ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Нужно быть самим собой

Беседовал Михаил ЮРОВСКИЙ   
19 Октября 2023 г.
Изменить размер шрифта

1310 18 1a

Cчитает участник иркутского кинофестиваля «Человек и природа» имени В. Г. Распутина Марта Котова, получившая за свой игровой фильм «Мешок картошки» приз зрительских симпатий фестиваля.

Марта Котова

Режиссер Марта Котова (Наталья Водополова) родилась в селе Пречистое Ярославской области. Живет в Переславле-Залесском, куда она недавно переехала из Москвы. Именно здесь Марта сняла свой первый полнометражный фильм и очень хочет продолжать снимать фильмы о своих родных местах, богатых живописными уголками и интересными людьми.

А ее фильм «Мешок картошки» повествует о том, как тяжелое детство наделило главного героя фильма Павла природной скромностью и добротой. Они мешают ему поддерживать отношения с требовательной девушкой и подталкивают его к оказанию бескорыстной помощи людям. Днем он агент по недвижимости, продающий дом кандидата, который разводится со своей женой, а ночью он анонимный благотворитель и любимый народом Картофельный Ангел. Не добиваясь признания, Павел устраивает жизнь своему озорному брату и, похоже, находит новую любовь. Однако, боясь проиграть выборы, этот кандидат выдает себя за героя вечера. Политик, поглощенный притворством, не понимает, что только Картофельный Ангел может вернуть ему семью и настоящее счастье.

Для того, чтобы создать произведение, проникающее в души, нужно не так много – любовь и искренность. Без любви можно сделать хорошо, талантливо, но это будет холодно и порой даже разрушительно для самого творца и для его зрителей. Когда автор пишет историю, он любит каждого из своих героев. Он объясняет мотивы каждого. И вкладывает в сценарий много личного. И если все это сделано искренне, то зритель поверит. И не важно, какой жанр и контекст у истории. Это уже вторично. Об этом мы и говорили с молодым режиссером фестиваля «Человек и природа» Натальей Водополовой, которая взяла творческий псевдоним Марта Котова.

– Попробую угадать, Наташа: такая не совсем обычная история, лежащая в основе твоего фильма, скорее всего, основана на потрясениях и личной жизни?

– В моем фильме много личного. Это и история про мешок картошки, который мы нашли у своей двери. И текст записки, который я прочла. Да много всего. Но есть еще кое-что. Это простота. Я не старалась «снять кино». Я хотела рассказать историю. Поскольку снимала я на свои средства, мне не пришлось выполнять ничью волю, кроме своей. Я искала актеров в интернете. Не знаменитостей, а максимально подходящих людей. Таких, которым я бы сама поверила. И они все согласились сниматься без гонораров, потому что история понравилась. И большая часть команды работала на энтузиазме. Из любви к кино и к своим персонажам.

Кадр из фильма

Быть искренним – значит быть смелым. Не пытаться подражать, не загонять себя в шаблоны. Не бояться показаться смешным или наивным. Я не понимала, что будут критиковать. У меня нет высшего режиссерского образования, только небольшие курсы. Но у меня был хороший учитель, который сказал, что верит в меня. И я поверила. И профессионалы, окончившие ВГИК, действительно критикуют. Находят признаки непрофессионализма. Но звучит это все как-то неубедительно. Разве не главная задача кино – передать ощущения? И зритель, которому нужны эмоции, принимает меня и мой фильм с благодарностью. А для меня это главная оценка.

– Все впечатления наверняка у вас из самого раннего детства, из деревни?

– Когда я была еще совсем маленькой, насколько я себя помню, я откуда-то знала, что мой дом где-то далеко вверху. Я смотрела вверх, на снег, стоя под фонарем, и мне казалось, что я лечу в космос, а снежинки – это звезды. И я знала, что моя жизнь будет очень интересной, и есть какая-то очень важная миссия. Когда мне было плохо, я разговаривала с мамой, которую сама в этот момент придумала, но это было правдоподобно. Кругом были облака и разного размера стеклянные шары, как планеты. А мама приходила и садилась на трон. Она была красивая и одета в красивое платье, как королева. Она очень мне помогала. Это были разговоры с собой, я потом это поняла, что это были разговоры со своим божественным духом. Но всегда он давал мне хорошие советы. Потом я поняла, что это божественное всегда есть внутри меня. И я стала слушать себя. И делать то, что чувствую и считаю правильным для меня, и ничего не бояться. И тогда у меня стало получаться все, за что бы я ни бралась. Я научилась не опираться на догмы и стереотипы, не заглушать свое внутреннее «Я». Я поверила своей природе. Это и есть та вера, которая помогает мне в моих делах и в моем творчестве. Я верю, что человек рожден, чтобы быть собой, и только тогда он счастлив. И в этом единстве со своей природой, в гармонии, я вижу смысл человеческой жизни.

– Вы не так давно переехали из Москвы в маленький райцентр. Какие были тому причины? Может быть, ощущение малой родины, что очень четко прочитывается в вашем кино…

– Мы живем в обществе, с его законами, традициями, моралью. Иногда бывает трудно быть верным себе и угодить другим. Иногда люди сдаются, идут на поводу у своих страхов. Боясь непонимания (осуждения, насмешек), трудностей, безденежья, человек понемногу предает себя и сбивается с истинного пути. Тогда у него появляется ощущение, что он «живет не своей жизнью». Такое было и у меня. И понимая это, я искала свой путь. Это не просто, противостоять страхам, но только так можно не потерять себя и быть по-настоящему счастливым. Поэтому только через взаимодействие с внешним миром можно показать силу героя. И показать людям выход, путь к свободе и истинной праведности. Быть тем, кем тебя создал творец, – в этом наш праведный путь. Люди верят разным богам, но постулаты у всех религий одни. И любая вера помогает, если ты искренен.

Марта Котова на открытии Иркутского кинофестиваля

У меня нет ощущения Родины как таковой. Есть «ощущения дома» в тех краях, где я родилась. Скорее, в Карелии я почувствовала себя ближе к дому. У меня явно северные корни. Я всегда с детства искала места, где есть березы, мох, камни и вода. Видимо, это генетическая информация, связь с предками. Я долго искала место, где почувствую себя «как дома». Полмира объехала. Но так и не нашла. И потом я открыла для себя Переславль. Живописная река в центре города и большое озеро, в которое она впадает. Мне было важно жить на земле, в своем доме, с огородиком и цветами. И березами. И чтобы вокруг были частные дома, а не бетонные коробки. Здесь я увидела все это. К тому же это недалеко от Москвы и от Сергиева Посада, где живет моя мама. Вот так все и сложилось. Не хватает только скал и камней. Но все вместе не совместить. Так что я довольна этим местом. Живу на берегу реки у озера. И у меня есть небольшой огородик. Разве это не счастье? А творческая эволюция действительно случилась. Ведь именно здесь я сняла свой дебютный «Мешок картошки». И именно сюда ко мне потянулись интересные люди. Намного проще и быстрее пошло творческое и духовное развитие. Ведь когда разные люди живут в одном улье, с общим информационным полем, это засоряет и собственное поле, отвлекает от главного. Я даже школу здесь сделала свою, построила дом для этого. И люди потянулись. Наша семейная школа работает третий год, и в ней больше 20 учеников. Я назвала ее «Школа мечты». Но это уже отдельная история.

– Наверняка это целый калейдоскоп историй, подсмотренных в жизни людей?

– Да, необычных историй в моей жизни слишком много. Об этом я сейчас начинаю снимать документальный фильм под названием «Планета половинок». И самое сокровенное я расскажу в нем. Потому что это длинный рассказ и нет смысла что-то «вырывать из контекста». Главное, что каждая необычная встреча всегда неслучайна. И я благодарна моему божественному духу за каждую встречу, к которой он меня привел в поиске себя и своего дома. Надо искать. Моя мама, например, только на пенсии узнала, что она поэтесса. И сейчас вышел уже четвертый ее сборник. Она очень долго искала себя, но главное не опускать руки. И все получится.

– Как вам природа Сибири, которую вам удалось чуть увидеть и узнать?

– Природа Сибири действительно мощная. И люди здесь более настоящие, чем в столице и ближайших к ней городах. Здесь чувствуется, что человек часть природы, и ему проще быть собой. В центре же есть перекос в сторону материального. Когда живешь в одном поле с огромным количеством разных людей и их страхов, сложнее сохранить себя, свой стержень. Вокруг все искусственное, не настоящее. Людей много, но ты один. В Сибири, да и во многих других удаленных уголках всегда проще быть свободным и настоящим, быть частью природы. Мы и наша планета, и все животные и растения – один большой организм. И здесь люди об этом помнят.

– Какие диалоги вас мучили и терзали в процессе работы над фильмом?

– Творение человека – это самое верное отражение его внутреннего мира, его природы, его Бога. Через кино можно понять о человеке больше, чем он расскажет сам или другие скажут о нем. Автор раскрывает себя, тем самым он сам и его зрители начинают лучше понимать его природу. Для автора это диалог со своим внутренним Богом. Для других людей – возможность узнать творца и понять его. Снимая искреннее кино, мы можем привлечь в свою жизнь единомышленников, может быть, даже родственную душу. А заодно и подать другим пример смелости, то есть показать путь к своей природе, к вере. Пробудить в человеке божественное начало. Один из зрителей, мужчина довольно брутального вида, после просмотра моего фильма встал и сказал: «Вы пробудили в нас чувства, которые давно уснули». Эти слова я никогда не забуду. Я благодарна этому человеку за искренний порыв. И я счастлива оттого, что мой фильм получился именно таким, что он получился. Это такое счастье, когда тебя понимают. И тем более, когда помогаешь людям пробудиться. Это истинное счастье. И это возможно только через любовь и чистую искренность, когда искры от твоего душевного огонька достигают цели и помогают зажечь огонек любви и веры в сердцах других людей.

– И в заключение – вопрос, что тревожит очень многих: как же жить настоящей жизнью?

– Если коротко, то скажу так: чтобы быть счастливым, достаточно быть в окружении любящих и понимающих тебя людей. А чтобы встретить их, нужно быть собой настоящим. Это единственный и универсальный путь. Мы каждый день не раз делаем выбор, как нам поступить. Спросите себя: я точно хочу это делать? Почему? Что бы я точно хотел сейчас сделать? Как поступить? Своей ли я жизнью живу? Кто я?

  • Расскажите об этом своим друзьям!