ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Военная подготовка в школе – как начало взрослого пути?

Евгений ХОХРЯКОВ, литератор   
07 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

Я недавно писал о том, что принимается решение о внедрении в наших школах НВП (начальной военной подготовки). Как дополнение к урокам «Основы безопасности жизнеде́ятельности» (ОБЖ). И до и после публикации приходилось слышать почти одни и те же вопросы: зачем это нужно и что это даст детям? У них и так напряженный график учебы. А тут еще и с автоматом бегать? Как это скажется на дальнейшей жизни молодого человека?

НВП – как начало взрослого пути?

Наверное, кто-то из читателей уже читал или слышал глубокие вздохи родителей: «И зачем я мучился в школе, изучая физику, химию, геометрию?! Мне (токарю, пекарю, слесарю, водителю, врачу, журналисту, etc) эти знания ни разу в жизни не пригодились! Разве что пальцы в розетку не сую. И все! Только время зря потерял».

Такие рассуждения упорно вдалбливались всему обществу последние сорок лет – еще до распада СССР. И всегда со ссылкой на опыт западных стран: «вот там ученики выбирают предметы сами. А у нас сплошной диктат!»

Что из реформы образования вышло, мы все знаем. Говорить на эту тему надоело – мы уже создали мощное общество потребления, где главным является ego, а не страна, не государство. «Отличный» результат – по последним данным за полгода из России выехало более двухсот тысяч IT-специалистов. И это, замечу, не дворники, которые массово к нам заезжают. Это высокообразованные люди, креативные, костяк любой страны.

И вот наш паровоз начал сдавать назад. Заговорили про новые учебники, новые предметы. Появились классные часы «Разговор о важном». Ну, и вишенка на торте – НВП.

Интересно было узнать, как общество реагирует на это новшество. Мне повезло – я ознакомился с исследованием, которое проводил Фонд поддержки городских инициатив «Атмосфера».

Опрос проводился в Иркутске. Отвечали на вопросы поэты, журналисты, чиновники, пенсионеры, учителя, писатели. То есть многие из тех, кто занимается, даже незаметно для себя, воспитанием патриотизма.

Оказалось, что только чуть более 40 % респондентов слышали о такой инициативе и примерно 60 % из них голосует за возрождение этого курса. И это при том, что опрашивалась, считай, почти целевая аудитория.

Вывод прост: идею опять вбросили в массы, но при этом, похоже, утвердят нововведение без оглядки на эти самые массы.

Занимательно, но опрошенные специалисты, считая начальную военную подготовку одним из элементов патриотического воспитания, вовсе не считают ее как самую главную в этом направлении. Скорее, как что-то прикладное. Как уроки труда. Наверное, поэтому почти 50 % их отводят роль наставников не специалистам-военным, а… педагогам ОБЖ! Вот им радость-то! Еще и автомат сначала изучить самому надо будет. И противогаз. А также уметь наложить жгут …

Естественно, возникнет ропот. Потому что на фокус-группах этого исследования уже звучали вопросы недоуменно-истеричные:

«У дочери пять репетиторов. Пять! И с репетиторами она отнюдь не хвосты подтягивает, она готовится к сдаче экзаменов. Проходит ту программу, которая есть в экзаменах и не дается в школе. Иначе 100 баллов на ЕГЭ не получить. Вот теперь еще обязательно или зачет, или экзамен по милитаризации сдавать? Ей и так-то жить некогда. Потому что к нагрузке в школе добавляется нагрузка личная + спорт. А теперь еще и на пузе с ружОм ползать во внеурочное время, но обязательно. Ой, не знаю…»

Таких ответов в отчете достаточно. И пора бы властям активизироваться и разъяснять – где, когда и кто! Потому что данные показали, что родителей и специалистов интересует главное – кто будет преподавать НВП? Ведь, повторюсь, этот курс планируют вставить в курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Насколько это будет эффективно? Вернутся ли в школы военруки? Не секрет, что сейчас ОБЖ в школах чаще всего преподают учителя самых разных специальностей, от биологии до физкультуры. 46,2 % опрошенных иркутян считают, что военной подготовке должны обучать детей военные. 48 % иркутян высказались за то, чтобы преподавание вели педагоги: «офицеры не обладают специальными навыками и не умеют работать с детьми».

«Такая поляризация мнений не случайна и обусловлена беспокойством о том, не обернется ли полезная инициатива профанацией. Исследование методом фокус-групп выявило общее мнение, которое выражено респондентом, имеющим троих детей: «Многое зависит от методики преподавания курса. И вопросы кибербезопасности актуальны как никогда. И они гораздо полезнее умения собирать и разбирать автомат. Хотя научиться стрелять и оказывать первую помощь тоже полезно… Нет у меня однозначно позитивного мнения о качестве обучения в современной российской школе. Преподавание большинства предметов на полном нуле. Что уж говорить про всякие ОБЖ + НВП…»

Фифти-фифти. Истина где-то посередине.

И мы вернулись к началу статьи – «зачем мне физика, если я буду блогером»?

А тем временем в Иркутске открылся региональный учебно-методический центр патриотического воспитания молодежи «Авангард». Он работает при центре «Патриот». В нем будут проходить учебные сборы по основам военной службы для двух тысяч юношей – десятиклассников. Это занятия по строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовке, изучению общевоинских уставов, химической, радиационной и биологической защите.

Как интересно! Это та же начальная военная подготовка, только по личному желанию школьника и за дополнительные бюджетные деньги!

Вот как-то сразу вспомнился И. Крылов про рака, лебедя и щуку…

Что лично я думаю про НВП?

Я – за. Особенно если включат туда еще и воспитание любви к Родине. Никто не спорит – нужны и «Юнармия», и «Авангард», и «Патриот». Нужны героические примеры защиты Родины. Но нужна еще и любовь. И желательно в массовом порядке, а не только для избранных в патриотических организациях. Ведь никто пока не опубликовал анализ того, кем были те семьсот тысяч «беглецов», что смотались за рубеж во время мобилизации. В каких патриотических организациях они состояли. Мы должны быть уверены, что автомат, который научатся наши школьники собирать и разбирать, будет всегда направлен туда, куда стране нужно.

Но это тема уже другого разговора.

  • Расскажите об этом своим друзьям!