ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Советская самодеятельность — отрада души и кузница талантов

Вологодцев Роман, sobesednik.ru   
25 Января 2020 г.
Изменить размер шрифта

Помните короткий диалог в такси из фильма «Бриллиантовая рука»? «Вы в самодеятельности участвуете? – Участвую. (Зачем я сказал, что участвую, ведь я же не участвую)».

Советская самодятельность — отрада души и кузница талантов

В советские годы в художественной самодеятельности участвовали почти все сознательные граждане. Кстати, диалог из «Бриллиантовой руки» появился не на пустом месте. Режиссер фильма и один из авторов сценария Леонид Иович Гайдай при помощи этой фразы вернулся в собственное прошлое. В школьные годы, пришедшиеся на предвоенные 30-е, он активно участвовал в художественной самодеятельности: бренчал на балалайке, лихо декламировал Зощенко и Маяковского, колесил по окрестностям взрастившего его Иркутска с десантом от местного клуба железнодорожников.

Рожденная революцией

Как таковой культурный феномен художественной самодеятельности зародился в нашей стране после Октябрьской революции. Широкие массы были вовлечены в самодеятельные театрализованные кружки. Их репертуар носил агитационный характер. На этой волне в середине 20-х годов зародилось движение ТРАМов – Театров рабочей молодежи. Они были также самодеятельными и полупрофессиональными, давали бой лодырям, пьяницам, бюрократам. Не участвовать в такой самодеятельности было в те суровые годы по крайней мере неблагоразумно, а по большому счету идеологически неверно.

Война прервала развитие этой формы народного творчества, и возродилось оно уже в 50-е и 60-е в совершенно другом образе. При клубах, домах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, научных институтах, воинских частях, колхозах, совхозах стали создаваться самодеятельные организации различной направленности – театральные студии, танцевальные коллективы, хоры и прочие образчики народного творчества. Для каждого советского человека участие в художественной самодеятельности было не только отдушиной в череде серых будней, но и весомым элементом в анкетной графе. Если человек в свободное от работы время поет «Дубинушку» или пляшет гопака, значит, он политически верно подкован и наверняка не слушает по вечерам «Голос Америки». Соответственно, он находится на хорошем счету у руководства, а потому может рассчитывать на премию к празднику или на турпутевку в соц- и даже капстрану.

Вот и пели и плясали кто как мог.

Днем – крановщица, вечером – танцовщица

Очень хорошо помню эти отчетные концерты к Дню машиностроителя в заводском клубе. Зал забит до отказа. Накурено. У зрителей в руках не ведерки с попкорном, а кулечки с семечками, купленными у проходной. На сцену выплывают десятка полтора крепко сбитых женщин в расшитых кружевами лиловых сарафанах и пара-тройка затесавшихся среди них малорослых мужичков в рубахах не по размеру. Баянист растягивал меха, и зал утопал в звуках шлягеров про «уголок России – отчий дом», про то, как «издалека долго течет река Волга» и как «по Дону гуляет казак молодой» и тому подобное. (Заметьте: потом эти же песни распевали на несколько голосов во время застолий, а сейчас песне за столом не место, изжила себя традиция.)

Зрители хлопали во все ладоши и, гордясь знакомством с выступающими, друг друга толкали локтем: «Вторая слева – Нинель из третьего сборочного, а рядом Людка Сергеева – крановщица». Самодеятельным артистам устраивали овацию, по-простецки радуясь тому, что знакомый человек раскрылся с неожиданной стороны как творческая личность. И кто бы мог такое о нем подумать?! Эту тему затронул и Владимир Высоцкий в песне «Диалог в цирке»:

«Ой, Вань, умру от акробатиков,
Гляди, как вертится, нахал!
Завцеха наш – товарищ Сатиков
Недавно в клубе так скакал».

Трудно предположить, что товарищ Сатиков и ему подобные стремились к славе, как нынешние участники различных шоу талантов. Скорее их участие в самодеятельных коллективах, а также выступления с одиночными номерами служили формой самовыражения.

«О! Артист лезет»

Тем не менее именно через самодеятельность проторили себе путь на большую сцену многие известные актеры. Например, Михаил Глузский учился в вечерней школе рабочей молодежи и пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга. Участие в художественной самодеятельности, как вспоминал он, сформировало у него горячее желание стать актером.

Николай Крючков обучался в училище профессии гравера-накатчика, а по вечерам занимался в драмкружке – пел, плясал, играл на гармони, бил чечетку.

В семье актера Дмитрия Назарова есть легенда. При рождении он очень сильно кричал, и пожилая опытная акушерка сказала: «О! Артист лезет». Так и получилось: как он признавался, его тянуло к художественной самодеятельности в пионерлагере, в школе, везде и всегда.

Евгений Миронов рассказывал, что его родители были увлечены кино и театром. Всей семьей Мироновы участвовали в конкурсах художественной самодеятельности в небольшом городке Татищево Саратовской области. «С самого начала другой мысли о профессии у меня не было, – признается Евгений. – Видимо, рассказы моих родителей, которые участвовали в самодеятельности, повлияли настолько, что я заболел актерством».

Занятие самодеятельностью дарило простым советским людям не только радость творчества, но и порой оберегало от больших неприятностей. Упомянутая выше графа в характеристике, указывающая на занятие художественной самодеятельностью, имела вес при самых разных обстоятельствах. Например, актер Петр Вельяминов свои юношеские годы провел в лагере заключенным. Его осудили за участие в антисоветской организации, которой не было и в помине. В лагере Вельяминов активно участвовал в художественной самодеятельности, играл джаз, гастролировал по лагерям Краснотурьинского района. Руководство колонии оценило старания молодого актера. Ему скостили срок аж на 163 дня.

В наше время художественная самодеятельность не сулит таких преференций, какие существовали в советское время. Тем не менее продолжают жить и существовать народные театры, хоровые коллективы и прочие творческие объединения любителей, которые на неожиданный вопрос: «Вы в самодеятельности участвуете?» – могут без зазрения совести ответить: «Участвую!»

  • Воспоминания людей о таких вот милых и поучительных штришках былой жизни - это тоже наша история! Мы часто пишем о подобном, пусть внуки помнят!

По инф. sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…