ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Живая душа «Аистёнка»

Изменить размер шрифта

pereval4
Семьдесят девятый театральный сезон в Иркутском областном театре кукол «Аистенок» чрезвычайно насыщен событиями: гастроли по области в Ербогачене и Черемхово, затем фестивали в Красноярске и Екатеринбурге. Одним из самых значимых событий для всего города и его окрестностей стало проведение в Иркутске, Ангарске и Шелехове Международного передвижного фестиваля театров кукол «Ковчег». На фестивале «аистята» с успехом представили премьеру сезона – постановку главного режиссёра театра Юрия Уткина «Живая душа».

Спектакль поставлен по сказке русского писателя Николая Лескова «Маланья – голова баранья». Другое название режиссер выбрал намеренно, подчеркнув основную идею постановки: напомнить зрителям о наших природных корнях, в которых заключена сила истинной любви. «Живая душа» - это человек бескорыстный, способный помочь каждому, кто приходит за помощью, а если помочь не в силах, «то приветит, да приласкает и добрым словом утешит...».
На этом произведении Юрий Уткин остановил свой выбор не случайно. Его принцип – брать в работу то, о чем невозможно молчать: «Лесков хорошо знает русскую душу, пишет о ней, затрагивая многие темы бытия: любовь, жизнь и смерть. Прошло более сотни лет, с тех пор как была написана эта сказка, но она актуальна и сегодня. И хочется говорить об этом, потому как возникает ощущение, что в народе при живых людях жизни нет». Судя по всему, режиссеру хочется пробудить в обществе человеколюбие.

Несмотря на то, что события постановки происходят на Руси в древние времена, спектакль звучит необычайно своевременно, и зрители смотрят его с большим удовольствием. Во время всего действия зал, будто завороженный, наблюдает за актерами и чувствуется, как все начинают жить на одном дыхании со сказкой. Оказывается, каждому человеку по-настоящему важно узнать, что такое любовь и душа, и как они связанны между собой. Об этом рассказывает ёмкое и мудрое лесковское слово, которое режиссер воплощает с помощью художественного оформления и актерской игры.


Своеобразие спектаклю придает его форма – обряд. Другими словами вся постановка является неким действом, сотворенным в соответствии с русскими народными традициями и обычаями, которые словно тонкой нитью, переплетают основные события. Также как в жизни: каждый поступок человека оставляет свой узор на полотне бытия. Ритуалы, различные по форме и действию: работа, связанная с трудом и упорством; сходни, в которых люди принимали решения, касающиеся всей деревни; сплетни и многое другое, в том числе - похороны, где зритель видит в большей степени не печаль, а освобождение. «Смерть же – это только часть жизни, это нормально, но люди привыкли воспринимать смерть как врага, а к ней надо относиться как к неотъемлемому процессу бытия. Природа любит того, кто любит природу. Смерть – есть часть природы, понимание этого наполняет человека» - говорит Юрий Уткин. Лесков в своем произведении описывает смерть как спасительницу: « И обошла смерть все село за лесом, и убрала все, что нужно было убрать...».

Усиливается и обостряется зрительское восприятие еще и тем, что в спектакле все события, происходящие на сцене, связываются чистыми и естественными звуками. Деревянные палки, за счет ударов которых появляется ритм и напряжение; народные свистульки и шаркунки, создающие ощущение природы вокруг. И основным звуком являются песни, которые объединяют и сопровождают весь спектакль. Педагог по народному вокалу Анжела Харитонова, руководитель ансамбля «Красная горка», подобрала удивительное разнообразие сибирских песен. Актеры поют акапелльно, и их возникающие из тишины голоса создают атмосферу бытия и небытия одновременно.

Каждая, даже самая маленькая деталь на сцене, становиться важной и неотъемлемой частью целого. Поэтому нельзя не заметить, какую важную роль в создании атмосферы постановки сыграла художник Наталья Павлишина. Элементы и детали костюмов и декораций говорят о культуре русского народа, о сплетении языческих корней и христианства. Кладбище, обозначенное деревянной калиткой, за которой зритель видит свечи и кресты; дом Маланьи, который находиться на дереве – так близко к небу, а значит, к Богу; колодец с настоящей, чистой водой, часто присутствующей во многих обрядовых действиях. Ленточки, веревки, ветки и колокольчики – все в этом сценическом мире живое, и сами куклы – герои сказки – вырезаны из настоящего дерева.

Чувствуется, что режиссер очень глубоко и тщательно подходит к изучению литературного материала, да и как иначе, когда речь идет о чистой, по-настоящему живой человеческой душе?! Поэтому и задачи перед актерами он ставит непростые. Сложность их заключается в создании образов, которых не существует в реальной жизни, и что сознание может только представить: сыграть роль Любви и Смерти. К тому же необходимо передать дух и бытие русского народа, такого, порой полярного своих проявлениях – от абсолютного милосердия до тотальной жестокости. «Божье слово помним, человеческого боимся». Юрий Уткин не старается избежать таких моментов, а наоборот, адаптирует их для правильного восприятия ребенка. Он дает понять, что жестокость в людских сердцах тоже присутствует. Добро или зло – это выбор каждого человека.


Испокон веков наши корни, исконная культура, считались нашей силой. Насколько это нужно ли об этом знать нашим детям, конечно, каждый родитель решает для себя сам. Спектакль «Живая душа» - это работа, которую нельзя подвести под какой-то конкретный возраст: она открывает глубину человеческих чувств, а это то, что не подвластно ни времени ни летам.

  • Расскажите об этом своим друзьям!