ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Анархистка Маруся: войска предпочитали отступить, если слышали о приближении банд атаманши

По инф. cyrillitsa.ru   
08 Марта 2020 г.
Изменить размер шрифта

В время Гражданской войны в бою себя проявляли не только мужчины, но и женщины. Среди них были как пламенные революционерки, так и анархистки, уходящие в банды и часто даже становившиеся атаманшами. Особое место среди таких занимает Маруся — легендарная атаманша, о которой можно было бы снять целый остросюжетный фильм.

 Анархистка Маруся: войска предпочитали отступить, если слышали о приближении банд атаманши

Из бомбисток в бандитки

Мария Григорьевна Никифорова стала известной ещё задолго до Гражданской войны. В 16 лет Мария ушла из дома и за короткое время успела сменить немало рабочих мест — от мойщицы бутылок до детской няни. Это, разумеется, не было мечтой девушки, поэтому как только она познакомилась с движением анархистов, она мгновенно влилась в этот водоворот, причём в самом экстремальном его проявлении — безмотивников.

Это движение принципиально боролось со всеми богатыми под простейшим лозунгом «Борьба ради борьбы». Действовали безмотивники любыми способами — от убийств холодным оружием до взрывчатки в общественных местах.

Никифорова считалась одной из лучших бомбисток — ей удалось провести несколько громких терактов против существующих властей. Причём девушка не раз попадалась в руки полиции, но осудили её только один раз, приговорив к пожизненной каторге. Это при том, что количество убийств, которые она совершила, вполне тянуло не на каторгу, а на смертную казнь.

Международный терроризм

В 1910 году Марусе (как её звали все знакомые) удалось бежать с каторги. Разумеется, что в самой России ей оставаться было нельзя, поэтому Никифорова перебралась в Японию, откуда уже уехала в США. Как раз в этот момент у девушки раскрывается литературный талант и она начинает работать журналисткой, одновременно являясь важным деятелем Союза русских рабочих США и Канады. Но спокойная жизнь Марию всё равно не устраивала.

Вскоре Мария перебралась в Испанию, причём как только она там появилась, по всему Мадриду прошли волны ограблений магазинов и домов богатых людей. Плюс к этому Мария организовала «курсы» для начинающих бомбистов, но однажды её ранили и девушке пришлось бежать в Париж, где её встретили как родную. В Париже она познакомилась с Владимиром Антоновым-Овсеенко — известным революционером, там же Мария даже вышла замуж — её избранником стал польский анархист Витольд Бжостек.

В Париже у Марии проявилась тяга к искусству. Она даже начала брать уроки скульптуры, причём у самого Огюста Родена, который заметил в Марусе необычный талант. Как раз в этот момент началась Первая мировая война, поэтому занятия пришлось забросить — девушка поступила в школу кавалеристов и уже в 1916 году получила звание офицера кавалерии Франции. Её отправили на Балканы, где шли жестокие бои с турками.

Под знаменем революции

В 1917 году Мария Никифорова узнала о революции в России. Вспомнив нищету и каторгу, Маруся решила поквитаться с властями, бросила армейскую службу и перебралась в Петроград. Пробыв немного в столице революции, Мария решила посетить родную Украину, где созданная ею банда анархистов смогла захватить Александров, а затем вообще объединиться с батькой Махно.

Расстрелы, грабежи, гулянки — это было то, чего Марусе давно не хватало. Тем не менее, через некоторое время каким-то непостижимым образом Марусю удалось арестовать и даже заключить в тюрьму. Впрочем, тюрьму штурмовали анархисты уже на следующий день и Мария была освобождена.

После революции дела у Маруси пошли в гору. Как известно, батька Махно был в неплохих отношениях с большевиками, поэтому Маруся Никифорова смогла беспрепятственно создать собственный анархический отряд (и не один) под названием «Вольная боевая дружина атамана Маруси», численностью от 300 до 500 человек. На вооружении у дружины был даже собственный броневик.

Атамана Марусю панически боялись. Украина горела в огне Гражданской воны, но любые войска предпочитали отступить, если слышали о приближении банд атаманши. Впрочем, жестокость Маруси начала надоедать даже её соратникам.

В 1918 году Марусю снова арестовали. Спас её Нестор Махно, который лично просил освободить «старую революционерку», подкрепив свою просьбу отрядом монархистов на бронепоезде. Никифорову пришлось отпустить, после чего она взялась за старое — убийства и грабежи.

Её арестовали ещё раз, но Махно уже не стал заступаться за атаманшу. Впрочем, суд прошёл без тюремного срока, после чего Маруся отправилась в Севастополь, чтобы готовить теракты в тылу белогвардейцев. Там же её выследили и в 1919 году расстреляли. Её было 34 года. Последними словами атаманши были «Да здравствует анархия!».

Любопытная героиня исторического прошлого, лихая и наполненная идеями. Обычно атаман ассоциируется у людей с мужчиной, но Мария Никифорова уверенно смогла разбить этот стереотип.

А на нашем сайте можно найти публикации и о других интересных людях. Например:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.