ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

По инф. polit.ru   
31 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

Практически в каждом населенном пункте можно найти привлекающее к себе внимание здание. Конечно, много таких объектов в Москве. Есть здесь один удивительный дом, который входит в список 150 самых уникальных домов мира. Это Дом Мельникова. Какова история строительства  необычного сооружения? Об этом можно узнать из книги Павла Кузнецова. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке был спроектирован и построен в 1927–1929 годах архитектором для себя и своей семьи: жены-домохозяйки Анны Гавриловны и детей-школьников — Людмилы и Виктора. В этом доме Мельников прожил 45 лет, до конца своей жизни.

Здание было построено как показательный дом по «системе Мельникова», которую архитектор предлагал для применения в массовом строительстве. Дом представляет собой два цилиндрических объема разной высоты (8 м и 11 м), на 1/3 врезанных друг в друга.

«Цилиндрический дом» — именно так называлось это здание современниками на момент окончания строительства. В нем использована особая кирпичная кладка стен с окнами-сотами, оригинальные междуэтажные перекрытия-мембраны без колонн и хитроумная система вентиляции и отопления. В местах стыков цилиндров по обеим сторонам дома симметрично расположены две печные трубы из красного неоштукатуренного кирпича, сильно выделяющиеся на фоне белых фасадов. С 1950-х годов они не задействованы в отопительной системе дома, а играют роль вытяжной вентиляции.

Первое, что видит посетитель, подходя к дому с переулка, — выразительный симметричный фасад со сплошным витражным остеклением, на флангах поддержанный пилонами, тянущимися на всю высоту здания. Пилоны не только создают архитектурное обрамление фасада, но также играют важную инженерную роль — внутри них скрыты вентиляционные каналы подачи свежего воздуха. Вход в дом расположен по центральной оси фасада. Венчает фасад надпись рельефными буквами по штукатурке: «Константин Мельников архитектор». Пожалуй, подобное можно увидеть лишь еще в одном собственном доме архитектора в мире — надпись F. L. Wright architect находится над входом в дом и студию Фрэнка Ллойда Райта в Оук-Парке (Чикаго, США). Но если в случае с Райтом такая вывеска была обоснована целями рекламы — здесь он принимал клиентов, то у Мельникова, заказчиками которого были государство и подконтрольные государству профсоюзы, такого рода потребность в саморекламе отсутствовала.

Архитектурная интрига начинается буквально от входной двери. Центральной осью первого этажа является коридор, расположенный по линии «север — юг» и соединяющий оба цилиндра, но он не ведет к входной двери, а упирается в стену столовой. Получается, что, попадая в дом, посетитель, следуя замыслу архитектора, сразу направляется направо, в прихожую, легко теряя таким образом ориентацию в пространстве.

Первое, на что, как правило, обращают внимание посетители Дома, — контраст между чистой авангардной формой здания снаружи и уютной обстановкой дореволюционного мещанского быта внутри. Вся мебель в доме относится к XIX — началу XX века. Вместо ожидаемого советского конструктивизма или минимализма Баухауза в столовой обнаруживаются резные кресла итальянской работы с белыми кружевными накидками на них и инициалами «А» и «К» (Анна и Константин), вышитыми рукой Анны Гавриловны. Будучи отдельным помещением, столовая в то же время является пространством, плавно перетекающим в коридор и далее — в кухню. Два широких сквозных проема без дверей во всю высоту стен обеспечивают эффект единого сложного пространства.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

  • Вид столовой и коридора 1-го этажа. На заднем плане — В. Мельников. 1984 г. Фото Р. Котельникова

На первом этаже находятся, как обозначено на плане самим Мельниковым, «помещения временного пребывания»: прихожая, коридор, столовая, кухня, туалет, ванная, две небольшие комнаты детей для школьных занятий. Синий и желтый треугольники на потолке обозначают комнаты мальчика и девочки соответственно. Здесь же — большая гардеробная (в последние годы — спальня Виктора Мельникова), комната хозяйки (в последние годы — кабинет Виктора), чуланчик под лестницей.

На втором этаже расположены гостиная (кабинет К. С. Мельникова) и спальня.

Гостиная до войны играла активную социальную роль: неслучайно на фотографии 1930-х годов запечатлено пианино. После войны отлученный от профессии Константин Мельников отдал мастерскую сыну Виктору, ставшему к тому времени профессиональным художником, а сам организовал свое рабочее место в гостиной. Нависающий над гостиной гигантский выступ цилиндра мастерской, под который посетитель попадает, входя с лестницы, позволяет ощутить масштаб и красоту созданного Мельниковым пространства и в то же время психологически адаптироваться к нему после подъема по длинному лестничному пролету.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

  • Общий вид гостиной от окна. Начало 1930-х гг. Интерьер спальни. Начало 1930-х гг.

Гостиная — это 50-метровое пространство с высотой потолков почти 5 м и гигантским окном-витриной от пола до потолка. Открывающиеся внутрь рамы почти во всю высоту окна обеспечивают потрясающий эффект полной интеграции внутреннего пространства гостиной с внешним миром.

Единственное восьмиугольное окно на глухой западной стене гостиной когда-то пропускало в дом лучи заходящего солнца, отраженные от куполов церкви Николы в Плотниках. Рядом с ним находится необычная по форме печь, напоминающая по виду супрематический художественный объект. Она была сложена самим К. С. Мельниковым в военное время для локального отопления гостиной. Ее место не случайно — своим дымовым каналом она подключена к одной из двух уличных печных труб в точке пересечения двух цилиндров.

Удивительный и внутри, и снаружи: «цилиндрический дом» архитектора Мельникова

Особое отношение Мельникова к вопросам человеческого сна нашло свое отражение в проекте спальни дома: «...Одну треть жизни человек спит. Если взять 60 лет — 20 лет сна; 20 лет путешествий в область загадочных миров без сознания, без руководства, касаясь неизведанных глубин, источников целительных таинств, а может быть — чудес, да, может быть, и чудес».

Спальня изначально была общей для взрослых и детей. Не сохранившиеся до настоящего времени кровати-пьедесталы «вырастали» из пола. Больше никакой мебели в спальне не было. Кровать родителей была отделена от кроватей сына и дочери только ширмами-перегородками, существующими и ныне. Единственно возможная расстановка кроватей родителей и детей — в форме буквы «Т» в плане: двуспальное ложе родителей перпендикулярно к кроватям детей. Таким образом достигалась полная визуальная изоляция спящих друг от друга. Стены, пол, потолок и даже пьедесталы для сна — всё было покрыто отшлифованной до блеска штукатуркой медно-золотистого цвета, а все возможные углы помещения скруглены. Изначальная окраска спальни была утрачена во время войны, после того как большой цилиндр дома в результате взрыва немецкой бомбы 23 июля 1941 года остался без оконных стекол.

  • Книгу Павла Кузнецова «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» представляет издательство DOM publishers.
  • Дом Мельникова — шедевр архитектурного авангарда, спроектированный Константином Мельниковым в Москве. Это редкий пример частного городского дома архитектора в СССР. Свой экспериментальный дом-мастерскую Мельников планировал использовать как прототип, применяемый в массовом домостроении. Неповторимое объемно-пространственное решение этого здания и запоминающиеся фасады с шестиугольными окнами-сотами позволяют отнести Дом Мельникова к самым узнаваемым архитектурным памятникам в мире.
  • Это издание посвящено не только истории строительства дома и его существования в XX веке, но и истории его реставрации. В книге опубликованы новейшие исследования, ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Современные фотографии позволят узнать о восстанавливаемой мемориальной обстановке дома.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?