ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Поедем в Сандуны!» Из истории самых роскошных бань России

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

В Древнем Риме бани играли не только гигиеническую, но и социальную и даже политическую роль. До нас дошли, как минимум, термы Каракаллы. В России бани были все-таки больше местом помывки, хотя некоторые из них приобрели практически культовый статус.

Сандуны, Бирюковские и Круглые: кто построил самые знаменитые бани России

Сандуновские бани

Пожалуй, самый известный российский помывочный комплекс. Построен актерами придворного театра императрицы Екатерины II Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой на деньги, вырученные от подаренных императрицей на свадьбу бриллиантов. Пара переехала из Санкт-Петербурга в Москву, где и построила в 1808 году бани, старейшие в городе.

Бани в каком-то смысле следовали римской традиции, соединяя место гигиены, клуб и поликлинику. Сюда захаживала грибоедовская и пушкинская Москва, по выражению Гиляровского. Бывал и сам Александр Сергеевич, парился с вениками, после чего окунался в купель со льдом.

Сандуны стали первой баней со специальными мужским и женским отделениями, раньше все мылись вместе. Был общий зал и комфортабельные номера, а барышни могли посещать баню вместе с ручными собачками. Бани стали одной из причин размолвки и развода супругов — Уранову не устраивало, что половина инвестиций была ее, а все знали только про Сандунова.

В 1896 году новые хозяева модернизировали и перестроили Сандуны, поразив московскую публику. Архитектора пригласили аж из Вены. Электрическое освещение, американские фильтры для очистки воды и другие технологические решения сделали из Сандунов передовое предприятие того времени.

В СССР бани не утратили своего культового статуса, укрепленного в том числе съемкой в двух фильмах Сергея Эйзенштейна, а в конце восьмидесятых - «Красной жарой» с Арнольдом Шварцнеггером. Сегодня Сандуны продолжают действовать.

Хлудовские (Центральные) бани

Конкурировали за высокопоставленную публику с Сандунами. Названы по фамилии первого владельца — купца Герасима Хлудова, построившего их в 1889 году. Место было историческим, раньше здесь находились бани, где мылись сотрудники пушечно-литейного двора.

Хлудовские бани роскошью и технологиями не уступали Сандунам, хотя цены здесь начинались от 5 копеек и достигали 10 рублей за отдельный номер в три комнаты. Было отдельное детское отделение с игрушками и отдельной банщицей для каждого дитяти. После 1917 года бани стали именоваться «Центральными». В 1924-1925 годах здание бывшего доходного дома Хлудова занимал Московский коммунальный музей. В Центральных банях работала первая в стране механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны. Центральные бани закрылись в девяностые годы, в 1993-м был пожар, сейчас здесь ресторан.

С Хлудовскими банями связана детективная история. Перед Первой мировой войной для бань заказали три золотых тазика общим весом 10 кг и сорок серебряных. В войну они хранились в банке, после революции судьба неизвестна. В 1918 году чекисты провели обыск в банях, вскрывали пол, но ничего не нашли.

Селезневские бани

Вторые по возрасту после Сандунов, построены в 1851 году. Здесь была самая большая купель в Москве. Принадлежали купцу второй гильдии Крашенинникову. Состояли из двух корпусов: Дворянского и Простонародного. У бань нет фундамента, они стоят на дубовых сваях. Славились «селезневским паром», который сохранился до сих пор и находится в фаворе у ценителей.

Краснопресненские (Бирюковские) бани

В их оформлении использовано панно «Лебеди» Михаила Врубеля. Бирюков носил звание «банного короля» и имел с бань на Пресне 25 тыс. рублей в год. Бани обслуживали дворян и простонародье в разных отделениях. Во время боев 1905 года здесь располагался госпиталь повстанцев.

В настоящее время бани расположены на другом месте, ближе к метро вследствие прошедшей реконструкции в советское время. «Новые» Краснопресненские бани построены по индивидуальному проекту, что было редкостью в СССР. Бани получили Госпремию Госстроя. Аналогичный проект использован в поселке Тында. В девяностые Краснопресненские бани стали местом расстрела нескольких преступных авторитетов.

«Круглые бани» Санкт-Петербурга

Известны как «баня-шайба», расположены в историческом районе северной столицы. По данным краеведов, на этом месте с 1882 года работали одноэтажные бани.

История «круглых бань» началась в 1927—1930 годах, став примером супрематизма в архитектуре. Бани оснащены открытым бассейном в центре, функционирующим в любое время года. «Баня-шайба» работала во время Ленинградской блокады, с перерывом с осени 1941 по апрель 1942 года. В настоящее время реконструированное здание принимает посетителей.

...И еще интересное из старинного быта - на нашем портале:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.