ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

На Руси ребенок иногда получал второе имя, чтобы его... болезнь не нашла

По инф. cyrillitsa.ru   
20 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

В старину люди не видели особой разницы между медициной и магией. Наука, которая только начала оформляться в странах запада, не спешила прийти на помощь к простым крестьянам. Поэтому большая часть населения Европы пользовалась неким суррогатом медицины, состоящим из причудливого сочетания травничества, откровенного суеверия и мистических практик. Славяне, по сути, мало выделялись из общей канвы, у них тоже временами практиковались странные и непонятные ритуалы, нацеленные на поддержание здоровья.

На Руси ребенок иногда получал второе имя, чтобы болезнь его... не нашла

Магия в контексте этнографической науки

Исчерпывающее исследование на тему магических практик в миропонимании традиционного общества было написано в далеком 1890 году английским ученым по имени Джеймс Фрейзер. Из-под его пера вышел фундаментальный труд «Золотая ветвь», состоящий из 12 увесистых томов. В колоссальном по размерам исследовании Фрейзер анализирует магические практики самых причудливых и далеких народов и затерянных племен джунглей, систематически обобщает накопленный ими опыт.

По сути – он приходит к выводу о том, что вся магия четко разделяется на два вида: подобия и контакта. Разумеется, пересказать все 12 томов «Золотой ветви» видится невыполнимой задачей, но можно кратко сформулировать суть этих двух основных направлении в магии, основываясь на которых и формировалось представление древних о знахарстве.

Первая – магия подобия – зародилась во времена несомненной древности. Ее суть заключается в том, что две в чем-то схожие вещи могут оказывать чудодейственный эффект во время ритуального взаимодействия. Так, например, над головой человека, больного желтухой, разбивали куриное яйцо и давали содержимому попасть на лицо. Предполагалось, что куриный желток как бы «впитает» в себя всю желтизну больного, и, таким образом, человек излечится от болезни. Лучшим олицетворением такой магии служат гаитянские куклы вуду.

Магия контакта в чем-то схожа с магией подобия, так как выстроена на похожих логических основаниях. Суть ее сам автор кратко оформил во фразе «однажды в контакте – всегда в контакте». Так, например, если человека ранили стрелой, то между раной и оружием возникнет нерушимая связь. Известны случаи, когда американские индейцы, осознавая что раненый ими человек сумел спастись с поля боя и сейчас находится на лечении, намеренно кидали свои луки в костер, чтобы нанесенные ими раны не смогли затянуться.

Традиционная врачебная магия славян тоже, фактически, служит подтверждением истинности гипотезы английского исследователя.

Медицина славян

Если говорить о славянской языческой древности, то сложно сказать наверняка, как и кто именно выполнял тогда знахарские функции. Скорее всего, этим занимались представители жречества – волхвы. Так, во всяком случае, практикуется во всех архаичных культурах, которые были зафиксированы в письменных источниках.

В христианскую же эру эту функцию взяли на себя деревенские знахари. Методы, исповедуемые ими, были далеки от достижений современной доказательной медицины. Так, например, ещё Михаил Булгаков в начале ХХ века стал свидетелем кошмарного случая: во время родов ребенок запутался в пуповине, а деревенские знахари зачем-то старались выманить его из утробы матери на сахар. Впрочем, накопленный веками опыт травничества давал о себе знать, и у деревенских эскулапов было неплохое представление о лекарственных свойствах растений. Всякая лечебная магия в те времена существовала в неразрывной связи с народным христианством. Люди читали заговоры, заклинания, молитвы.

Вопреки тому, что научная медицина еще не пришла в крестьянские избы, у славян уже существовали представления о необходимости профилактики заболеваний. И, пожалуй, именно в этих мерах сосредоточено наибольшее количество странностей.

Порой славяне, узнав о том, что в соседние деревни пришел мор, отправлялись встречать болезнь с приветственными дарами. Заразе подносили лучшую еду и питьё, приносили ей в жертву животных (особенно часто домашнюю птицу). Либо же напротив – ругали болезнь, проклинали, стараясь ее запугать. Известны случаи, когда русские в преддверии эпидемий вымазывали свои пороги дегтем, дабы болезнь, побоявшись замараться, обошла такую дверь стороной.

И это хорошо иллюстрирует магию подобия. Ведь к недугу обращались как к гостю, стараясь его умилостивить, либо запугать.

Верным способом на долгие годы сохранить крепкие ноги считалось закапывание под порогом кусочка железа, либо же утром в день большого церковного праздника надлежало постоять на каком-либо твердом металлическом предмете. А отправляясь на пахоту женщины перебирались через забор, намеренно старясь коснуться верхней перекладины, это считалось хорошей профилактикой болей в спине. Как видим, в описанных случаях соблюдается один принцип: люди верили, что сумеют каким-то образом передать свойства материала своему телу, что служит ярким примером магии контакта.

Профилактика детских болезней

Отдельно стоят ритуалы, нацеленные на укрепление детского здоровья. В старину младенческая смертность была особо велика, а потому такая «народная педиатрия» была особо востребованной.

Во время грома русские прикладывали к голове ребенка камень или железные предметы, чтобы твердость предмета передалась младенцу. Болезнь отпугивали резко пахнущими растениями (например, чесноком), размещая их над младенческой люлькой. В некоторых случаях ребенок получал второе, так называемое «мирское» имя, чтобы болезнь не сумела его найти. Так, например, ребенка могли назвать Камнем, к слову, по такому принципу иногда формировались фамилии. Из того же имени Камень возникает распространенная русская фамилия Каменев.

Для того, чтобы победить бессонницу, славяне подкладывали своим детям в люльку ножи в черных ножнах. Хоть это и не так очевидно, но это тоже пример магии контакта, ведь нож, будучи убранным в ножны, находится в состоянии покоя и он тверд, его не так просто сломить или как-то уничтожить, что должно придавать ребенку спокойствие и стойкость.

Конечно, раньше знания о лечении болезней были не такие обширные и глубокие, как сейчас. Но жить-то хотелось, и разные, порой с мистическими оттенками, способы защиты от недугов существовали. Сейчас медицина имеет много возможностей, чтобы помочь человеку обрести здоровье или вовсе спасти его от гибели. Но некоторые люди все равно бегут к бабушкам и знахаркам, в большинстве случаев нарываясь на циничных мошенников, и теряют драгоценное время. Бывает, что сделать потом что-либо медики уже и не в силах.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!