ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Путешествие в прошлое: как создавался Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Арсений Замостьянов, lgz.ru   
02 Апреля 2023 г.
Изменить размер шрифта

Витебский вокзал – украшение Загородного проспекта – старейший в Санкт-Петербурге и в России. И, несомненно, один из красивейших. Впрочем, старым является сам вокзал, а его парадному зданию не так уж много лет – 106. Его построили незадолго до начала Первой мировой войны с истинно царским размахом.

Путешествие в прошлое: как создавался Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

  • Фото с сайта turproezdka.ru

История этого сооружения началась в 1832 году, когда ещё только строилась первая в Российской империи железная дорога, связавшая СанктПетербург с Царским Селом. По изначальному плану вокзал должен был находиться на берегу Фонтанки, однако смета расходов оказалась превышена, и было решено возвести временную деревянную станцию на Семёновском плацу. Первый поезд отправился с платформы скромного, но изящного вокзала 30 октября 1837 года. Звучали оркестры, а публика поглядывала на «пароходы» с восторгом и страхом.

Новое вокзальное здание построили в середине века. Его соорудили по проекту любимого архитектора императора Константина Тона. Это было основательное каменное здание, однако по выразительности оно уступало Московскому вокзалу, который построил в Петербурге тот же Тон. И потому в начале ХХ столетия – во времена, которые вошли в историю искусства как Серебряный век, – вокзальное здание решили поменять. Новый Царскосельский вокзал должен был соответствовать императорскому уровню.

Взялся за работу архитектор Станислав Бржозовский. Именно его затейливый проект поддержал император Николай II. К тому времени архитектор, блистательно работавший в модном в те годы стиле модерн, уже участвовал в строительстве нескольких вокзалов и железнодорожных станций. Он ещё в молодости создал изящное здание вокзала и сортировочной станции в Царском Селе, чуть позже перестроил вокзал в Новороссийске. Потом вместе с Юлием Дидерихсом построил Виндавский (ныне – Рижский) вокзал в Первопрестольной. Он и в наше время хорошо знаком миллионам москвичей: в городе можно увидеть и другую его работу – станционный павильон платформы Покровское-Стрешнево.

Новый вокзал казался эстетическим и техническим совершенством. Всё в нём говорило о прогрессе – и лифты для пассажиров, и багажная машина, и яркое электрическое освещение. Пассажир мог сдать чемоданы и саквояжи в багаж и налегке отправиться в ресторан, а затем и в поезд согласно купленному билету. А багаж будет благополучно доставлен «по адресу». Под перронами есть тоннели, по которым все «корзины, картины, картонки» подвозили к поездам. К тому же железнодорожное полотно было поднято таким образом, чтобы поезда прибывали на второй этаж вокзала. Чудеса! Прежде Россия такого не видела. Однако ещё больше поражал архитектурный облик вокзала. Это было первое столь масштабное общественное здание в стиле модерн, построенное в Петербурге. Что такое модерн? Особое отношение к декору, к комфорту. Плавные линии, растительный орнамент, продуманная асимметрия. Использование диковинных для того времени материалов – изразцов, плиток, витражей, металлических конструкций. Стены украшены изображениями античного бога Меркурия – покровителя торговли и путешествий. К тому же здание, нарисованное Бржозовским, напоминает огромный паровоз: часовая башня – его труба, а купол главного корпуса – кабина. Таково это чудо модерна.

Путешествие в прошлое: как создавался Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Приблизительно в 150 метрах от основного здания вокзала архитектор построил Императорский павильон. Представители правящей династии начинали свои путешествия именно отсюда. Здание сохранилось, сейчас его интерьеры восстанавливаются. В 1918 году, на революционной волне, вокзал переименовали в Детскосельский, одновременно с переименованием Царского Села в Детское Село. В 1920-х в справочных изданиях иногда встречается двойное название Детскосельский (Витебский), а с 1935 года вокзал окончательно получил современное наименование – Витебский.

Как и сто лет назад, в наше время посетителей вокзала восхищает гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Более роскошное вокзальное здание и представить трудно: оно как будто воплощает расцвет Российской империи накануне её распада... Не меньшее впечатление производит Картинный зал, который служил местом ожидания для пассажиров первого класса. Там можно было увидеть историю русских железных дорог в живописи. Отвечал за роспись вокзала замечательный художник Николай Самокиш.

К 300-летию Санкт-Петербурга в 2001–2002 гг. состоялась масштабная реставрация вокзала. Были восстановлены купол и оригинальные окна фасада, воссоздана «историческая» окраска, обновлён лепной декор, заново декорирована парадная мраморная лестница, открыло свои двери для посетителей «Императорское кафе». На чердаке вокзального здания сохранились бывшие великокняжеские покои. 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Францу Антону фон Герстнеру – австрийцу на русской службе, замечательному инженеру, строителю первой железной дороги в России. В честь столетия вступления России в Первую мировую войну в 2014 году рядом с вокзалом установили памятник «Русской гвардии Великой войны».

Этот живописный вокзал десятки раз снимался в кино. В замечательном телефильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» он с успехом сыграл роль лондонского вокзала «Виктория». Его можно увидеть в десятках кинолент, посвящённых старой России, – и в «Анне Карениной», и в «Идиоте». А всё потому, что у этого вокзала есть атмосфера, в его облике ощущается «лица необщее выражение». Стоит пройтись по его залам – и сразу переносишься в прошлое.

Досье

Всю жизнь этот выдающийся зодчий был архитектором железных дорог. Из гражданских» построек Бржозовского известно только здание Международного коммерческого банка на Невском, 58. А вообще-то не будет преувеличением сказать, что Бржозовский всю жизнь посвятил русским железным дорогам. Его лучшей, программной работой стал Царскосельский вокзал. В ней архитектор с удивительным мастерством продемонстрировал своё понимание архитектуры общественных зданий.

***

Здание вокзала является визитной карточкой Санкт-Петербурга и его прекрасной величественной достопримечательностью. Местные жители раньше приходили сюда просто полюбоваться красавцем. Но и сейчас ради такого архитектурного чуда стоит приостановиться, внимательно рассмотреть здание внутри и снаружи, удивиться творческой и инженерной мысли создателей и  проникнуться атмосферой неспешных (в сравнении с нашими скоростями) путешествий по царской России.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».