ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Гаишники-невидимки: наблюдать за водителями на дорогах будут незаметно

Изменить размер шрифта

Сотрудники ГИБДД в штатском смогут зафиксировать факт превышения скорости, опасного вождения, разговора по телефону за рулём или выезда на встречную полосу, не проявляя себя. Но остановить авто нарушителя и выписать штраф имеют право лишь полицейские в форме.

Люди видят лучше камер

Проект приказа МВД, регламентирующий порядок надзора за соблюдением правил дорожного движения, разработан «с учётом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора», а также с учётом предложений региональных подразделений Госавтоинспекции.

В документе не так много нововведений, а самое, пожалуй, резонансное касается правила о «скрытом надзоре», которое вводится официально.

При таком типе работы сотрудники ДПС могут пользоваться патрульным автомобилем без специальной цветографической схемы и не носить форму. Однако останавливать транспортные средства и оформлять нарушения они не имеют права. В данном случае право полицейских — лишь зафиксировать нарушение для последующей передачи информации другим нарядам, которые при необходимости задержат водителя и составят протокол.

При этом если сотрудники ГИБДД одеты в служебную форму, то они могут самостоятельно проводить необходимые административные действия. Пусть и на машине без специальных опознавательных знаков.

Интересно:

Практика скрытого надзора является общемировой, а её легализация в России позволит повысить выявляемость нарушений на дорогах и, как следствие, будет способствовать соблюдению водителями ПДД, сказал зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. А чтобы сотрудники в штатском не злоупотребляли своими полномочиями, любой факт нарушения должен быть зафиксирован.

«В основе привлечения к ответственности должна лежать чёткая доказательная база», — считает Афонский.

Он напомнил, что сегодня по всей стране расширяется сеть видеонаблюдения — это самый беспристрастный контролёр ПДД. «Но установить камеры абсолютно везде невозможно, да и факты опасного вождения прибор не всегда может зафиксировать, поэтому необходим и такой вид контроля», — добавил депутат.

Следить не за спасибо

Пойти дальше и разрешить гаишникам в штатском не просто наблюдать за дорогами, но и задерживать особенно злостных нарушителей — тех, кто представляет опасность, предлагает член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

«Коррупционной составляющей здесь нет никакой, поскольку все активные шаги сотрудников, как и окружающая действительность в этот момент, фиксируется на видео», — сказал депутат.

Он также обратил внимание на деталь, которая требует уточнения, — фискальная память прибора, например радара, когда количество зафиксированных нарушений должно соответствовать числу составленных протоколов. Это необходимо, чтобы сотрудники не могли склонить нарушителей (либо наоборот) к «решению вопроса на месте».

Автомобильные эксперты считают, что практика скрытого патрулирования не является новой — она применялась и раньше. Официальное закрепление в регламенте не сделает этот вид контроля более распространённым.

«ГИБДД не хватает сотрудников на местах, поэтому массовым такой надзор не будет», — высказал мнение партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Независимый автоэксперт Дмитрий Попов напомнил, что фиксировать нарушения на дорогах и передавать информацию о них в компетентные органы может сегодня любой гражданин. В некоторых регионах для этого даже созданы специальные сервисы. А заниматься подобными действиями сотрудникам ГИБДД — чуть ли не сам бог велел.

«Это должно быть частью их гражданского самосознания и личной ответственности, поскольку они  могут лучше, чем обычные граждане, определить правонарушение на дороге», — отмечает Попов.

Эксперт предложил разработать систему поощрений для гаишников за сообщения о подтвердившихся фактах нарушений, а если несколько выписанных этим сотрудником штрафов были успешно обжалованы, то может быть поставлен вопрос о злоупотреблениях или даже профнепригодности.

Как прокатить гаишника

В проекте приказа МВД определило и прописало требования к остановке авто с мигалками. «Транспортное средство с включёнными специальными световыми или звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях, проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий», — говорится в документе.

Аналогичные правила действуют и сегодня. В Комитете Госдумы по транспорту и строительству их считают обоснованными. «Специальные сигналы используются для обеспечения безопасности при проезде кортежей, в том числе детских, а также при движении спецтехники. Перечень причин, по которым такие автомобили могут быть остановлены, является достаточным», — сказал Владимир Афонский.

В некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут использовать автомобили граждан. При этом гаишник должен соблюдать ряд правил: сообщить водителю цели использования, маршрут движения (кроме случаев, когда транспорт необходим для преследования лиц, совершивших преступления) и разъяснить, что при отказе водителя законом предусмотрена ответственность.

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдаст ему справку или сделает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности и номера служебного удостоверения. За рулём может остаться и сам автовладелец, если нет веских причин для отстранения его от вождения.

Отдельно в приказе оговариваются возможности использования грузовых автомобилей для принудительной остановки транспортного средства, за рулём которого нарушитель. Отмечается, что это возможно только в случае создания водителем «реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения». Как уточнили автоэксперты, правила остановки авто изменений не претерпели — аналогичные положения содержатся в действующих документах.

Читаем также:

По инф. Парламентской газеты

  • Расскажите об этом своим друзьям!