ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Инокиня Алена из Арзамаса – знахарка, лекарка и еще «русская Жанна д` Арк»

По инф. cyrillitsa.ru   
12 Сентября 2021 г.
Изменить размер шрифта

В истории Крестьянской войны 1670—1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего, непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось именно в западных источниках. Спустя всего лишь после восстания – «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже революция 1917 года не привлекла к себе внимания зарубежных историков столь быстро. При этом в России не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли можно считать случайностью.

Инокиня Алена из Арзамаса – знахарка, лекарка и еще «русская Жанна д` Арк»

Восстание в Мордовии

Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар. Тут и там стремительно возникали многотысячные и неплохо по тем временам вооруженные (еще одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушенными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Федоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев. Среди них – и инокиня Алена, известная лишь по имени да по месту рождения.

Это был регион, лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли крещеные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, были и некрещеные – мишари (мещеряки), татары.

Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания некоторых пленных разинцев: на допросах они говорили, что целью их отрядов является город Касимов.

Считается, что восставшие потерпели поражение, потому что не смогли объединить действия отдельных отрядов и были поодиночке разбиты царскими войсками. Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина – инокиня Алена из Арзамаса.

Знахарка

На самом деле Алена была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, изначально население слободы составляли мещёрские казаки – мишари.

Неизвестно, было ли имя Алена крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим.

Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, еще до начала восстания Алёна обладала некоторым авторитетом в округе, что и позволило ей довольно быстро возглавить повстанцев.

С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями. Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой.

Монашка в бегах

Неизвестно, бежала ли Алёна из монастыря непосредственно перед восстанием или уже давно была монашкой в бегах. Неизвестен в точности даже тот монастырь, где она приняла постриг. Историки говорят о женском Николаевском монастыре под Арзамасом, но это не точно. Ведь даже с местом её рождения выходит путаница. Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы.

Впрочем, она вполне могла там жить перед началом восстания. Её популярность и навыки говорят, скорее, в пользу того, что вооружённые драки и скитания по больших дорогам были для неё не в новинку. То есть, прежде чем в Поволжье распространились вести о Стеньке Разине, Алёна уже какое-то время была «каликой перехожей» и занималась целительством вне монастырских стен. Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна практически ничего не теряла.

Лгут ли иностранцы

Дальнейшие события – её руководство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях. Любопытно, что известия о разгроме Разина и его соратников, об их лютых казнях, появились за рубежом раньше, чем в России. Остается загадкой, кто об этом позаботился и зачем. Известно, во всяком случае, что иностранные наёмники составляли львиную долю московского царского войска при подавлении восстания.

Историки Елена Чистякова и Владимир Соловьёв, выпустившие в 1988 году книгу «Степан Разин и его соратники», считают, что многие иностранные свидетельства об Алёне Арзамасской элементарно могли быть вымыслом. В частности, её исключительная нечувствительность к пыткам была известным европейским художественным приёмом, призванным внушить читателям уверенность в том, что казнённая действительно была ведьмой, обладала какою-то сверхъестественной силой. К таким же средствам относится и упоминание о мощном луке атаманши, который якобы не смог натянуть никто из царских воинов.

В военных делах бесстрашно и умело проявлять себя могут не только мужчины, но и прекрасный пол. История помнит в этом инокиню Алену, а также, например, анархистку Марусю – известно, что войска при приближении ее банд предпочитали отступление. И сейчас армейские будни для некоторых девушек являются привлекательными. Представительницы слабого пола проходят обучение в военных вузах и что там говорить, достойно служат нашей Родине. Красота спасет мир?!

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.