ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Добро и зло в творениях Врубеля

По материалам allpainters.ru, artchive.ru   
20 Апреля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Творчество Михаила Александровича Врубеля – одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

Добро и зло в творениях Врубеля

Биография Михаила Врубеля

Детство и юность

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Он был третьим ребенком в семье, рос слабым и болезненным. Мать умерла через три года после рождения Михаила, отец женился вновь на Елизавете Вессель. Она стала хорошей матерью приемным детям, развивала их, занималась музыкой, укрепляла здоровье.

Способности к рисованию проявились у Михаила рано. Девятилетним он ходил с отцом смотреть на копию фрески Микеланджело «Страшный суд», а вернувшись, воспроизвел ее по памяти.

Михаил окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но учился плохо: два года был на одном курсе, не смог защитить дипломную работу, был выпущен как «действительный студент». Юноша вел богемный образ жизни, увлекался театром, создавал иллюстрации к художественным произведениям.

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, практически жил в их семье. Папмели поддерживали увлечение Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств в класс Чистякова.

Религиозная живопись

В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов пригласил Врубеля (по рекомендации Чистякова) для реставрации Кирилловской церкви XII века в Киеве. Михаил покинул академию и больше в нее не вернулся.

Вот таким увидели молодого художника в Киеве: «На фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет… в чёрный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах… В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана».

Врубель, «Оплакивание»

Недавний ученик всего за один год создал монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора. В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения византийского и ренессансного искусства. В Венеции он написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь с младенцем». В этом образе художник запечатлел предмет своих романтических и безответных чувств – Эмилию Львовну, жену своего работодателя Прахова.

Врубель получал гонорары, но спускал все деньги очень быстро, кутил, окружал себя странными людьми. Приехавший в Киев отец художника увидел: «Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем… Больно, горько до слез».

Москва

В 1889 году Врубель переехал из Киева в Москву и поселился в мастерской художника Коровина.

Коровин же познакомил своего товарища с Саввой Мамонтовым – известным московским меценатом. Это знакомство стало началом долгой дружбы: прозорливый Мамонтов сразу разглядел во Врубеле большого художника. И хотя его жена на дух не переносила Врубеля, называя его «пьяницей и богохульником», Савва Иванович ждал и надеялся.

В эти годы он вместе с известными художниками – Репиным, Айвазовским, Шишкиным – работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди громких имен Врубель был единственным художником, не известным публике. Впрочем, именно его работы вызвали шумиху в прессе: критики отмечали их «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа).

В том же году Врубель написал «Демона сидящего» – одну из самых могучих и узнаваемых своих картин. Впрочем, и она не вызвала оваций.

Врубель, "Демон сидяший"

В июле 90-го в Абрамцеве скончался 22-летний сын Мамонтова – Андрей, с которым Врубель был близок. Приехав на похороны, он задержался и вскоре писал сестре, что «стал руководить заводом изразцовых и терракотовых декораций». Абрамцевские мастерские Мамонтова позволили Врубелю с головой уйти в столь любимое им декоративное искусство. Он страстно увлекся керамикой. Оформлял майоликовые часовни и камины, декорировал фасады, создавал панно, скульптуры, витражи, работал над театральными декорациями и костюмами.

На репетиции оперы «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее талантом и красотой. Врубель сделал ей предложение едва ли не в тот же день (в письме сестре он клялся, что покончил бы с собой в случае отказа). Забела слышала, что Врубель сильно пьет и практически все время нищенствует, но все же ответила «да». Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно. Эти работы, «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», стали поводом для «всероссийского скандала», а Врубеля ругали во всех газетах. Жюри признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта.

Демоны

В 1901 году Врубель работал над своим «Демоном поверженным», Надежда Ивановна ждала ребенка. Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано заячьей губой, что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

В разгар работы над «Демоном» художник написал большой акварельный портрет шестимесячного сына в коляске, о котором писали так: «Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности».

После рождения сына содержание семьи целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с осени 1901 года он постепенно впадал в депрессию. Состояние его ухудшалось, появилась бессонница, раздражительность, агрессия.

В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу с острым психическим расстройством – это было начало конца. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, рисовал. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина» и другие.

Болезнь художника привлекла к нему общественное внимание, критики сменили гнев на милость. Полное признание заслуг Михаила Александровича как художника сильно запоздало: «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Последней работой Врубеля стал «Портрет В. Я. Брюсова», написанный в 1906 году. Позже художник полностью ослеп.

1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари.

Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

  • Расскажите об этом своим друзьям!