ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-2020-50-
Модная осень 2020 обещает стать не только удивительно стильной и удобной, но и яркой для женщин, перешагнувших порог элегантного возраста. О том, что стоит примерить уже сегодня, расскажем в...
2014-11-25-01-55-41
Однажды неподалёку от деревни пастух пас овец. Было уже за полдень, и бедный пастух очень проголодался. Правда, он, выходя из дому, велел своей жене принести себе в поле позавтракать, но жена, как будто нарочно, не...
2014-12-15-06-09-14
К Богу явился мужчина и заявил о своей скуке. Бог задумался: «Из чего сделать женщину, если весь материал ушёл на мужчину?»
2014-10-23-00-33-57
Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших...
2014-12-01-01-35-28
Как-то раз купец встретил на охоте знатного господина и, увидев, как он красив, и силён, и статен, и богато одет, подумал, что Бог, должно быть, благоволит к нему.

МультиВход
 

Жизнь Константина Ваншенкина

По материалам сайтов: nikkka.ru, fb.ru   
20 Декабря 2019 г.
Изменить размер шрифта

17 декабря 2019 года исполнилось 94 года со дня рождения советского и российского писателя и поэта Константина Ваншенкина. Его перу принадлежат слова знаменитых песен, одна из которых – «Я люблю тебя, жизнь», стала визитной карточкой автора.

Жизнь Константина Ваншенкина

Константин Ваншенкин родился в 1925 году в Москве, в семье заводского инженера-химика Якова Борисовича и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны.

Поэт пишет о себе: «Отец мой был инженер, а годы детства совпали с первыми пятилетками, поэтому мы подолгу жили при заводах в средней полосе России, в Сибири. Маленький городок, рабочий поселок стали потом «местом действия» многих моих стихов, да и прозы. Поэзию в нашем доме любили. Иногда отец читал вслух Некрасова, который был ему особенно близок; я помню, как не раз он с выражением декламировал стихотворение «Вино». Однажды, когда мне было, вероятно, лет пять или шесть, я болел, и мать прочла мне стихи – тоже о мальчике и сидящей у его постели матери. Там было такое место:

Вспомни, как шумят березы,

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!..

Это четверостишие (в особенности две его последние строки) прямо-таки поразило меня красотой, удивительной певучестью и врезалось в душу, сопровождая меня потом, как что-то очень светлое, хотя и грустное. С годами, когда я стал интересоваться, чьи же это стихи, мать уже забыла их и не могла ответить на мой вопрос. Лишь после войны, впервые с жадностью читая многое, не известное мне прежде, я встретил эти строки у Ивана Бунина».

Мальчик Костя начал сочинять стихи очень рано – в девятилетнем возрасте. Первые стихотворения были посвящены полярникам и героям гражданской войны.

Но, как вспоминал сам Ваншенкин «все это было, конечно, несерьезно. Вскоре я остыл к своему сочинительству и в пятнадцати- семнадцатилетнем возрасте, когда, как говорят, пишут стихи едва ли не все, я стихов не писал: у меня не было в этом ни малейшей потребности. Снова стал писать совершенно неожиданно для себя, уже в конце войны, в Венгрии. С той поры пишу, можно сказать, непрерывно».

«Армия сделала нас людьми, армия – это мои университеты».

Как и большинство ровесников, Константин Ваншенкин пошел на фронт сразу после десятого класса – в 1942 году. Служил в воздушно-десантных войсках на Втором и Третьем Украинских фронтах.

Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта.

«После войны я поступил в Московский геологоразведочный институт, но проучился там только один год, не сумев совместить учебу со своими литературными занятиями. Дело в том, что программа в институте была серьезная, нелегкая, требующая всех сил и много времени; за войну я перезабыл почти все школьное, а тут вместо того чтобы заниматься науками, все свободное время, да и на лекциях, писал стихи в таких количествах, в каких их могут писать лишь совсем молодые, начинающие поэты, не выработавшие чувства самоограничения. Короче говоря, нужно было выбрать что-нибудь одно. Я посылал стихи в журналы, сам иногда заходил в редакцию, меня похваливали, но не печатали. Я решился показать стихи настоящему поэту. Мне повезло: первым поэтом, с которым я познакомился в своей жизни, был Михаил Васильевич Исаковский; его добрые советы и душевная поддержка сыграли огромную роль в моей судьбе. Я отважился всерьез заняться стихами и перешел в Литературный институт имени Горького.

Первые мои стихи были напечатаны в 1948 году, а первая книга «Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось мое стихотворение «Мальчишка», которое неожиданно получило весьма широкое распространение и известность. Я говорю это к тому, что потом мое имя долго связывалась у читателя, да и у критики, с этим стихотворением, как через несколько лет стало связываться с песней «Я люблю тебя, жизнь». Такое явление, когда имя художника непременно связывается, ассоциируется с каким-то определенным его произведением, не обязательно лучшим, часто раздражает автора, но, вероятно, в этом есть и своя положительная сторона».

В 1951 году А. Т. Твардовский, познакомившись с творчеством Ваншенкина, назвал его одним из лучших молодых поэтов и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой.

Поэзия Константина Ваншенкина, простая на первый взгляд, стала отражением переживаний, близких каждому. Любой советский человек мог увидеть в героях произведений себя и своих близких, соседского мальчишку, белокурую девочку, русского солдата.

Главное в творчестве

В Литературном институте Константин Ваншенкин познакомился со своей будущей женой, Инной Гофф. Она была талантливой писательницей и поэтессой, автором стихов к песне «Русское поле». Нежные чувства к жене стали источником вдохновения для любовной лирики поэта.

Это был замечательный брак, супруги прожили вместе более сорока лет, воспитали дочь Галину, которая стала художницей.

Широкую известность Константину Ваншенкину принесли песни, написанные на его стихи прекрасными композиторами. Чаще всего Константин Яковлевич сотрудничал с Колмановским и Френкелем. Именно с ними созданы песни «Алёша», «Я люблю тебя, жизнь», «Вальс расставания», «Женька». Поэзия Ваншенкина звучит и в других известных советских песнях: «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Вы служите, мы вас подождем».

Константин Ваншенкин не ограничивался одной лишь поэзией. Уже в начале 60-х годов талантливый автор стал пробовать свои силы в прозе. «В последние годы я начал работать и в области прозы. В 1959 году написал первую свою прозаическую вещь «Армейская юность». Как и последующая «Авдюшин и Егорычев», она невелика по объему. В 1964 году опубликована еще одна моя книга в прозе «Большие пожары», затем несколько рассказов и повесть «Графин с петухом». В 1996 году вышла книга о поэзии и поэтическом вкусе «Непонятливая Лика».

Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы.

«Я люблю тебя, жизнь!»

Константин Яковлевич Ваншенкин ушел из жизни в субботу, 15 декабря 2012 года, в возрасте 86 лет, не дожив всего два дня до своего дня рождения. Одну из своих последних книг – «Ночное чтение» – он посвятил памяти своей жены, поэтессы Инны Гофф.

«Только за одну «Я люблю тебя, жизнь!» Константину Яковлевичу можно поставить все памятники, я и его хорошо знал, и супругу его, замечательную поэтессу… прекрасный дуэт скромных и невероятно талантливых людей. Мы дружили семьями, но, что называется, время нас разбросало. Инны не стало, Константин Яковлевич остался один, тяжело переживая уход любимой жены и товарища. Вообще, он удивительный человек, это ж целая плеяда фронтовиков была… Жаль. Но время неумолимо». – вспоминал Иосиф Кобзон.

***

Константин Ваншенкин

К чему копить ничтожные обиды,

Им не давать исчезнуть без следа,

Их помнить, не показывая виду

И даже улыбаясь иногда?

Они мелки, но путь их страшно долог,

И с ними лучший праздник нехорош.

Они – как злой блуждающий осколок:

Болит внутри, а где – не разберешь.

Вот почему я их сметаю на пол,

Пускай не все, но большую их часть.

Осколок только кожу оцарапал,

А мог бы в сердце самое попасть.

1954 год

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...