ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

У православных кремация не в чести. Почему - разберемся

По инф. cyrillitsa.ru   
06 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Православная традиция погребения, когда тело человека укутывает саван, а само оно помещается в гроб и опускается в землю, восходит к иудейскому обряду, согласно которому предали земле тело Господа Иисуса Христа.

У православных кремация не в чести. Почему - разберемся

Когда Спаситель испустил дух на кресте, его тело сняли, омыли и умастили благовониями, а затем завернули в погребальное покрывало, скрыли «в пещере» (заранее сделанной в камне могиле) и завалили вход в нее огромным камнем. Тело Господа пребывало в пещере той до третьего дня, а потом Он воскрес, о чем свидетельствовали многие современники.

Три причины

Именно с верой в воскресенье тела связан православный обычай хоронить усопших в земле. В Символе веры сказано: «чаю воскресения мертвых» (то есть жду, ожидаю того времени, когда мертвые воскреснут), это значит, что после второго пришествия Христа каждый умерший воскреснет в своем теле так же, как это случилось с Иисусом. Однако это лишь одна причина, по которой ортодоксы к трепетом относятся к телу почившего.

Вторая причина связана с тем, что ничего в этом мире не происходит без участия Творца. Он всеведущ, и все происходит по Его повелению или попустительству: рождение человека, его становление, события жизни и смерть.

Процесс разложения тела христианина («В пoте лица твoегo будешь есть хлеб, дoкoле не вoзвратишься в землю, из кoтoрoй ты взят, ибo прах ты и в прах вoзвратишься». Бытие 3:19), дoлжен происходить естественно, как происходят все процессы на земле: смена времен, течение времени, приливы и отливы. Верующие считают, что они не праве вмешиваться в этот процесс.

А иногда происходит так, что Господь, сохраняя тело умершего человека нетленным, указывает на то, что душа усопшего обрела рай, а сам он теперь может почитаться святым. Если бы христиане придерживались традиций кремации, то многих святынь сейчас не существовало бы, как не было бы и многих чудес, явленных через них миру.

Самыми почитаемыми мощами в мире являются мощи Святителя Николая Мирликийского, а в России почитаются мощи Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и других святых, просиявших в нашей стране.

В Сербии православные люди до сих пор вспоминают кощунство турка Синан-паши, который в конце XVI века сжег мощи святого Саввы на горе Врачаре.

Третья же причина, по которой сожжение тела почившего в среде верующих невозможна, — это отношение к телу усопшего, как к сосуду души, сотворенному Богом и потому требующего к себе уважения.

Кремация — возврат язычества?

Кремация покойника восходит к язычеству и всевозможным суевериям, которыми оно наполнено. Во-первых, в язычестве принято считать, что душа умершего человека остается заключенной в теле, особенно в том случае, если покойный скончался каким-нибудь необычным способом, например, его задушили. В таком случае требовался обряд уничтожения тела для того, чтобы освободить душу.

Во-вторых, часто необразованные люди боялись, что в тело покойника вселится чья-либо бродящая по земле душа, либо злой дух, и умерший вернется домой и принесет несчастье близким. Сжигая тело, они хотели обезопасить себя от такого поворота событий.

В-третьих, кремация умерших связывалась с поклонением огню, которому надо было принести жертву, чтобы умилостивить стихию и чтобы душа человеческая, оседлав дым, вознеслась на небо к богам.

Атеистическая мода

Сотни лет православные люди хоронили своих предков на кладбищах, и только после революции, когда к власти пришли безбожники, усопших стали сжигать. «Души нет, за гробом ничего нет, следовательно, и относится с уважением к телу умершего, не надо», – решили пришедшие к власти. Первый крематорий возник в России в 1920 году, большевики специальными указами принуждали сжигать тела почивших.

Современное общество, в силу перерыва в 70 лет, когда множество традиций были утеряны, является наследником атеистических традиций захоронения. Наш современник, старец Паисий Сятогорец говорил, что современные нигилисты сжигают тела умерших, потому что желают разложить душу челoвека. Хoтят, чтобы в мире не осталось ничегo, чтo могло бы напомнить ему о родных, о вере его предков, об их славных делах. Нигилисты хотели бы оторвать современных людей от Евангелия, заставить их забыть о Царстве Божьем и навязать суетную современную жизнь.

По данным, которые в 2015 году приводило агентство РСН, в столице России и в Санкт-Петербурге родственники сжигают в крематориях 60% усопших.

РПЦ против

Русская православная церковь на сегодня единственная сила, которая выступает против кремации. И дело не в том, что Творцу сложно воскресить тело кремированного: Ему как раз подвластно все, в том числе и воскрешение тела из рассеянных по земле и воде атомов. Однако дело в том символическом отречении от Него, которое происходит каждый раз, когда люди предают тело почившего огню. К кремации отрицательно отношение не только Русской церкви, но православных церквей Греции и Сербии.

Раннехристианский писатель и философ Марк Мануций Феликс, живший всего полтора столетия спустя после Голгофы, в своих трудах писал о том, что верующие во Христа люди не боятся ущерба их бренному телу и не опасаются какого-нибудь особого способа погребения, но стараются придерживаться традиций предавать тело земле, то есть отдавать дань традициям «старым и лучшим».

Сейчас священники православных церквей закрывают глаза на кремацию только в самых исключительных случаях, например, когда православный человек живет и умирает в Японии, где законодательно утверждена кремация и где людей не хоронят в землю, но до революции кремированных людей даже не отпевали.

Церемонии похорон имеют в разных странах и у разных народов свои традиции. Учитываются тут и существующие в государствах законы насчет захоронения тел. Кремация сейчас становится, что скрывать, более распространенным вариантом похорон. Иногда это и необходимость – при перевозке усопшего на дальнее расстояние, к примеру. Бывает, что кремация является также последней волей умершего. Как проигнорируешь! Но какой бы вариант ни был выбран или возможен законодательно или в соответствии с бытующими традициями, проводить тело к последнему приюту стоит с почестями, добрыми словами об ушедшем в мир иной и оставить о нем в душе своей светлую память.

Еще в связи с поднятой темой также читайте:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.