ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Святой Владимир в судьбе России

Изменить размер шрифта

kn vladimir

В череде исторических дат и событий новейшего времени особенное значение приобретает 1000-летие памяти святого равноапостольного князя Владимира (960–1015). С его именем связывают начало процесса, последствия которого не имеют ничего равного в национальной истории. Это обращение славянского населения Руси в христианство, самоопределение народа на основе христианской веры. Именно при Владимире мы окончательно стали русскими.

Когда приходят такие даты, необходимо соотнести масштаб события с современностью. Воздавая должное человеку, возглавившему процесс христианизации Руси, мы должны использовать этот повод для осмысления собственной истории, в том числе и церковной, русской государственности, процесса формирования национального характера, образа жизни, культуры. Эта дата одновременно и напоминание о защите духовных ценностей и традиций – нашего общего социального капитала, сохранение которого особенно важно в условиях мирового кризиса, глобальной нестабильности и новых исторических вызовов.

Тысяча с лишним лет отделяет нас от великой миссии святого князя. Его путь к предначертанной исторической роли был непростым. Вначале – язычник, поклоняющийся идолам, участник извечных княжеских между­усобиц. И ведь что интересно: до принятия христианства сплотить князей ему никак не удавалось. Но логика истории и высший промысел постепенно расставили всё по местам.

В церковном тропаре Владимиру есть такие слова: «...и обрёл еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко второго Павла». Сравнение святого равноапостольного князя с апостолом Павлом неслучайно. Как известно, Павел, будучи ещё Савлом, сам принимал участие в гонениях на христиан, пока Господь не явился ему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» В этот момент жизнь будущего апостола перевернулась. Нечто похожее наблюдаем и в жизни Владимира.

Считается, что одним из событий, которые привели к перевороту в сознании Владимира, стала казнь двух захваченных им в плен варягов-христиан. Они приняли смерть, не пожелав отказаться от веры (впоследствии на месте их казни он возведёт церковь). Владимиру стало ясно: единая вера, христианство – это путь к спасению, объединению людей.

Очевидна роль Владимира как государственника. Подобно византийскому императору Константину, он увидел в православии единственный путь к собиранию страны, разделяемой родоплеменной борьбой. Сказывались в ходе этого процесса торговые и культурные связи с Византией. Постепенно на Руси, вопреки воле языческих жрецов-волхвов, становилось всё больше христиан.

До сих пор существуют разные суждения насчёт известного летописного сюжета о «выборе веры» Владимиром. Кто-то высказывает желание понять: правильно ли поступил Владимир, верный ли выбор сделал? Но русские летописи, как и европейские хроники, – жанр отнюдь не строгий. Они переписывались при каждом новом князе в угоду его политике. Поэтому в летописях куда важнее и информативнее то, как именно они написаны.

«Выбор веры» не обязательно имел место, но дело не в достоверности фактов, а в том, что другой выбор был просто невозможен для человека, знавшего о Царьграде. В то время Византия со своим могуществом, дипломатией, торговлей, искусством, архитектурой, городскими садами и фонтанами выделялась на фоне своих соседей. Византийская культура значительно превосходила современную ей европейскую. Поэтому решение Владимира был понятным и очевидным для всех.

Но помимо обычных земных закономерностей истории есть и провиденциальные. В этом смысле князь Владимир стал тем избранником, который взял на себя миссию просветителя и проводника христианского вероучения. И русский народ будет вечно благодарен ему.

Как сказал патриарх Кирилл в своей речи на 1000-летие преставления князя, «избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств».

В преданиях многих народов есть особая легендарно-историческая фигура святого правителя, строителя справедливого царства. У англичан это король Артур, у французов – Людовик IX Святой, у нас – князь Владимир Красное Солнышко.

Одно из объяснений его ласкового прозвища связано с историей о личных качествах князя и его отношении к подданным. По легенде, однажды Владимир в честь спасения от печенегов решил устроить грандиозный пир. Но пир этот был необычным. На него пригласили всех людей из окрестных городов... кроме бояр и старейшин. Бедняки свободно проходили в палаты и брали себе вдоволь еды. А затем такие пиры стали устраивать каждый год. Таким образом светлейший князь хотел подчеркнуть, что все мы равны перед Господом, что нет для него знатных и незнатных, а все равны. Это краеугольный камень апостольского христианства, которое Владимир принёс на Русь. Кто-то поставит под сомнение эту легенду. Действительно, верна она или нет – мы никогда доподлинно не узнаем. Но очевидно, что реальный образ Владимира не мог так уж сильно расходиться с его легендарным портретом. Само существование этого сюжета уже говорит о том, кого люди видели во Владимире и как христианизированный им народ понимал добро и справедливость. Значит, всё, посеянное им, упало в добрую почву.

От начала христианского почитания в XII веке его имя стало занимать всё больше места и в мирской жизни. Владимир – герой народных преданий, былин, сказаний, его именем нарекались новорождённые, давались названия не только церковным, но и официальным учреждениям. 900-летие крещения Руси (1888) – одна из важных исторических вех – была отмечена началом строительства Князь-Владимирских соборов во многих российских городах.

К сожалению, наши знания о жизни князя до сих пор являются менее полными, чем могли бы быть. Это означает, что детальное изучение жизни и деяний князя Владимира может и должно стать одной из приоритетных тем для современных историков.

В 1980–1990-е годы ХХ века открылись новые возможности для социализации Русской православной церкви и восстановления того влияния, которым она обладала до 1917 года. Церковь оказалась тогда в эпицентре общественного внимания, начала быстрыми темпами развивать сферу благотворительности, создала мощное волонтёрское движение. Многим казалось, что именно РПЦ в состоянии соединить концы распавшейся русской традиции: ведь она – единственный национальный институт, уцелевший с дореволюционных времён и переживший советский период.

Но всё это не устраивало некоторую часть элиты России, точно так же, как раньше не устраивало коммунистическую номенклатуру. Мы были очевидцами того, как предпринимались отчаянные попытки поссорить церковь то с научным сообществом, то с государством, то с деятелями культуры и музейщиками. Новые идеологи ставили православных христиан перед выбором: или отказаться от защиты своих гражданских прав и интересов, или поставить под сомнение легитимность церкви. Российским православным пытались мешать строить храмы и совершать коллективные молебны. А вместо ленинского антицерковного декрета некий олигарх-политик предлагал регламентировать жизнь православной общественности специальным «Религиозным кодексом». К счастью, эта инициатива была отвергнута.

Затормозить формирование православной части российского гражданского общества не удалось и уже не удастся. Но нынешняя ситуация требует мужества от рядовых членов церкви и особой ответственности от духовенства, чей интеллектуальный, духовный уровень должен всегда возвышаться над стандартами общества потребления.

Православные люди обязаны помнить: авторитет церкви всегда будет держаться на том, что она может говорить народу правду там и тогда, где и когда этого не делают другие. А также выступать на стороне «униженных и оскорблённых». Это означает – быть совестью народа, быть достойными великих предшественников, святых, «в земле Российской просиявших», а также великих патриархов Гермогена, Тихона и Сергия. И конечно, достойными самого князя Владимира.

Тысячелетие жития святого Владимира – историческая веха, показывающая реальное значение этой фигуры. Принимая это во внимание, президент России Владимир Путин предложил создать около Севастополя историко-культурный центр христианства, поскольку именно там, неподалёку, на территории Корсуни-Херсона крестился князь Владимир. Нельзя не отметить и то, что Херсонес представляет собой важнейший сакральный центр России, точку, где особенно ощутима наша живая историческая связь с духовной родиной – Византией.

С течением веков смысл и значение исторической роли святого Владимира, память о нём, хранящаяся в культурном фонде человечества, находила своё воплощение в сооружении соборов, церквей, монастырей, памятников, благотворительных учреждений по всему миру – не только в России, но и в Лондоне, Хьюстоне, Брисбене, Торонто и ещё в трёх десятках историко-географических мест.

Наиболее известный памятник установлен по инициативе Николая Первого на Владимирской горке над Днепром в Киеве в 1853 году. А в 1862 году в Великом Новгороде состоялось открытие величественного монумента «1000-летие России». Одно из центральных мест в экспозиции – образ крестителя Руси.

При этом сам факт того, что в Москве, столице России, до сих пор не было памятника одному из основателей русского государства, выглядит вопиющим. Но сегодня дело сдвинулось с мёртвой точки. И хотя не обошлось без трудностей, к счастью, многолетняя мечта православных верующих близка к осуществлению.

Проблемы, как известно, возникли с местом установки. В итоге решено установить Владимира на Боровицкой площади, а не на Воробьёвых горах, – опасались, что там будет осыпаться склон. Вообще-то где именно будет установлен памятник, не имеет принципиального значения. Но как геолог могу сказать, что нет такого склона, который не могли бы укрепить русские инженеры, которые, кстати, в середине XIX века успешно укрепили катастрофически осыпающуюся Владимирскую горку в Киеве.

Великий князь Владимир – одно из тех духовных светил, что одаривает верующих теплом единения вокруг христианских ценностей. Вся Россия воздаёт ему должное за вклад в сплочение русских в единый народ, в единое государство. Поэтому благодарные потомки знаменуют тысячелетие жития и служения Святого Владимира возведением памятника в Москве.

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.