ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Наполеонов, Парусов, Фрегатов, Пелемётов: на выбор фамилий для сирот разное влияло

Юлия Попова, cyrillitsa.ru   
22 Марта 2020 г.
Изменить размер шрифта

Потомков беспризорников и сирот на самом деле не так уж сложно вычислить. Дело в том что фамилии этих людей чаще всего имеют искусственное происхождение, так как их попросту придумывали либо работники приютов, либо сами сироты. Понятно, что и тем, и другим хотелось, чтобы фамилия звучала красиво.

Наполеонов, Парусов, Фрегатов, Пелемётов: на выбор фамилий для сирот разное влияло

Фантазия работников приютов

Как правило, авторами фамилий беспризорников и сирот, поступавших в приюты царской, а впоследствии и Советской России, становились сотрудники тех самых приютов. Нередко подобные фамилии прямо указывали на то, что происхождение ребенка неизвестно. Владимир Ручкин в своей книге «Фамилия Ручкин. История фамилии» пишет, что после Великой Отечественной войны многим сиротам давали фамилию Неизвестный. А Юрий Федосюк, автор этимологического словаря «Русские фамилии», утверждает, что в Российской империи некоторые сироты, принятые в духовные семинарии, получали фамилию Орфанов. Дело в том что «орфанос» переводится с греческого как сирота.

Бывало, что работники учреждений награждали детей своими фамилиями или фамилиями тех, кто их нашел. Один из подобных случаев отражен в сборнике «Ленинградцы в дни блокады» Эсфирь Корольчук и Анны Волковой. Девочку, поступившую в «Дом малютки» во время блокады Ленинграда, записали как Щекину, потому что аналогичную фамилию носила женщина, которая нашла и принесла ребенка в приют. Впоследствии в «Доме малютки» зарегистрировали еще несколько Щекиных. Впрочем, сотрудники данных учреждений нередко проявляли фантазию и давали своим подопечным фамилии, которые казались им красивыми. Так появились искусственные фамилии типа Пулеметов, Цветков или Светляков.

Фантазии самих беспризорников и сирот

Сироты и беспризорники, находившиеся уже в сознательном возрасте, выбирали себе фамилии сами. Многие из них так же, как и сотрудники медицинских, воспитательных и учебных учреждений, тяготели к прекрасному. Если верить Марии Аксеновой, автору книги «Знаем ли мы русский язык?», те, кто не имел понятия о своих корнях или же по тем или иным причинам предпочел о них забыть, брали звучные фамилии вроде: Астров, Розов, Туберозов, Пальмов, а также Самоцветов, Бриллиантов, Кипарисов, Золотов. В этой связи фамилию Королев часто относят к «сиротским». Но на самом деле она берет начало от древнерусского имени Король.

Как бы то ни было, после Революции 1917 года Бриллиантовы и Золотовы отошли на второй план. Как говорят Александра Суперанская,  Анна Суслова, авторы «Современных русских фамилий», тогда стали популярны такие фамилии, как: Первомайский, Краснофлотский, Октябрьский, Рабочев, Фабричный, Индустриев и т.д. Впрочем, считать упомянутые фамилии исключительно «сиротскими» не следует. По словам Суперанской и Сусловой, некоторые представители крестьян получили паспорта только после революции, в связи с чем многие из них изменяли свои некрасивые фамилии (Навозов, Сопляков, Голодранцев) на более благозвучные. Они тоже охотно присваивали модные «революционные» фамилии.

Согласно обстоятельствам

Между тем далеко не всегда сотрудники приютов или сами сироты руководствовались собственной фантазией или модными тенденциями: нередко фамилии становились своеобразным отражением обстоятельств, при которых были обнаружены беспризорные дети. Так, по утверждению Сергея Теплякова, автора книги «Век Наполеона», дети, подобранные на улицах Москвы во время Отечественной войны 1812 года, получали следующие фамилии: Наполеоновы, Милиевы (от французского коменданта графа де Миллие), Тревизские (от французского генерал-губернатора герцога Тревизского). Поэтому Тепляков предполагает, что современные носители этих фамилий вполне могут являться потомками московских беспризорников тех лет.

Порой фамилии образовывались в соответствии с местом, где был найден беспризорный ребенок. Например, Б. Б. Вагнер в своей книге «Карта рассказывает: Природа и история, имена и судьбы в географических названиях Подмосковья» со ссылкой на известного лингвиста и филолога Бориса Унбегауна пишет о том, что найденным или спасенным в море малышам давали «морские» фамилии вроде: Фрегатов, Кораблев, Лодкин, Парусов, Якорев и т.д. В качестве доказательства этой версии Вагнер приводит рассказ Константина Станюковича «Максимка». В данном произведении найденыша наградили фамилией в честь названия нашедшего его судна «Забияка»: так Максимка стал Забиякиным.

Фамилии – настоящая живая история, они могут дать немало информации, что послужило основанием для их происхождения. Теперь мы имеем представление о том, как давали фамилии сиротам. А вы в курсе истории своей фамилии?

Еще интересное о прошлом можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.