ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

Анна Гурина, lgz.ru   
13 Октября 2023 г.
Изменить размер шрифта

Россия – сокровищница талантов. Но таланты эти часто становятся невостребованными. И как бывает обидно, когда к нам возвращается изобретение, которое мы когда-то отвергли! По той же причине сегодня среди громких имён русских инженеров и изобретателей,  вошедших в мировую историю, нет имени Ипполита Романова, создавшего в России первый электромобиль, электробус и монорельс. Объяснение этому простое: как всякий гений, Романов опередил своё время.

Человек, создавший в России электромобиль: инженер-изобретатель Ипполит Романов

  • Фото с lgz.ru

О машинах, способных ездить самостоятельно, человек стал задумываться очень давно. Ещё в далёком XV веке художник и изобретатель Леонардо да Винчи начертил схему повозки, которая могла ездить без использования лошадиных сил. Однако условия эпохи Возрождения не позволили воплотить в жизнь его идею. Но, к счастью для технического развития, одно изобретение всегда прокладывает путь для другого, и через небольшой для истории промежуток времени – в 1769 году французский учёный Николя-Жозеф Кюньо конструирует первый в мире паровой автомобиль! Однако машина ещё далека от совершенства – она ездит со скоростью 3 км/час, каждые 20 минут останавливается, чтобы накопить пар, но даже такой тихоход – грандиозное открытие, продвинувшее человечество ещё на сантиметр вперёд. А спустя пятьдесят лет швейцарец Франсуа Иссак де Риваз изобретает первый двигатель внутреннего сгорания, устанавливает его на карету, и она проезжает небольшое расстояние. Этим открытием было положено начало новой эры – эры автомобилей.

Эстафетную палочку перехватывают французы – братья Ньепсы: Нисефор (кстати, именно он позже изобретёт фотографию) и Клод. Они создают мотор, работающий на угольной пыли, но, к сожалению, он имел ряд существенных недоработок, а потому так и не был запущен в производство. Спустя короткое время – в 1860 году бельгийский инженер и изобретатель Жан Жосеф Этьен Ленуар собирает двухконтактный двигатель, имеющий систему смазки и охлаждения. Через три года, в 1863-м, устанавливает его на трёхколёсную повозку, и она проезжает пятьдесят миль – великое по тем временам расстояние! Но и это ещё не является финалом, ведь там, где создаются автомобили на бензине, сразу же появляются их конкуренты – электромобили.

Американец Томас Дэвенпорт выпускает машину, которая ездит по специальному электрическому треку, шотландский химик Роберт Дэвидсон создаёт полноценный электромобиль, приводимый в движение гальванической батареей, а в 1884 году в массовое производство выходит автомобиль, работающий на электрических, имеющих повышенную мощность аккумуляторах, которые необходимо было постоянно перезаряжать. Создатель его – англичанин Томас Паркер. И наконец, в самом конце XIX века на историческую сцену выходит страна, без которой не обходится ни одно крупное событие в мире, – Россия.

В 1896 году на Нижегородской ярмарке инженером и конструктором Евгением Яковлевым и предпринимателем Петром Фрезе был представлен первый российский автомобиль. Но когда это сенсационное изобретение появилось на дороге, жители столкнулись с огромной проблемой: машина издавала звук громче пулемёта! Естественно, лошади, которые на тот момент были единственным средством извоза, шарахались от него, пролётки и кареты опрокидывались, люди гибли, и на дорогах возникал хаос. Вскоре власти запретили использовать бензомоторные автомобили. И вот отсюда – с этого запрета начинается взлёт инженера Ипполита Романова, придумавшего первый в России электромобиль.

К огромному сожалению, о его личной судьбе известно очень мало. Родился 25 февраля 1864 года в Тбилиси, служил в Санкт-Петербурге, в ведомстве путей сообщения, где работал над созданием электрического экипажа. Чертежи свои он отнёс Петру Фрезе, который мгновенно увидел отличие электромобиля Романова от заграничных машин. Во-первых – новые аккумуляторы; они имели тонкие пластины и устанавливались вертикально, а не горизонтально, снижая тем самым вес автомобиля, а во-вторых – Романов был ориентирован на создание электромобилей не как личного средства, а как средства для массового пользования. Другими словами – он хотел создать такси.

И пока Пётр Фрезе подсчитывает будущие барыши, Романов создаёт две конструкции электрокэба: с открытым кузовом и закрытым. По форме своей они напоминали английский экипаж, но с одним отличием: застеклённый кэб имел электрическое отопление. Такси было двухместным. Сбоку висели два фонаря, которые освещали дорогу подобно фарам, а водитель стоял позади пассажиров на ящике для аккумуляторных батарей, с высоты обозревая округу. Под полой экипажа находилось два независимых двигателя. На них поступало от аккумулятора электричество, и они раскручивали ведущие колёса по цепной передаче. Приводов в таком кэбе было два: передний и задний, а также режим рекуперации – то есть во время торможения двигатель начинал работать как генератор и заряжал батареи.

И вот наконец настал торжественный день: 15 августа 1899 года первый российский электромобиль стартовал от Павловского дворца и проехал 65 километров со скоростью 35 км/час. Окрылённый успехом Пётр Фрезе начинает массово изготавливать автомобили. Но не бывает бочки мёда без ложки дёгтя. Ложки, которая испортит всё!

Дело в том, что никто в России не имел специальных гаражей для электромобилей. Пользовались обычными деревянными каретными сараями, в которых, разумеется, не было устройств для зарядки аккумулятора. Когда же Романов предложил провести в каретные сараи электричество, пожарная инспекция забила тревогу: не дай Бог произойдёт возгорание от проводки! Сгорят все дома в округе! Запрещая проводить электричество, государство вовсе не собиралось финансировать строительство гаражей, а потому электромобили были сняты с производства.

Неудача эта могла сломать кого угодно, но только не Романова! Его окрыляет вера в своё творение, и он готов преодолеть любые преграды. И придумывает первый в России электрический омнибус!

Внешне омнибус напоминает трамвай и вмещает 15 человек. Как и кэб, имеет два привода, которые приводят в движение 44 аккумуляторных батареи, размещённые на задней площадке, где стоит кондуктор. А водитель, в отличие от электромобиля, теперь стоит на передней площадке. И уже через два года после неудачи с электрокэбами Романов под восторженные крики горожан демонстрирует на улицах столицы гениальное творение инженерной мысли и получает одобрение властей. Но...

Но невозможно быть великим для всех. Своими открытиями Романов отбирает хлеб у извозчиков и владельцев конки. Они тут же стали распространять слухи, что электричество опасно для здоровья. И в довершение к бедам чиновники, вначале поддержавшие проект, теперь категорически отказываются финансировать его из городской казны. Романов не сдаётся – он создаёт акционерное общество. Но Дума требует внесение залога в размере 5 тысяч рублей, и 100 рублей ежедневно за каждый день просрочки графика. Эти кабальные условия оказываются неподъёмными для изобретателя, и электроавтомобиль в России во второй раз терпит фиаско.

Какой удар для человека, положившего жизнь на свою мечту!

Впрочем, энергии Романова хватило на ещё одно изобретение. В Гатчине он создаёт подвесную железную дорогу на электрической тяге. Небольшая, длиной 200 метров, с кабинами трамвайного типа, она имела высокую оценку у Русского императорского технического общества, и окрылённый успехом Романов предлагает построить монорельсовую дорогу между Москвой и Петербургом, по которой можно будет двигаться со скоростью 200 км в час! Но и в третий раз никто не желает вкладываться в его изобретение. Да по-другому и быть не могло – бензиновые автомобили, которые к тому времени уже научились делать тихими, были куда дешевле и удобнее электрических.

Конец жизни Ипполита Романова, как и начало его биографии, весьма туманен: после революции он скромно жил в США и умер 19 января 1944 года в возрасте 79 лет. Имя его долгое время было покрыто волной забвения. Сегодня электромобили, часто иностранного производства, вновь начинают заполнять рынок. Если вспомнить, что история, как утверждал древнегреческий писатель Ксенофонт, развивается по спирали, пора наконец научиться ценить то, чем мы владеем. Ибо гений, которого заметили вовремя, быстрее совершит прорыв в техническом развитии страны, чем гений, опережающий время.

***

Обидно расточительное отношение к талантам. Да и сейчас такое бывает. Например, есть в России тенденция утечки мозгов в науке. Не все уезжающие представители этой сферы, конечно, гении. Но кого-то можем и проморгать?

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.