ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Маэстро Геннадий Гладков: Человек реагирует только на искренность

Ольга Осокина   
17 Октября 2023 г.
Изменить размер шрифта

На 89-м году ушел из жизни гениальный композитор Геннадий Гладков. Его музыка была адресной и прочувствованной, апеллирующей ко всем сразу и к каждому лично. И именно поэтому у каждого из нас свой Геннадий Гладков.

Маэстро Геннадий Гладков: Человек реагирует только на искренность

Сколько прекрасных мелодий написал этот замечательный автор, причем, иногда они настолько контрастировали друг с другом, что было просто удивительно, ведь создавал их один и тот же композитор. Об этом пишет Культура. Навевающие дух средневековой Испании мелодии к фильмам «Собака на сене» и «Благочестивая Марта», утонченные и погружающие в сказку композиции к кино «Обыкновенное чудо», почти рок-н-рольные мотивы для мультфильма «Бременские музыканты».
Давайте вспомним, что в разное время маэстро говорил в своих интервью.

Почему его выбор пал на профессию композитора

В доме Геннадия Гладкова, как и у его бабушки с дедушкой, всегда звучала музыка. Например, с музыкой были связаны его дяди. Один из них был гитаристом и здорово исполнял цыганские романсы, а другой в джаз-бэнде играл на ударных. Второй дядя брал иногда Геннадия с собой на работу и разрешал там побарабанить. Вот же счастье! И в домашних концертах будущий маэстро всегда кидался к барабанам. Отец Геннадия тоже был музыкально одаренным человеком, он мог крупные огранные произведения переложить на аккордеон. А еще в доме всегда стояло пианино. Так что мимо музыки Геннадию, наверное, сложно было пройти. Только ему не хотелось играть скучные гаммы, он мечтал сочинять что-то сам.

Первые шаги в музыке

Во дворе для местной шпаны Геннадий играл на аккордеоне блатную музыку. Бывало, что ребята напевали ему какую-нибудь уголовную песню, а будущий маэстро ее подбирал и воспроизводил.
В молодости была работа, связанная с музыкой. Например, в пионерских лагерях Геннадий играл и исполнят детские песни.

Во взрослом возрасте Гладкова привлекла западная поп-музыка. Из-за рубежа ему привозили пластинки, которые он потом слушал. И вообще будущий маэстро старался всегда быть в курсе происходящего в мире музыки. Подобное «многовпитывание» позволило к моменту становления Геннадия как профессионального композитора накопить ему большой багаж стилевых интонаций. И это в свою очередь вылилось в понимание того, какая песня подходит к фильму, а какая наоборот.

Что в больше степени определяет популярность мелодии – труд или вдохновение? Маэстро считал, что нужно и то, и другое. А в каком процентном соотношении это должно быть, наверное, не скажет ни один композитор.

Сочинительство в разных жанрах

Если композитор хочет работать в кино, то ему нужна разноплановость. Потому что задачи всегда ставятся разные. К примеру, если надо написать «классический хор», то автор должен суметь это сделать.

Когда Геннадий Гладков учился в консерватории, он старался сочинять в разных жанрах. Чтобы если его попросили сделать «так-то», он смог написать, как нужно и другого композитора для этого не надо было бы приглашать. Маэстро сравнил композитора с гримером, которому нужно сделать макияж, прически и усы с бородой той или иной страны, той или иной эпохи. Задача композитора сродни, только применительно к музыке.

Еще при этом композитор не имеет права быть главным. У него своя творческая стезя, как и у звукорежиссера или звукооператора. Если композитор берет на себя слишком много, результату это на пользу не пойдет.

Современная музыка в кино

Геннадий Гладков считал, что сейчас в кино практически нет яркой музыки. И в основном эта музыка никакая. И еще важное и правильное мнение великого маэстро, что на аудиторию можно воздействовать только искренностью.

Как происходит рождение мелодий

Маэстро говорил, что хорошая мелодия не может быть ни на что не похожа, потому что тогда ее никто не узнает. У каждой темы должны быть свои истоки, будь то джазовая композиция или народная песня. И важен при этом индивидуальный талант автора: как он сможет все повернуть?

Хороший композитор должен слышать и понимать музыку, которая доносится из окон квартир, звучит на танцполах, а иначе он не будет понят. Этому искусству не учат в музыкальных учебных заведениях, даже в консерватории.

Музыка в кадре должна направлять, соответствовать. Например, если показаны похороны, композитору нужно будет создать музыку, похожую на похоронный марш и т.д.

Как же «работает» музыка

Один из главных негласных законов – музыка должна быть откровенной. Нужно писать естественно, от души. Когда композитор начинает что-то выдумывать, выжимать из себя, пытаться сразить, поразить – успеха не будет. Беготня за выдумками в этом деле эффект не несет.

Композитору, считал Геннадий Гладков, не надо стесняться писать просто, наоборот, к этому нужно стремиться. Некоторые композиторы путают простоту с банальностью. И из-за этого многие таланты пропадают, толков не успев даже раскрыться.

Чувство юмора

Многие люди благодарили Гладкова за то, что его музыка радует. Сам маэстро считал, что смех может быть разным. Ему нравятся, когда монологи, скетчи или наблюдения не только остроумны, но и актуальны, когда они заставляют задуматься, призывают сопереживать. Сегодня юмора такого уровня мало, а подавляющее большинство шуток – ниже пояса (семейные драмы, выпивка и т.д.). Тем не менее, в зале стоит смех. Гладков смотрел на реакцию зрителей, не совсем с его точки зрения адекватную. И от этого ему порой было больно.

Формула любви

Любовь маэстро считал большим талантом, который дается не каждому. И объяснял это на примере музыки. Так, если от природы человек злой, то вряд ли у него получится создать что-то доброе и ласковое. Люди увидят фальшь, и любви не почувствуют. Человек реагирует только на искренность.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!