • Все дело в яме
    Петровича натурально турнули с работы. Вернее даже, скажем так, если точнее быть, то нагло выпнули. Дали конверт с выходными тыщами и даже до свидания не сказали.
  • Их помнит мир спасённый
    Хочу рассказать о своём отце – Михаиле Андреяновиче Лаптеве – рыбаке с Волги, рядовом участнике Великой Отечественной войны, который был тяжело ранен при защите Сталинграда и умер в госпитале Кисловодска.
  • Аркадий Райкин. «Шпион»
  • Мастер большого кино
    25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Сергея Бондарчука, признанного мастера батальных сцен в кинематографе. На его счету сорок ролей в кино и девять режиссерских работ.
  • «Ты мне не муж, я тебе не жена». Семейные узы с точки зрения Церкви
    Согласно современному семейному кодексу, брак не заключается между близкими родственниками (например, между отцом и дочерью, между бабушкой и внуком или между родными братом и сестрой). Однако по православным канонам препятствием к созданию семьи являются не только кровные узы.
  • Аркадий Райкин. «Холостяк»
  • Охотник без стрел
    Собрался охотник на войну и не стал брать с собой стрел. Его спросили:
  • Олег Митяев и Марина Есипенко: народные артисты — такие же люди, как и все
    Олег Митяев и Марина Есипенко — один из самых известных в России творческих семейных союзов. Он — прославленный бард, автор песен, полюбившихся не одному поколению наших соотечественников, организатор и идейный вдохновитель бардовских фестивалей и в целом один из главных хранителей традиций авторской песни. Она — ведущая актриса столичного Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Сегодня народные артисты Российской Федерации Олег Митяев и Марина Есипенко — наши собеседники.
  • Дворянский род Бибиковых: великая династия в русской истории
    Зимой 2020 года в подмосковном селе Шкинь близ Коломны состоялось важное культурно-мемориальное событие. Стараниями Российского военно-исторического общества там был торжественно открыт монумент, посвященный русскому дворянскому роду Бибиковых. Чем они прославились в веках, какими делами заслужили о себе добрую память?
  • Аркадий Райкин — «Тост за строителей»
  • Разные соседи
    Когда обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном, в Нагорном Карабахе, где живут люди обеих национальностей все сразу поделились на два лагеря.
  • Снимок с Аркадием Райкиным: фотограф изрядно помучил тогда артиста
    Фотограф Валерий Плотников поделился вспоминаниями о семействе Райкиных и рассказал историю уникального снимка.
  • Версии гибели генерала Лебедя: взрывное устройство, мормоны и даже он сам?
    Губернатор Красноярского края Александр Лебедь погиб 28 апреля 2002 года. Вертолет Ми-8, который вез региональных чиновников и журналистов на открытие горнолыжной трассы, потерпел крушение на Буйбинском перевале, неподалеку от озера Ойское. Неожиданная смерть генерала вызвала множество слухов и предположений. Одни конспирологи увидели в случившемся происки политических противников, другие – месть криминальных авторитетов. Обстоятельства гибели А.И. Лебедя до сих пор вызывают множество вопросов.
  • Исторический миф: когда «факты» на самом деле и не факты вовсе
    Сергей Игоревич Белов — кандидат исторических наук, доцент МГУ, исследователь политики памяти. Одна из его статей — «Соотношение концептов "исторический миф" и "политический миф"» опубликована в 2018 году в «Вестнике Московского университета». Автор статьи считает, что исторический миф является подвидом мифа политического.
  • Змей Горыныч – испытание, степные кочевники, сын Вия. Кто ты?
    Этот персонаж — один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
  • Аркадий Райкин. «Пожар»
  • Два куска мяса
    Молодая жена готовила свой первый в жизни семейный обед. Она отрезала от большого куска мяса маленький кусочек и сварила его отдельно в маленькой кастрюльке, а большой кусок мяса поставила тушить в большой казан. Удивлённый муж спросил, почему она так сделала.
  • Мы знаем его по песне Высоцкого: тот, кто сам себе вырезал аппендицит
    30 апреля 1961 года произошло событие из разряда «очевидное, но невероятное». В Антарктиде молодой хирург Леонид Рогозов сам себе удалил аппендикс, спасаясь от перитонита и смерти. Как это повлияло на его жизнь?
  • Режиссер Александр Птушко: создатель уникальных сказочных миров
    Составить непротиворечивый психологический портрет Александра Птушко весьма непросто, поскольку современники этого большого художника характеризовали его слишком по-разному. По рассказам одних, он величал себя «обыкновенным гением», другие свидетельствовали об ином: кинорежиссер, маэстро комбинированных съемок будто бы считал себя не выдающимся новатором, а всего лишь «опытным производственником».