ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Мифы Поволжья: каким богам молились чуваши?

По инф. polit.ru   
22 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Кто является людям в образе разрушительного смерча? Что делать во время разгула нечистой силы? Об этом можно узнать из книги историка Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья». Ниже предлагаем прочитать фрагмент из главы, посвященной мифам и преданиям чувашского народа.

Когда чуваши молились всеобъемлющему божеству Султи Туре?

Чувашские боги

Чувашский пантеон очень обширен. Разные исследователи насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен богов и духов.

Во главе пантеона, как упоминалось, стоит верховное божество Султи Тура. Изначально он представлял собой персонификацию ясного голубого неба, но со временем приобрел антропоморфные черты.

Султи Тура — всеобъемлющее божество, он главенствует надо всеми остальными богами, своими помощниками. Султи Тура обитает на небе в великолепном дворце в окружении многочисленных животных и птиц. Время от времени он спускается на землю в образе седого старца в белой одежде, опирающегося на посох. Он странствует среди полей по межам, поэтому межу чуваши называют божьей дорогой. Чтобы не помешать Султи Туре в его странствованиях, на меже запрещалось спать, оставлять мусор и т. д. Чуваши верили, что любой старик-нищий может оказаться Султи Турой, поэтому таких нищих всегда радушно принимали, угощали и наделяли щедрой милостыней.

У Султи Туры (как почти у всех богов чувашского пантеона) есть отец и мать, жена и дети, но их роль пассивна, и о них практически ничего не известно.

Султи Тура наделяет душой новорожденных и определяет их дальнейшую судьбу. По народному поверью, каждый человек имеет на теле особые знаки судьбы, нанесенные Султи Турой:невидимые знаки — зарубки на лобной кости черепа, а видимые — родимые пятна. Если они расположены выше пояса — это счастливый знак, ниже — несчастливый.

Чуваши обращались к Султи Туре во всех случаях жизни: перед началом какой-либо работы у него просили сил для ее выполнения, а по окончании — благодарили. Султи Туре молились перед едой и после нее, ложась спать и просыпаясь.

Во время общественных молений ему приносили в жертву коня или барана, предпочтительно белой масти, гуся, утку, кашу, пиво, мед и ржаной хлеб. У него просили здоровья, долголетия, много детей, достатка в доме, приплода скотине, защиты от злых духов и т. д.

Клятва именем Султи Туры считалась нерушимой; его призывали в свидетели, когда нужно было решить какой-нибудь спорный вопрос.

Иногда Султи Тура выступает как небесный судья, к которому отправляются души умерших. На четвертый день после смерти человека Султи Тура, стоя на мосту, перекинутом из мира живых в мир мертвых, взвешивает его душу на весах, и если человек прожил хорошую, честную жизнь, то его душа отправляется на небо, а если нет — проваливается в преисподнюю.

Чуваши верят, что сила Султи Туры настолько велика, что после гибели мира он создаст новую Вселенную.

Жена Султи Туры, Кепе, — посредница между Великим богом и людьми. Она передает ему на небо людские просьбы, поэтому молитвы Султи Туре обычно заканчивались словами: «Пусть от нас дойдет до Кепе, а от Кепе — до Великого бога».

Ближайшему помощнику Султи Туры, богу Пюлехсе, молились о защите от стихийных бедствий, от злых духов, просили благополучия в семье и здоровья детям. Через него Султи Тура распределяет судьбы людей, поэтому Пюлехсе часто называют богом человеческой судьбы. Пюлехсе также осуществляет и все остальные распоряжения Султи Туры, причем его роль в этом весьма значительна. По наблюдению одного из основоположников чувашской письменности и литературы А. В. Рекеева, чуваши были убеждены, что «хотя бог и назначит какое-нибудь добро, но если Пюлехсе не присудит, то того добра не видать».

В качестве подтверждения Рекеев приводит случай, о котором ему рассказали очевидцы:

В одном чувашском доме хозяйка сварила кисель, всё семейство и зашедший в гости сосед уселись за стол. Хозяин провозгласил: «Бог дал нам киселя, поедим!» Но сосед возразил: «Бог, конечно, дал, но, если Пюлехсе не присудил, кисель этот тебе в рот не попадет». «Как не попадет? — удивился хозяин. — Кисель уже на столе». И взялся за ложку. Но тут с улицы закричали, что лошадь хозяина угодила в реку. Тот бросил ложку и побежал спасать животное. К тому времени, когда он вернулся, домашние уже съели весь кисель, так что ему не удалось даже попробовать. «Вот какое значение имеет у чуваш Пюлехсе», — заканчивает свой рассказ этнограф.

Одним из самых почитаемых богов у чувашей был Пихамбар, также помощник Султи Туры. Он раздает новорожденным душевные качества: разум, добрый нрав, трудолюбие и т. д.

Пихамбар — божество, связанное с животными, его называют Волчьим владыкой, он никогда не появляется в одиночку, а только в сопровождении двух десятков волков. Волки — собаки Пихамбара. Встретив волка, нужно сказать: «Пихамбар, придержи свою собаку». И волк не тронет. Иногда Пихамбар и сам принимает облик белого или сивого волка.

Волчий владыка одновременно защитник и покровитель домашних животных, ему молились о приплоде и здоровье скота.

Когда чуваши молились всеобъемлющему божеству Султи Туре?

  • Шипунов В. А. Изображение с герба Асхвинского сельского поселения с волком-покровителем и пшеничными колосьями

Считалось, что Пихамбару открыто будущее, поэтому он сообщает жрецам пророческие видéния.

Вероятно, изначально Пихамбар был связан со стихией огня. На память об этом сохранился обычай призывать его при варке пива, разжигая огонь под котлом.

Султи Тура, Пюлехсе и Пихамбар — герои известной мифологической сказки «Как крестьянский сын вместо Солнца по небу ходил» (см. Приложение), но в сказке образы богов представлены в сниженном виде.

Персонифицированное Солнце, Хевел, в чувашской мифологии может иметь разные обличья: оно предстает в образе прекрасного юноши или зрелого мужчины, в образе красавицы с золотыми волосами или старика, разводящего огонь, рыжего быка, огненной птицы или просто пламени.

У Хевела большая семья — мать и отец, дети, братья, сестры.

Утром Солнце поднимается на небо по Мировому древу. В одном из вариантов мифа рассказывается, что в этом ему обычно помогают уважаемые старики. Но однажды дети увидели, как их деды тащат Солнце на небо, и стали смеяться. Поэтому у чувашей появился обычай — не будить детей до восхода Солнца.

Свой путь по небу Солнце до полудня совершает на быке, после полудня — на коне, поэтому с утра время тянется медленно, а после полудня не успеешь оглянуться, как уже наступает вечер. Когда Солнце возвращается домой, мать топит для него баню, Солнце ужинает молочным супом и ложится спать.

Чувашам, как и ряду других народов, известен миф о том, что в изначальные времена на небе было не одно, а три Солнца, от которых шел такой нестерпимый зной, что все живое на земле задыхалось от жары. И только когда герой-охотник подстрелил лишние Солнца из лука, оставшееся стало дарить людям благодатное тепло.

В другом варианте этого мифа Султи Тура создает два Солнца: одно для себя, другое — для своего брата Шуйтана. Но Шуйтан небрежно обращался со своим Солнцем, отчего на земле начались страшные пожары. Тогда Султи Тура сделал второе Солнце холодным — и оно превратилось в Луну.

В молитвах чуваши обычно упоминают Солнце и Луну вместе. Божество Луны, Уйах, — доброе божество. В мифологической сказке рассказывается, как Луна забрала к себе бедную девушку, чтобы избавить ее от преследований злой мачехи. В пятнах на луне чуваши, как и многие другие народы, видят силуэт девушки с коромыслом.

Чувашам известен широко распространенный в мировой мифологии сюжет о похищении Солнца и Луны Змеем и освобождении светил героями-змееборцами.

Этот мифологический сюжет относится к числу древнейших и отображает такие основополагающие явления, как смена дня и ночи, борьба между светом и тьмой, добром и злом:

Однажды повелитель всех драконов, двенадцатиглавый Асьтаха, проглотил Солнце и Луну. Наступила на земле тьма, и в этой тьме драконы начали пожирать людей. Спаслись от драконов только трое маленьких мальчиков и трое жеребят. Один мальчик на белом жеребенке ускакал далеко в степь, и там усыновила его сама Сьер — мать-земля; второй мальчик с черным жеребенком укрылся в лесу, и его названым отцом стал могучий дуб — Юман; третий мальчик и саврасый жеребенок спрятались в горах, вырастила мальчика каменная гора — Ту. Прошло время, стали мальчики богатырями, а жеребята — богатырскими конями.

Надоело сыну Земли Сьер-батыру жить во тьме, и задумал он победить двенадцатиглавого Асьтаху, освободить Солнце и Луну. Мать-земля подарила ему острую саблю, оседлал он своего белого коня и пустился в путь. Едет Сьер-батыр через лес. А навстречу ему на вороном конесын могучего дуба — Юман-батыр с боевой дубиной в руках. Побратались богатыри, поехали дальше вместе. В горах повстречали сына горы — Ту-батыра на саврасомконе с каменной палицей в руках. Стало названых братьев трое, поехали они дальше втроем.

Подъехали батыры к реке. Перекинут через реку медныймост, а за мостом стоит пустой медный дом. Вошли батыры в дом, стали устраиваться на ночлег. Говорит Ту-батыр: «Вы спите, а я снаружи покараулю».

В полночь заржал белый конь, застучал копытами в медную стену. Проснулся Сьер-батыр, вышел из дома, видит: спит Ту-батыр крепким сном, а в реке поднялась вода и плывет по волнам трехглавый дракон, блестят на его головах три медные звезды. Дохнул дракон на сына Земли огнем, ударил его чешуйчатым хвостом, но устоял богатырь, взмахнул своей острой саблей, отсек все три драконьи головы. Снял с голов медные звезды, спрятал в суму на поясе, потом оттащил драконьи головы и тушу в сторону и завалил камнями, а сам вернулся в дом и лег спать.

Утром разбудил Ту-батыр названых братьев. Спрашивает его Сьер-батыр: «Все ли было ночью спокойно?» Отвечает Ту-батыр: «Все спокойно». Поехали батыры дальше.

Увидали вдалеке деревню. Говорит Сьер-батыр: «Вы здесь подождите, а я разведаю, кто в этой деревне живет». Подошел он к первому дому, заглянул в окно, а там на медной скамье сидит женщина со змеиным хвостом, качает младенца в люльке и негромко поет: «Спи, сынок! Едут сюда три батыра, они погубили твоего отца. Выйду я им навстречу, обернусь кустом малины, кто съест ягодку — тот сразу умрет. А если кто об этом проведает и их предупредит — обернется он камнем».

Вернулся Сьер-батыр к названым братьям, ничего им не сказал. Тронулись они дальше в путь. Видят — растет у дороги куст малины. Набросились Юман-батыр и Ту-батыр на спелые ягоды, но Сьер-батыр их опередил: под корень срубил куст своей саблей. Исчез куст малины, как будто его и не было, потекла по земле черная кровь.

Подъехали батыры к другой реке, переправились на другой берег по серебряному мосту, заночевали в серебряном доме. В эту ночь вызвался караулить Юман-батыр, но, как и Ту-батыр, заснул крепким сном. В полночь приплыл по реке шестиглавый дракон с шестью серебряными звездами на головах. Белый конь разбудил Сьер-батыра, и тот убил шестиглавого дракона, снял с его голов серебряные звезды, спрятал в суму.

Жена шестиглавого дракона обернулась родником с ядовитой водой. Хотели Юман-батыр и Ту-батыр напиться из родника, но Сьер-батыр вонзил в его дно свою саблю, потекла вместо воды черная кровь.

На третью ночь заночевали батыры в золотом доме. На этот раз встал на караул Сьер-батыр. В полночь приплыл по реке девятиглавый дракон с девятью золотыми звездами на головах. Отрубил Сьер-батыр ему все девять голов, снял золотые звезды. Издыхая, последняя драконья голова сказала: «Ты ищешь нашего царя Асьтаху. Он сам прилетит к тебе, если вынешь ты из своей сумы звезды, которые снял с моей головы и голов моих братьев. Асьтаха убьет тебя, и мы будем отомщены».

Жена третьего змея превратилась в пуховую перину. Хотели Юман-батыр и Ту-батыр отдохнуть на мягкой постели, но Сьер-батыр рассек перину саблей.

Тут рассердились Юмат-батыр и Ту-батыр. Сказали они своему названому брату: «Мы были голодны, ты не дал нам поесть спелых ягод. Нас томила жажда, ты не дал нам напиться из родника. Мы падаем от усталости, а ты не дал нам выспаться на мягкой перине. Ты не брат нам, а враг». Воскликнул Сьер-батыр: «Зато я убил трех змеев и спас ваши жизни!» И в доказательство вытряхнул из сумы медные, серебряные и золотые звезды.

Тут же поднялся вихрь, и ринулся с неба на землю крылатый змеиный царь Асьтаха. Свернулся вокруг батыров огромным кольцом, разинул пасть величиной с ворота. Забыли батыры свою ссору, встали плечом к плечу. Бьет Сьер-батыр змея саблей, Юман-батыр — дубиной, Ту-батыр — каменной палицей, но отскакивают удары от змеиной чешуи. Так прошел день, и другой, и третий. Утомились батыры, изнемогают от голода и усталости их кони. Говорит Сьер-батыр: «Мы можем терпеть голод, а наши кони — нет. Надо перепрыгнуть через змеиное кольцо, пусть кони попасутся в степи, наберутся сил, тогда вернемся и одолеем проклятого Асьтаху». Хлестнул Ту-батыр своего саврасого коня — прыгнул конь, да не допрыгнул, угодил прямо змею в пасть. Хлестнул Юман-батыр своего вороного коня и тоже попал змею в пасть. Говорит Сьер-батыру его белый конь: «Не бей меня плетью, ударь саблей!» Послушался коня Сьер-батыр. Брызнула кровь белого коня змею в глаза и ослепила его. Забился змей в судорогах. Тут рассек его Сьер-батыр своей саблей. Вышли из змеиного чрева Ту-батыр и Юман-батыр, за ними — все люди, которых когда-то проглотил змей, а затем — Солнце и Луна. Поднялись Солнце и Луна на небо — и стало на земле светло...

К числу верховных чувашских богов относится и бог-громовник Аслати, его имя переводится как «старший отец, дед». Аслати часто отождествляется с Султи Турой. Он представлялся в образе седобородого старца, который сидит на облаках и вращает ручную мельницу. Звук ее вращения слышится на земле как раскаты грома. Громы и молнии, посылаемые Аслати, обладают очищающей силой, прогоняют злых духов и болезни. По народному поверью, чтобы обеспечить себе здоровье на весь год, нужно, услышав первый весенний гром, снять с себя пояс и быстро произнести: «Уходи, уходи, болезнь!»

Нечистая сила боится Аслати и прячется во время грозы. Но однажды Шуйтан стал дразнить Аслати, показывая небесам свой голый зад. Сколько ни метал Аслати громы и молнии — все промахивался. А тут мимо шел охотник с ружьем. Вскинул он свое ружье, выстрелил в Шуйтана. Завизжал злой дух и провалился под землю. А Аслати спустился с неба, поблагодарил охотника и признал, что тот оказался сильнее, чем он сам.

Божество огня Вуд представлялось как персонифицированная стихия. К огню относились с большим уважением, когда он горел, запрещалось произносить бранные слова, бросать в него мусор и т. д. Огонь домашнего очага старались поддерживать неугасимым, поскольку считалось, что если огонь случайно погаснет, то в семье произойдет несчастье. Однако огонь, как и все живое, со временем стареет, и такой состарившийся огонь притягивает к себе массовые бедствия: пожары, эпидемии и другие.

Поэтому раз в три года на третий день летнего праздника Учук, когда совершалось общественное моление Султи Туре, старый огонь торжественно гасили и возжигали новый, добывавшийся древним способом трения.

Особое моление в честь домашнего огня совершалось зимой. Вся семья преклоняла колени перед топящейся печью, огню приносили жертву — возле устья печи ставили глиняную миску со специально сваренным киселем или кашей, клали хлеб и вареного гуся или утку.

Обожествленная стихия воды Шыв представлялась в женском обличье. В случае засухи чуваши совершали особый обряд Шыв туйе — Свадьба воды. Кого-нибудь из неженатых парней назначали женихом, и он отправлялся за невестой-водой в чужое село. Там из реки или озера набирали воду и инсценировали свадебный обряд. Затем молодожены возвращались в село жениха, воду выливали в какой-нибудь из своих водоемов. Считалось, что она никуда не уйдет от мужа и засуха прекратится.

К обожествленной земле, Сьер, чуваши, подобно всем земледельческим народам, относились как к живому существу. Весной, в начале земледельческого цикла, они справляли священный праздник Акатуй — бракосочетание земли и плуга. После завершения посева яровых отмечался праздник Синсе, продолжавшийся от пяти дней до четырех недель, во время которого запрещалось как бы то ни было тревожить «беременную» землю — копать ямы, вбивать колья и т. д.

Еще одна обожествленная стихия — ветер Сил — обитает со всем своим семейством на седьмом слое неба, который так и называют — «слой ветров». Согласно народному поверью, братья-ветры сидят в большой бочке, которую сторожит их старуха-мать. Время от времени они выбивают затычку, вырываются на волю и отправляются гулять по земле. Если матери удается быстро загнать их обратно и заткнуть бочку, ветер прекращается, но, поскольку она стара и плохо видит, часто ей приходится подолгу искать затычку, и тогда на земле поднимаются бури и ураганы.

Как и другие народы, чуваши почитают различных «духов-хозяев».

Арсури — духи-хозяева леса, как правило, враждебны человеку. Они имеют устрашающую внешность: черное лицо, три руки, три ноги и четыре глаза. Арсури пугают людей своим хохотом, могут завести в лес и защекотать. Однако спастись от них можно. Профессор Н. И. Ашмарин в «Словаре чувашского языка» утверждает, что арсури очень боятся рек, ключей и вообще воды.

Приближаясь к человеку, арсури спрашивал, идет тот против течения или по течению. На что догадливые чуваши отвечали, что по течению, чем и спасались от арсури. Дело в том, что говорить «против течения» было нельзя, потому что арсури мог живо обежать исток, или начало, ключа или речонки и явиться к человеку; а если ответить ему «по течению», то он знал, что устье реки обойти невозможно, и оставлял человека в покое.

Духи воды, вуташи, согласно мифу, появились после того, как Султи Тура, разгневавшись на своих помощников, сбросил их с неба. Они попали в воду и расселились по всем водоемам и водным источникам. Вуташи, обитающие в родниках, благожелательны к людям, именно они обеспечивают чистоту и пользу для здоровья родниковой воды, поэтому, набрав воды из родника, обязательно благодарили вуташа. А вуташи, населяющие реки и озера, могут причинить человеку вред. Вуташи живут большими семьями; их дочери, водяные девы, представлялись в виде красавиц с длинными волосами, которые они расчесывают золотыми гребнями. В сказках прекрасная дева-вуташ часто становится возлюбленной человека.

К представителям «низшей мифологии» относятся и домашние духи. Впрочем, духа — покровителя дома и семьи в женском обличье, Херт-сурт, — некоторые исследователи причисляют к божествам. Херт-сурт предстает иногда в образе девушки, иногда — старухи в белой одежде. По народному поверью, в Херт-сурт превращаются после смерти старые девы, которые вели праведную жизнь и пользовались уважением односельчан. Херт-сурт живет за печкой, где для нее специально оставляют свободное пространство; она помогает по хозяйству, по ночам прядет пряжу, просеивает муку, наводит чистоту в доме, в отсутствие хозяев присматривает за детьми.

В честь Херт-сурт устраивались особые моления, для нее варили обрядовую кашу, на печь клали хлеб и домашний сыр. Херт-сурт не любит ссор и ругани и может уйти из дома, обитатели которого не живут дружно. Вместе с Херт-сурт дом покидает счастье. Когда кто-то из членов семьи умирал, то, пронося гроб через двери, его трижды раскачивали из стороны в сторону, чтобы Херт-сурт не ушла вместе с умершим.

Покровителем семьи и хозяйства почитались также духи йерехи. Их изображения в виде куколок, изготовленных из дерева, тряпок и т. д., хранились в особом лукошке. Когда девушка выходила замуж, она брала с собой нескольких йерехов своей семьи и присоединяла их к йерехам семьи мужа. Моления в честь йереха устраивались трижды в год — весной, летом и осенью.

Злое начало в чувашской мифологии олицетворял Шуйтан — божество подземного мира. Как уже было отмечено, в мифе о сотворении мира Шуйтан выступает как брат-антагонист Султи Туры. Впоследствии Шуйтан восстал против своего брата, отказался ему подчиняться и пожелал быть хозяином всей Вселенной. За это Султи Тура прогнал его с неба и отправил в подземный мир.

Однако Шуйтан нередко появляется на земле и всячески вредит людям. Он может принимать обличье собаки, кошки, козла, свиньи, а может становиться и человекоподобным существом, но покрытым черной шерстью, с рогами, копытами и хвостом. Этот образ Шуйтана имеет явное сходство с чертями из русского фольклора и с мусульманским Шайтаном.

Помощник Шуйтана — дух смерти Эсрел. Он является к тому, кто должен умереть, и вынимает у него душу.

Как и другие народы Поволжья, чуваши почитают злое, но могущественное божество — Керемета. О том, как люди начали приносить Керемету жертвы, рассказывается в чувашской мифологической сказке:

Однажды перед грозой женщина-чувашка поглядела в окно и увидела, как надвигается на ее избу черная туча, а впереди тучи бежит человек. Стал тот человек стучать в дверь и кричать: «Хозяюшка, спрячь меня!» Отворила женщина дверь, спрятала человека в подпол. Только успела захлопнуть крышку, вошел в избу седой старик. Спрашивает женщину: «Не видала ли ты, хозяюшка, кого-нибудь, кто бежал перед черной тучей?» «Нет, — говорит женщина, — никого не видала. А ты кто таков и кого ищешь?» Отвечает старик: «Я — Султи Тура, а ищу Керемета». И ушел.

Вылез Керемет из подпола. «Спасибо тебе, — говорит. — Спасла ты меня от погибели. А теперь свари-ка мне каши с маслом, а то я сильно проголодался». Сварила женщина кашу, положила большой кусок масла. Съел Керемет кашу и говорит: «Этого мне мало. Свари-ка теперь утку». Тут уж женщина рассердилась: «Слишком многого ты хочешь. Уходи лучше подобру-поздорову!» Злобно ощерился Керемет и набросился на женщину с кулаками. Отколотил ее и убежал.

От Кереметовых побоев женщина слегла. Лежит, охает. На другой день Керемет снова явился. «Свари, — говорит утку, — и будешь опять здорова». Женщина кое-как поднялась, сварила утку. Съел утку Керемет — и она сразу выздоровела.

А на следующий день Керемет снова пришел и потребовал сварить ему гуся. Тут уж женщина не посмела перечить. На следующий день велел Керемет сварить для него барана, потом быка и, наконец, коня. Съел все это и сказал: «Теперь ты знаешь, что делать, когда я нашлю на кого-нибудь болезнь. Если болезнь легкая, пусть принесут мне в жертву утку, если тяжелая — быка или барана, а если уж совсем плохо — коня, — и заболевший выздоровеет».

Керемет ушел, а женщина рассказала односельчанам, как нужно преодолевать болезни, насланные Кереметом, — и люди стали приносить ему жертвы.

Насылать болезни может не только Керемет, но и злой дух Вупар, который по ночам душит людей, отчего те заболевают. Вупар боится света, поэтому, чтобы прогнать его, нужно зажечь огонь и бросить в него горящую головешку. В некоторых мифах образ Вупара приобретает более грандиозные масштабы — он проглатывает Солнце и Луну, отчего происходят затмения.

К числу злых духов относится и лесная старуха Асаймыс-картык, сходная с русской Бабой-ягой. Ее образ часто встречается в мифологических сказках.

  • Книгу историка Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья» представляет издательство «Манн, Иванов и Фербер».
  • Почему великий бог Кугу Юмо поднял небо высоко над землей? Кто является людям в образе разрушительного смерча? Какая из птиц олицетворяет женское начало? И что делать во время разгула нечистой силы? Мифы народов Поволжья стали объектом исследования в XIX веке. В то время мифологические представления марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, татар, башкир и калмыков как будто рассыпались по сказкам и быличкам, сакральным обрядам и поверьям. «Мифы Поволжья» предлагают сложить воедино красивую и поэтичную картину из богов и героев, богатырей и колдунов, священных животных, духов-хозяев, домовых и великанов.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.