В Древнем Риме бани играли не только гигиеническую, но и социальную и даже политическую роль. До нас дошли, как минимум, термы Каракаллы. В России бани были все-таки больше местом помывки, хотя некоторые из них приобрели практически культовый статус.
Сандуновские бани
Пожалуй, самый известный российский помывочный комплекс. Построен актерами придворного театра императрицы Екатерины II Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой на деньги, вырученные от подаренных императрицей на свадьбу бриллиантов. Пара переехала из Санкт-Петербурга в Москву, где и построила в 1808 году бани, старейшие в городе.
Бани в каком-то смысле следовали римской традиции, соединяя место гигиены, клуб и поликлинику. Сюда захаживала грибоедовская и пушкинская Москва, по выражению Гиляровского. Бывал и сам Александр Сергеевич, парился с вениками, после чего окунался в купель со льдом.
Сандуны стали первой баней со специальными мужским и женским отделениями, раньше все мылись вместе. Был общий зал и комфортабельные номера, а барышни могли посещать баню вместе с ручными собачками. Бани стали одной из причин размолвки и развода супругов — Уранову не устраивало, что половина инвестиций была ее, а все знали только про Сандунова.
В 1896 году новые хозяева модернизировали и перестроили Сандуны, поразив московскую публику. Архитектора пригласили аж из Вены. Электрическое освещение, американские фильтры для очистки воды и другие технологические решения сделали из Сандунов передовое предприятие того времени.
В СССР бани не утратили своего культового статуса, укрепленного в том числе съемкой в двух фильмах Сергея Эйзенштейна, а в конце восьмидесятых - «Красной жарой» с Арнольдом Шварцнеггером. Сегодня Сандуны продолжают действовать.
Хлудовские (Центральные) бани
Конкурировали за высокопоставленную публику с Сандунами. Названы по фамилии первого владельца — купца Герасима Хлудова, построившего их в 1889 году. Место было историческим, раньше здесь находились бани, где мылись сотрудники пушечно-литейного двора.
Хлудовские бани роскошью и технологиями не уступали Сандунам, хотя цены здесь начинались от 5 копеек и достигали 10 рублей за отдельный номер в три комнаты. Было отдельное детское отделение с игрушками и отдельной банщицей для каждого дитяти. После 1917 года бани стали именоваться «Центральными». В 1924-1925 годах здание бывшего доходного дома Хлудова занимал Московский коммунальный музей. В Центральных банях работала первая в стране механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны. Центральные бани закрылись в девяностые годы, в 1993-м был пожар, сейчас здесь ресторан.
С Хлудовскими банями связана детективная история. Перед Первой мировой войной для бань заказали три золотых тазика общим весом 10 кг и сорок серебряных. В войну они хранились в банке, после революции судьба неизвестна. В 1918 году чекисты провели обыск в банях, вскрывали пол, но ничего не нашли.
Селезневские бани
Вторые по возрасту после Сандунов, построены в 1851 году. Здесь была самая большая купель в Москве. Принадлежали купцу второй гильдии Крашенинникову. Состояли из двух корпусов: Дворянского и Простонародного. У бань нет фундамента, они стоят на дубовых сваях. Славились «селезневским паром», который сохранился до сих пор и находится в фаворе у ценителей.
Краснопресненские (Бирюковские) бани
В их оформлении использовано панно «Лебеди» Михаила Врубеля. Бирюков носил звание «банного короля» и имел с бань на Пресне 25 тыс. рублей в год. Бани обслуживали дворян и простонародье в разных отделениях. Во время боев 1905 года здесь располагался госпиталь повстанцев.
В настоящее время бани расположены на другом месте, ближе к метро вследствие прошедшей реконструкции в советское время. «Новые» Краснопресненские бани построены по индивидуальному проекту, что было редкостью в СССР. Бани получили Госпремию Госстроя. Аналогичный проект использован в поселке Тында. В девяностые Краснопресненские бани стали местом расстрела нескольких преступных авторитетов.
«Круглые бани» Санкт-Петербурга
Известны как «баня-шайба», расположены в историческом районе северной столицы. По данным краеведов, на этом месте с 1882 года работали одноэтажные бани.
История «круглых бань» началась в 1927—1930 годах, став примером супрематизма в архитектуре. Бани оснащены открытым бассейном в центре, функционирующим в любое время года. «Баня-шайба» работала во время Ленинградской блокады, с перерывом с осени 1941 по апрель 1942 года. В настоящее время реконструированное здание принимает посетителей.
...И еще интересное из старинного быта - на нашем портале:
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.