ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Юрий Катин-Ярцев: рыцарь Мельпомены

По материалам chtoby-pomnili.net, culture.ru   
27 Июля 2019 г.
Изменить размер шрифта

Зрителям Юрий Васильевич Катин-Ярцев известен своими эпизодическими ролями, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Но главным призванием Юрия Васильевича была педагогика. Если бы из всех его учеников можно было бы составить единую труппу, получился бы, наверное, самый гениальный коллектив в мире.

Рыцарь Мельпомены

Начало

Юрий Катин-Ярцев родился 23 июля 1921 года в Москве. Он был единственным ребенком в семье. Воспитывала Юру мама, отец умер от тифа, когда мальчику было восемь лет. Мальчик страстно любил читать и посещал сразу две театральных студии. В 1939 году окончил школу и с первой попытки был принят в училище при театре имени Вахтангова, где проучился всего месяц, так как попал в Ворошиловский призыв и ушёл в армию.

Юрий Катин-Ярцев служил в железнодорожных войсках, строил мосты на Дальнем Востоке, затем попал на фронт. В конце войны стал кавалером ордена Красной Звезды. Но даже в армии Юрий не оставил свое увлечение театром. Он выступал в клубах, читал сослуживцам классику и современную литературу, постоянно репетировал с друзьями спектакли и концерты. После демобилизации в 1946 году Юрий Катин-Ярцев вернулся в училище, которое к тому моменту получило имя Бориса Щукина. Здесь ему довелось застать истинных вахтанговцев – учеников самого Евгения Вахтангова.

Катин-Ярцев был старше своих товарищей по учёбе. Юный Михаил Ульянов, приехавший в Москву, нашел в его лице и друга, и наставника. «Он был самым честным, самым порядочным, справедливым, мудрым, отзывчивым, – рассказывал Ульянов. – Со своими бедами все шли к нему. Это вышло само собой, он к этому не стремился, но каждый понимал, что он ниже, хуже, «жиже» Юры. Маленькая комната в коммуналке в Спиридоньевском переулке была своеобразным клубом, где можно было поговорить, повеселиться и подкормиться...»

В 1950 году, окончив училище, Катин-Ярцев стал актёром Московского театра на Малой Бронной, которому и оставался верен до конца жизни.

Но не только: он также остался в училище и начал вести педагогическую работу.

Призвание – педагог

Много лет Катин-Ярцев считался лучшим преподавателем кафедры актерского мастерства.

Педагогом он был, что называется, от Бога. У него учились Наталья Гундарева, Константин Райкин, Юрий Богатырев, Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, Евгения Симонова, Александра Захарова и многие другие известные актёры.

Педагогические методы Катина-Ярцева были бесподобны. Он находил индивидуальный подход к каждому. Вот что вспоминал Александр Ширвиндт: «Когда я приходил к нему домой, то видел: на полу лежали этакие простыни-транспаранты. Написано, положим, «Богатырев» – и от этого квадратика с фамилией шли стрелки в разных направлениях к другим квадратикам. Это было обозначение вех творческого пути студента Юры – что он уже сыграл, что он показывал самостоятельно, куда его вести дальше, где искать материал... Причем Катин-Ярцев делал такую учебную схему-разблюдовку на все четыре года для каждого студента!..»

Юрия Васильевича в училище буквально обожали. Когда он шёл по коридору, все вставали, потому что, по воспоминаниям бывших студентов, не поприветствовать его было невозможно. Невысокий, сухой, с вечным пухом седых волос вокруг голой макушки, он вызывал улыбку у зрителей и трепетное поклонение среди учеников.

Константин Райкин рассказывал: «Он для меня – пример высокого уровня мастерства в этом деле, в деле преподавательского искусства. Я считаю, что он – один из выдающихся мастеров в преподавании актерского дела. В свое время попасть на курс Катина-Ярцева считалось большим везением... Юрий Васильевич был человеком, который вокруг себя распространял ауру интеллигентности, порядочности...»

Ольга Яковлева: «Он был и папа, и педагог, и мастер, который с нами сделал много дипломных спектаклей. Он разрешал наши конфликты на курсе... В общем, это был такой свет на курсе, со всем проблемами можно было подойти к нему. Это был абсолютно светлый, чистый и творческий человек. В нем была всегда доброта. У него была позиция, что не искусство при нем, а он при искусстве. Это рождало и любовь актеров к нему в труппе, и любовь учеников. На сцене это был такой пример безукоризненного творческого поведения».

Евгения Симонова рассказывала: «Юрий Васильевич Катин-Ярцев – это абсолютная моя судьба, моя биография. Я абсолютно убеждена, что если бы не он в тот момент набирал курс, то меня бы в профессии не было. Он взял меня к себе, хотя понимал, что это будет непросто, и мне было очень непросто... Курсы Катина-Ярцева всегда отличались именно тем, что каждый был не похож на другой, потому что Юрий Васильевич всегда шел от тебя, от твоей индивидуальности, что тебе выгодно, что тебе интересно... Он всегда нам говорил: «В отрывке существуй ради партнера, чувствуй, как ему удобней, как ему выгодней во всем. Играй партнера – и ты выиграешь во сто крат, чем если ты будешь занят собою и упиваться собою». Он так жил сам – и в жизни, и в профессии. Юрий Васильевич был совершенно лишен какой-то профессиональной зависти, ревности, и поэтому у нас всегда на курсе были очень интересные педагоги, очень интересные личности».

В 1981 году Катину-Ярцеву было присвоено звание профессора. Когда он говорил, затихали все. Когда выходил на сцену на каком-либо торжественном вечере, ему устраивали овацию. Для руководства он был очень неудобный человек с определенной точкой зрения, которую никогда не боялся высказывать, поэтому многие побаивались его прямоты.

Юрий Васильевич часто плакал. Не на виду, а в углу, на кухне, если узнавал, что у кого-то что-то не так, кто-то ушел из театра, кого-то затерли. Он переживал, потому что помнил всех студентов по именам.

Джузеппе и Суворов

В кино Юрий Катин-Ярцев начал сниматься в 1954 году. Он сыграл небольшую роль в фильме «Школа мужества», после чего надолго пропал из поля зрения кинорежиссеров. Известность Юрию Катину-Ярцеву принесла роль Джузеппе из «Приключений Буратино».

Катин-Ярцев любил свои маленькие роли, но больше других – Суворова в картине «Багратион». Актер считал, что внешне и внутренне похож на Суворова, и гордился этой работой. Во время съемок Юрий Васильевич тяжело болел, с трудом выдерживал нагрузки в экспедиции, но поддался уговорам режиссера, когда нужно было оседлать коня и проехать по горам.

Настоящими вехами не только в кинобиографии Катина-Ярцева, но и в отечественном кино стали его роли в фильмах «Агония» и «Прощание» – депутат Пуришкевич и старик Богодул. Юрий Катин-Ярцев много работал и на телевидении, был постоянным участником «Телетеатра», играл в экранизациях Гоголя, Сименона, Бальзака, Достоевского, Радзинского, Конан-Дойля, Пушкина, Михалкова.

Страстью Катина-Ярцева было художественное слово. Он поставил десятки чтецких композиций, моноспектаклей, работал с признанными мастерами этого жанра.

Ангельская душа

Михаил Ульянов вспоминал: «...Юра Катин-Ярцев – человек уникальный и светлый, почти обожествленный. В нем было что-то от ангелов: лысая голова, огромные детские глаза и влюбленные взгляды на всех, кто его окружает, с кем он работал, дружил. Он был уникальной личностью, потому что, не занимая ведущих ролей ни в кино, ни в театре, он был светлый какой-то, ангельской души...»

Юрий Васильевич ушел из жизни 18 марта 1994 года. Последние годы он уже не мог бывать в училище, и ребята приходили к нему домой. За два дня до смерти он тоже работал, занимался с двумя студентами художественным словом. Юрий Катин-Ярцев говорил: «Давайте будем очень требовательны к себе и снисходительны к окружающим, тогда жизнь будет значительно проще, легче».

Загрузка...
Загрузка...
  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! Последние новости Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам