ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Памяти Ирины Скобцевой: главная роль — жена Легенды

Перанов Олег, sobesednik.ru   
03 Ноября 2020 г.
Изменить размер шрифта

kino 88

На 94-м году жизни скончалась народная артистка России Ирина Скобцева. Она снялась более чем в 80 фильмах, но, конечно, самая известная ее роль — жена легендарного режиссера Сергея Бондарчука. Она умерла в день годовщины смерти мужа.

Памяти Ирины Скобцевой: главная роль — жена Легенды

Супруга и мама

В 1998 году, когда исполнилось 30 лет фильму Сергея Бондарчука «Война и мир», где Скобцева сыграла Элен, я попросил Ирину Константиновну об интервью. Актриса пригласила к себе на дачу в Барвиху. Я ожидал увидеть огромный коттедж, каких много в том районе на Рублевском шоссе, но оказался в небольшом двухэтажном деревянном домике. Скобцева с гордостью рассказывала, как эту дачу своими руками построил ее муж. После его смерти Ирина Константиновна ничего в доме не поменяла, даже любимое кресло Бондарчука не позволяла домашним передвигать. На стенах — картины, написанные Сергеем Федоровичем.

skobtseva 96

«Война и мир»: реквизит и детали костюмов из XIX века

— Сережа был одержим кино, а я старалась ему во всем помочь, — рассказывала Скобцева. — Многие меня упрекали, что иногда забывала об актерской карьере и жизнь посвятила мужу, а я не жалею. Да, горжусь, что многие меня знают как супругу Сергея Бондарчука или как маму Федора Бондарчука. Никогда у меня не было больших актерских амбиций.

Они сблизились на съемках фильма «Отелло», она играла Дездемону, Бондарчук — Отелло. «Сначала я ее удушил, а потом полюбил», — шутил Сергей Федорович.

skobtseva 95

С Сергеем Бондарчуком – Отелло и будущим мужем

В 1956 году Ирина Константиновна ездила с этим фильмом на Каннский кинофестиваль. Для этой поездки платье ей шила мама ее однокурсницы по Школе-студии МХАТ Галины Волчек. «Мисс шарм Каннского кинофестиваля» — такой приз ей тогда вручили.

О съемках фильма «Война и мир» Скобцева вспоминала с особым чувством. Было заметно, что эта кинокартина ей особенно дорога:

— Из Кремля хранительница одного из исторических отделов принесла подлинную табакерку Багратиона. Даже икона, под которой умирает старый Болконский, подлинная. Когда снимали сцену дуэли, пришел один ленинградский житель и принес для съемок дуэльный пистолет 1812 года. И его снимали крупным планом. Наталья Дурова давала для съемок свою старинную мебель из карельской березы. И таких примеров было много. Однако с подлинным было и много забавного. Художник выкопал для костюма моей героини Элен где-то в комиссионке кусок настоящего французского кружева. Но хватало этого кружева лишь на грудь. И мне запретили поворачиваться. И так я сидела в этом золотом шитье во всей красоте бюста, а когда надо было повернуться, то камера уходила. А в результате по фильму можно изучать XIX век.

На кухне у Скобцевой тепло и уютно. Она сама наливает чай, достает из духовки пирог с яблоками, но признается, что готовить не любит. Сдержанная, закрытая, вежливая. И очень пытливая. Спрашивает меня, откуда я родом, где живу и так далее. Создалось тогда впечатление, что это она у меня берет интервью.

Потом мы встретились на фестивале «Волоколамский рубеж», где Скобцева была президентом. Для нее это было важно, ведь именно под Волоколамском Бондарчук снимал некоторые эпизоды фильма «Война и мир». Удивительно, но в ее маленьком гостиничном номере помещались лишь железная кровать и столик. И пробыла она там — в лютый зимний холод — всю неделю. А ведь могла, как делали это многие артисты, просто приехать на церемонию открытия и закрытия.

— Наша семья всегда жила скромно, у нас было не принято выпячивать, кичиться званиями, деньгами, — говорила актриса. — Конечно, мы могли себе позволить больше, чем другие, но никогда не гнались за богатством.

«Руки должны дышать!»

Следующая наша встреча состоялась в 2009 году на кинофестивале в Чебоксарах. Только что скончалась от онкологии 47-летняя дочь Скобцевой Алёна Бондарчук. Конечно, Ирина Константиновна сильно переживала, постоянно приговаривала: «Как же страшно пережить свою дочь!» Еще показывала свои руки и смеялась: «Посмотрите на эти старческие пятна. Я теперь как леопард!» На мой вопрос: «Почему же перчатки не наденете?» — отвечала: «Раньше я стеснялась, замазывала тональным кремом, а теперь решила: пусть будет как есть! А перчатки не хочу — руки должны дышать!»

Жаловалась, что стала подводить память, и шепотом призналась, что пьет какие-то таблетки для памяти, которые из Америки привозит ей сын Федор.

По словам актрисы, она и Сергей Бондарчук были против, чтобы дети становились актерами. Но... «Мы все заражены этим вирусом кино», — вздыхала Скобцева.

— Вспоминаю, как снималась в фильме Рязанова «Зигзаг удачи», — рассказывала мне Ирина Константиновна. — Фотоателье, где работали наши герои, располагалось рядом с гостиницей «Метрополь». А по соседству — букинистический магазин. Когда все обедали, я бегала туда и покупала книги, альбомы с картинами из разных музеев. Мы с Сергеем Федоровичем очень любили читать и собрали хорошую библиотеку для наших детей и внуков. У меня мало подруг по жизни, поэтому на все мои вопросы мне отвечают книги.

И это не случайно, ведь по первому образованию Ирина Скобцева — искусствовед. Родом из Тулы, она признавалась, что для нее с детства чуть ли не иконой является тульский самовар, который у нее находился в доме.

Было заметно, как она любит свою семью. Гордилась не только детьми, но и внуками, особенно Константином Крюковым, который тоже стал актером. Насколько знаю, никогда не вмешивалась в личную жизнь других. «Это не мое дело», — говорила она.

Последние годы старалась не появляться на публике. Когда я позвонил ей в последний раз и попросил об очередном интервью, она сказала: «Выгляжу я плохо, чувствую себя неважно, зачем мне людей огорчать?! Пусть запомнят меня другой!»

Ученица Скобцевой Ольга Кабо: Она смягчала гнев Бондарчука.

— Прекрасная актриса, человек большой доброты, красивая женщина и мудрый наставник. Именно Ирина Константиновна создавала погоду на нашем курсе во ВГИКе. Талантливый и терпеливый педагог. Она смягчала гнев Сергея Бондарчука, она могла поддержать, если что-то не получалось, накормить нас, голодных студентов, булочками после репетиции. Именно она преподавала этику и манеры! Именно она учила носить исторические костюмы! Именно она приучила к ощущению, что любой выход на сцену или на съемочную площадку — это радость и праздник.

По инф. sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!