ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Александра Потанина – художница, жена географа и тонкая натура

Татьяна Ясникова   
09 Февраля 2023 г.
Изменить размер шрифта

20 1a

Известной путешественнице Александре Викторовне Потаниной 7 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения. Она прожила необыкновенно интересную жизнь. В 1874 году, став женой географа и этнографа Григория Потанина, приняла участие в четырех его экспедициях в Монголию, Китай, Тибет.

Александра Потанина – художница

После третьей экспедиции Потанины жили в Иркутске. Их квартира была центром интеллектуальной жизни города. В этот период А. В. Потанина написала свой лучший этнографический очерк «Буряты», удостоенный Золотой медали Императорского русского географического общества. После смерти путешественницы в 1893 году группа иркутян обратилась в городскую думу с ходатайством об открытии бесплатной народной библиотеки-читальни. Она была открыта в ноябре 1896 года. Ее преемницей стала Центральная городская библиотека имени А. В. Потаниной (Иркутск, ул. Трилиссера, 32). В 2002 году на здании библиотеки была открыта мемориальная доска, посвященная А. В. Потаниной.

20 2

Искусство чаще говорит о необычном с долей привнесения личного озарения, открытия, оттенка чувства. Художники любят путешествия, чтобы перед ними открывались чудесные, волшебные, лирические виды. И в старину именно изобразительное искусство доносило до зрителей невиданное. В ХVII веке в пору географических открытий грезили о новых землях с особой остротой. Кто о Беловодье, кто об Америке, Японии, Китае, Индии, Африке…

В журнале «Третьяковская галерея» (№ 2, 2010 г.) есть статья «Русские художники-путешественники». Она о выставке, на которой были представлены привезенные из путешествий живопись и графика. «Особый интерес, – говорится в статье, – представляют работы А. Е. Мартынова... Акварель «Байкал» (1810), когда художник сопровождал Российское посольство во главе с графом Ю. А. Головкиным в Сибирь, Забайкалье, Монголию и Китай». И далее: «В 1830 году… в штат XI духовной миссии был впервые зачислен художник. Им стал А. М. Легашов… Важная роль отводилась рисованию с натуры, при этом акцент делался на правдивость в передаче этнографических подробностей».

Художники находились при миссии до 1864 года. В тексте идет речь и о нашем, юго-восточном направлении, которому посвятили свои экспедиции А. и Г. Потанины. Специалистами-искусствоведами отмечается также, что художники почитали за честь принимать участие в таких экспедициях.

Самым ярким из таких экспедиционных художников считается Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Начав путешествия с Кавказа в возрасте двадцати лет, он погиб в экспедиции 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

В Иркутске наиболее известными путевыми произведениями являются изданные в 1986 году «Акварели декабриста Петра Борисова». С юности Борисов был увлеченным натуралистом, писал дневники наблюдений, собирал естественно-научные коллекции, зарисовывал сибирскую флору и фауну. Не получил образования, но овладел навыками акварельного письма самостоятельно, еще до участия в декабристском движении. Он автор неопубликованного труда «Орнитологическая фауна Восточной Сибири».

Известны рисунки, литографии и акварели Леопольда Немировского, в Иркутске изданные к его двухсотлетию в 2010 году. Немировский был в сибирской ссылке дважды – в 1831 и 1839 гг. В 1844 он в качестве художника был прикреплен к Петербургской комиссии, целью которой явилось исследование Восточной Сибири и Камчатки. Графика Немировского – на уровне Никола Пуссена, великого художника-классициста. От нее веет величественной европейской античностью вкупе с духом древнекитайской философии, внимательной к первоосновам бытия и полной недосказанности. В своих произведениях Немировский органично соединил Запад и Восток, которым, по определению Р. Киплинга, «вместе не быть». Высокая одухотворенность доступна кисти польского изгнанника.

Александра Викторовна Потанина (1843–1893) была единственной женщиной-художницей, принявшей участие в географических экспедициях. При жизни она опубликовала около двадцати научных и литературных трудов. К каждому из них имелся иллюстративный авторский материал, частично воспроизводимый. Сибирь, Монголия, Китай, Тибет – это были обширные пространства, охваченные исследованиями А. В. Потаниной и ее мужа Г. Н. Потанина (1835–1920) четырьмя экспедициями. Большая часть графического наследия А. В. Потаниной находится в Томске, где протекали поздние годы Г. Н. Потанина, и ждет своего издания. Сама художница скромно оценивала свои способности.

Директор Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев дает такие комментарии к ее графике:

«Первые рисунки можно увидеть в ранних письмах Александры Викторовны к родным и близким. Никакого специального образования она не получила, но ее увлечение рисованием поддерживали братья. Уже после женитьбы, когда Потанины жили в Санкт-Петербурге и готовились к своей первой экспедиции, Александра Викторовна посещала уроки живописи Ивана Шишкина, с которым Потанин был знаком еще со времен своей учебы в 1860-х годах. Якобы великий художник даже советовал, какие краски взять в экспедицию, поскольку с самого начала предполагалось, что Потанина будет делать какие-то зарисовки. С ее рисунками связана еще одна интересная история. В перерыве между экспедициями, когда Потанины находились в Санкт-Петербурге, Григорий Николаевич работал в Императорской публичной библиотеке, консультировался у Владимира Васильевича Стасова (русского музыкального и художественного критика, историка искусств, архивиста, общественного деятеля. – Прим. ред.). Там он и познакомил со Стасовым свою жену, рассказал о ее рисунках. Стасов очень ими заинтересовался и в итоге дал Потаниной задание в следующей экспедиции, когда они будут знакомиться с местными племенами, особенно обратить внимание на предметы с эмалью. Дело в том, что в это время Владимир Стасов вместе с историком искусства Никодимом Павловичем Кондаковым работали над созданием монографии «История и памятники Византийской эмали», вошедшей в число самых дорогих книг в истории российского книгопечатания. Это был огромный каталог-альбом, в основу которого легла коллекция петербургского мецената Александра Звенигородского. Туда же вошли и другие коллекции эмали – Александре Викторовне было поручено сделать зарисовки среднеазиатских произведений искусства. Ее рисунки впоследствии вошли в эту книгу, один из экземпляров которой сегодня хранится в Музее книги НБ ТГУ».

Рисунки и акварели путешественницы являются иллюстративным материалом. Выполнены они достаточно бегло и в силу походных условий, и в силу того, что в экспедициях она не была собственно штатным художником, но несла множество бытовых и общественных нагрузок как жена Г. Н. Потанина и в интересах исследований. Характер ее изобразительных работ свидетельствует о ее большой личной скромности, душевности, доброте, ответственности. Она изображает аборигенов с душевным расположением к ним. Внимательно передает черты и типы лица, особенности ношения одежды и ее кроя. Изображает предметы утвари, ювелирные украшения, орудия труда. Краски акварелей неяркие и нежные.

Ключом к выставке Александры Потаниной как художницы могли бы стать изображения дольменов. Их обнаруживают в Европе, Азии и Африке, что говорит о единой культуре древности. Существует множество гипотез о происхождении мегалитов, но на настоящий момент кажется убедительным предположение Михаила Колмакова. На примере менгиров Хакассии он показывает, что мегалиты являются остатками зданий, стен и перекрытий древней цивилизации, погибшей в результате планетарной катастрофы. Менгиры – это объекты выветривания, останцы. Если эти останцы сложить друг на друга, сформировать архитектурную конструкцию, намек на здание, то получится дольмен. И то, что дольмены носят траурный, погребальный характер, напоминает о том, что люди погибали под рушившимися стенами и сводами.

Гризайль Александры Потаниной показывает древность дольмена, его непонятность, мрачноватость, грубоватость безыскусной кладки. Внутри под перекрытием вставлено изображение человека. Предка, архата, святого, учителя. На акварели предстает подобный дольмен, может быть, тот же самый. Имеется машинописная подпись: «Ту-чжи – постройка с богами- покровителями. Рисунок акварелью. (1893)». Дольмен осеняют пышные кроны деревьев с лимонно-зеленоватыми листьями, создавая приподнятое, праздничное настроение. Но для художницы важна простая фиксация увиденного. Пейзаж настроения – это не ее тема. А вот на карандашном рисунке без номера предстает деревянная хижина с уложенными по двускатной крыше, по три ряда на каждом скате, булыжниками. Очевидно, последние имеют некий культовый характер, например, олицетворяя обитающих в них духов – покровителей жилища. И отсюда мы переходим к изображениям людей. Они помнят предания древности, почитают духов и предков – богов покровителей. Камни на крыше, камни дольменов напоминают о том, что у аборигенов сохранились остатки шаманизма, веры в силы природы, представавшие в древности камнепадами, оползнями, водными лавинами, землетрясениями, а теперь оказавшимися в виде прирученных стихий воздуха, огня, земли, – может быть, прирученных благодаря мантрам, песнопениям, заклинаниям, игре на музыкальных инструментах и пляскам. Вот на черно-белом рисунке предстают мрачновато-серьезные, под стать окружающей природе и примитивному быту, две женщины. Одна более приземистая, в теплом халате с удлиненными ниже кистей рук рукавами. Шапка на женщине приземистая, отороченная мехом и островерхая. Не исключено, что женщина из местной знати, но та, что изображена справа от нее, уже походит на аристократку. Она высока, лицо тонкое, настороженное, вслушивающееся в одновременно далекое и не открывающееся. Брови обрисованы под углом сверху вниз, нос заострен книзу, губы тонкие, сжатые. Обе женщины проникнуты одним настроением, сообщающем об аскезе, возбуждает именно такую аналогию. Далее предстают предметы быта и священные предметы, неотделимые друг от друга. Они орнаментированы символами, просты, функциональны. Сам быт здесь священен, погруженный в суровую действительность и выживание.

Образы мужчин, более малочисленные, отдают той же суровостью, молчаливостью, надежностью. Человеческое легкомыслие не присуще обитателям этих мест. И сама Александра Потанина на фотографии словно проникнута их настроением и внутренним состоянием, величественностью и стойкостью.

В альбоме, издании рисунков и акварелей Александры Потаниной, атмосферной выставке с «ключом» в виде рисунков дольменов появился бы особый подтекст, осмысление целостности движения из древности к сегодняшнему дню. Словно бы экспедиции А. и Г. Потаниных были для этого – понимания единой судьбы человечества через артефакты истории и этнографии.

Александра Потанина вернулась из последней своей экспедиции «на щите», наука и человечность были для нее неразделимы.

  • Расскажите об этом своим друзьям!