ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Чем Петр Первый обидел русский народ?

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
10 Ноября 2021 г.
Изменить размер шрифта

Прорубание Петром I «окна в Европу» разделила историю России на до и после. Жизнь народа изменилась кардинальным образом, и конечно, не все были этому рады. Да, в принципе, почти никто не был рад. Ни отяжелевшая аристократия, ни голодавшие крепостные.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Причины стыда

Желая показать свою причастность и приверженность европейской цивилизации высшие слои общества стремительно перенимали внешний лоск европейской жизни, открещиваясь от самобытного наследия предков, казавшимся им на новом фоне варварским и непросвещенным.

Размышляя над фактором быстрого изменения фасадной стороны жизни дворянства, Достоевский полагал следующее: «...мы все стыдимся самих себя... Всё это из самого полного внутреннего убеждения, что собственное лицо у каждого русского - непременно ничтожное и комическое... а что если он возьмет французское лицо, английское, одним словом, не свое лицо, то выйдет нечто гораздо почтеннее, и что под этим видом его никак не узнают».

Истоки русской ксенофилии, иными словами любви ко всему иностранному, берут начало из отрицания привлекательности собственной культуры и превознесения достижений нации-идола, на которую ксенофилы смотрят с трепетом и благоговением.

Стремясь стать похожим на своего кумира, чтобы ему оказывали аналогичные почести и не упрекали в его отсталости, русская аристократия с азартом ударилась в германоманию, которую позже сменили галломания и англомания.

Германомания

Моду на германоманию ввел Петр I, который после путешествия по Северной Европе решил провести в стране серьезные преобразования, дабы попытаться приблизить её к уровню западных соседей. Этот процесс не мог проходить без ломки старых устоев, которые в одночасье превратились в предмет нападок, заставлявших русское дворянство стесняться своей самобытности.

Историк Карамзин, изучая причины возникновения этого чувства стыда, писал: «Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, хваля и вводя иностранные, Государь России [Петр I] унижал россиян в их собственном сердце».

А известный своими прозападными взглядами, Герцен объективно считал, что Петр I провел крупномасштабную работу по денационализации родной культуры и замечал: «Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель, иноземец только то и делали, что повторяли – и это в течение, по меньшей мере, шести поколений – повеление Петра Первого: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу человечеству».

Начав с отрубания бород, император провел реформы практически во всех сферах российской жизни, привлекая на помощь профессионалов - иностранцев, отлично разбиравшихся в тонкостях доверенного им дела.

Видя, как мастерски они справлялись с поставленными задачами, русское дворянство, прониклось уважением к ним, и захотело походить на них. Эту особенность приметил еще Достоевский, написавший такие строки: «Нет ни немца, ни француза, нет в целом мире такого англичанина, который, сойдясь с другими, стыдился бы своего лица... Вот почему он и хочет казаться поскорей французом иль англичанином, именно затем, чтоб и его приняли поскорей за такого же, который нигде и никогда не стыдится своего лица».

Галло- и англомания

Галломания или ориентация на достижения Франции проникла в Россию с приходом к власти Елизаветы Петровны, достигла апофеоза при большой любительнице французских философов Екатерине II, и пошла на убыль при Александре I, победившим корсиканца Наполеона.

Ей на смену тут же пришла англомания со своими традициями, нравами, стилем жизни и словарным запасом, который в спешном порядке осваивали аристократы до этого изъяснявшиеся исключительно на французском языке.

Внедряя моду на всё иностранное, правители, по разумению Достоевского, поощряли становление русского социума «под непременным, еще двести лет тому указанным принципом: ни за что и никогда не быть самим собою, взять другое лицо, а свое навсегда оплевать, всегда стыдиться себя и никогда не походить на себя».

Постсоветские реалии

Еще одна волна пристыжения и отрицания всего русского накрыла Россию в начале 90-х годов XX века, когда после падения «железного занавеса» люди увидели, как живут их современники по ту сторону границы. На угнетение национальной самобытности русских и разрушение свойственных ей нравственных черт работала красочная массовая культура запада, в её американизированной вариации.

В период с 1992 по 1997 год страну покинуло свыше 1 миллиона человек, которые предпочли патриотизму хороший заработок и комфортные условия быта. Оставшиеся в России каждый день испытывали на себе влияние пропаганды, уничтожавшей национальное сознание.

Становление русского социума: стыдиться себя и никогда на себя не походить

Однако

Однако на этот раз самобичевание русского народа продолжалось около 10 лет: вовремя поняв, что его намеренно хотят лишить корней, он не стал закрываться от передовых веяний инокультур, одновременно культивируя свои традиции.

Кстати эту странность русского народа опять-таки заметил Достоевский, оставивший в своем дневнике такую запись: «Отмечу при этом нечто весьма характерное: весь этот дрянной стыдишка за себя и всё это подлое самоотрицание себя в большинстве случаев бессознательны... но в сознании русские - хотя бы и самые полные самоотрицатели из них - все-таки с ничтожностию своею не так скоро соглашаются в таком случае и непременно требуют уважения: «Я ведь совсем как англичанин, - рассуждает русский, - стало быть, надо уважать и меня, потому что всех англичан уважают».

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?