ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Екатерина Рождественская: Даже в самой страшной ситуации стараюсь найти что-то хорошее

Диана Дельмухаметова, lgz.ru   
23 Июля 2022 г.
Изменить размер шрифта

17 июля у писателя и фотографа Екатерины Рождественской юбилей. Беседа с ней состоялась на разные темы: о поиске себя, о том, почему важно пребывать в постоянном движении, и, конечно, о Роберте Рождественском.

Екатерина Рождественская: Даже в самой страшной ситуации стараюсь найти что-то хорошее

– Екатерина, однажды вы наблюдали за процессом работы вашего отца и пришли к мысли, что рукой известного поэта будто водит сам Бог. Как вы считаете, каждый человек рождается с предназначением или он может сам выбирать и определять свой профессиональный и творческий путь?

– Каждый человек сам себе этот путь портит, мне кажется. А что касается Бога – это очень сильно сказано, но мне всегда казалось, что отец не сидит, не тужится, не пыжится, а просто пишет стихи и придумывает новые рифмы, будто списывает их откуда-то. Это как раз тот случай, когда он был так рождён, и да, в этом заключалось его предназначение, которое он развивал всю жизнь. Он мог начать писать и на салфетке в ресторане, и во время посиделок в гостях. Так он был рождён. И это большое счастье, что такие люди хоть и редко, но появляются на Земле. Удивительным образом в Литинституте тогда образовался такой сгусток поэтической энергии: Евтушенко, Ахмадулина, отец. К ним приходили Вознесенский, Аксёнов. Это была «могучая кучка». Большое счастье, что они встретились – совпали и по месту, и по времени. Им было чему учиться друг у друга, потому что очень важно, когда есть рядом вроде бы друг, но на самом деле соперник. Ты идёшь вперёд, показывая ему, на что способен, а он – тебе.

– К вопросу о вашем предназначении: вы говорили, что достаточно долго искали себя. Сменили много разных профессий – были и переводчиком, и редактором, и фотохудожником, и дизайнером одежды. Сегодня вы – пи­сатель. Можно ли сказать, что в этом нелёгком процессе поиска себя вы наконец поставили жирную точку?

– Я очень любопытная, мне было интересно заняться всем, чем можно заняться, не причинив вред окружающим. Я не стала вдруг врачом или конструктором ракет, я занималась совершенно безобидными вещами, но они мне очень нравились. Не думаю, что какая-то жирная точка может вообще быть. Ты не можешь знать, где эта точка, эту точку ставит Бог в один миг. Раньше я занималась фотографией – сейчас пишу книги. А в будущем планирую снять фильм по одному из своих романов. Это очень интересно – постоянно развиваться. Так что точек не будет.

– В своей книге, посвящённой проекту «Частная коллекция» в журнале «Караван историй», вы не без иронии писали, что «этот проект начался, как и положено в фотографии, с негатива». В вашем доме однажды случился пожар – тогда помимо личных вещей сгорели все архивы и библиотека вашего отца. После этого друзья стали дарить вам книги и альбомы с репродукциями картин известных художников. Получается, благодаря этому пожару появился проект «Частная коллекция», который принёс вам очень большой успех и популярность. Как вы думаете, почему очень часто что-то новое и интересное, быть может, даже самое главное для нас, приходит в жизнь через какие-то невообразимые ужасные события? Вы отслеживали такую закономерность?

– Я не считаю, что пожар был ужасным событием, потому что в момент, когда горел дом, я испытала чувство невероятного счастья: у меня все были живы. Я сконцентрировалась не на том, что горит отцовская библиотека, нажитое имущество, деньги, одежда, мне было важно, что муж и дети были целы. И потом, очень часто получается, что, когда одна дверь закрывается, другая открывается. Просто надо её увидеть, а не сидеть и ждать, пока этой дверью тебя стукнет по башке.

– Вы всегда так философски относитесь к трудностям?

– Я бытовой философ. Я очень рационально подхожу ко всем проблемам. И всегда, даже в самой страшной ситуации, стараюсь найти что-то хорошее. Это правило очень помогает жить. Когда ушла мама, она не ушла просто так, она ушла к отцу. Это меня смирило и смиряет. Я и детей стараюсь заразить этим, чтобы они на всё смотрели немножко под другим углом. Так легче.

– «И надо сказать, фотография – период самый пока интересный, долгий и яркий. Если не считать писательства...» – говорите вы в одной из своих книг. Что привело вас в литературу? Можно ли сказать, что писательство – это некая дань памяти вашему отцу и для вас было принципиально важно состояться в этой деятельности тоже?

– В последние два года работы над проектом «Частная коллекция» мне стало скучно и неинтересно снимать людей, которые ко мне приходили. Наши звёзды очень измельчали, это невозможно было не заметить. Началась эпоха сериалов. И ко мне на съёмки стали приходить плохо воспитанные и малообразованные дети, которые не могли встать в один ряд с теми великими актёрами, писателями, художниками, которых я когда-то снимала. Они опаздывали, хамили – все эти моменты меня охолаживали. И тогда я села и просто стала записывать то, что происходило на съёмках. Так появилась одна из моих первых книг.

– Ваши книги – это в основном автобиографические тексты, в которых, как вы сами когда-то сказали, «жизнь разделили на адреса». Уже вышли книги, посвящённые жизни вашей семьи на Поварской улице и на Кутузовском проспекте. Новая книга «Шуры-муры на Калининском» посвящена периоду жизни на Калининском проспекте. Вы как-то отметили, что для вас это был один из самых счастливых периодов в жизни. Чем он так запомнился?

– Я не могу сказать, что это был самый счастливый период, скорее самый яркий для меня. Здесь совпало то, что у меня был подростковый возраст, и то, что домой к нам стали приходить люди из телевизора. Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев – все они вдруг оказались у нас за столом. Для меня это было удивительно. Уже потом это стало фоном будничной жизни, а они – дядями Муслимами и дядями Иосифами. Я их обожала. Они приходили, садились за рояль, пели. Кобзон и Магомаев, будучи соавторами папы, часто репетировали у нас. Во время таких репетиций регулярно раздавались звонки в дверь – соседи приходили за солью, газетами, йодом или задавали какой-то глупый вопрос, потому что это была единственная возможность хотя бы вскользь увидеть кого-то из великих. Соли у нас было взято немерено (смеётся).

– Вы как-то сказали, что людей такого масштаба сейчас нет. Как вы считаете, чего не хватает сегодняшнему российскому обществу, чтобы в нём появились новые Рождественские, Вознесенские, Окуджавы?

– Не хватает образованности, воспитания, много чего не хватает... Души не хватает сейчас, у нас всё стало одноразовым.

– Всему виной гаджеты и эпоха интернета?

– Это и гаджеты, и отсутствие достойного образования. Потому что табличная система, ЕГЭ убили всё, что могли. Много­го не хватает сейчас, многое ушло, и, как выяснилось, в Советском Союзе было немало достойного и мудрого, хотя его хают и ругают.

– Вы скучаете по Советскому Союзу?

– Да, я очень скучаю. Скучаю по отношениям между людьми. У нас дома за одним столом могли собраться и азербайджанец Магомаев, и армянин Бабаджанян, и Рождественский, русский, и весь Советский Союз. Сейчас это невозможно...

Мое отношение к людям зависит от того, хороший человек или плохой, неважно – еврей он или армянин. Мне совершенно всё равно, что у него там в паспорте написано. Так что есть много того, по чему можно скучать.

– В июне этого года Роберту Рождественскому исполнилось бы 90 лет. Если бы современный молодой человек, который ещё только собирается познакомиться с его творчеством, попросил вас в нескольких предложениях рассказать самое важное, что он должен узнать о нём как о человеке и о поэте, что бы вы ему ответили?

– Я бы его послала... к книжкам. Потому что в них всё сказано. Я не люблю вот эти предисловия – что он был великий и гениальный. Это как краткое содержание «Евгения Онегина» – полная ерунда. Надо просто читать стихи, и тексты сами всё за себя скажут, никакие слова и описания тут не помогут.

– А какие качества отца вы унаследовали?

– Не знаю, не думала об этом. Терпимость, наверное, к людям.

Екатерина Рождественская: Даже в самой страшной ситуации стараюсь найти что-то хорошее

– Ваша страсть к путешествиям наверняка тоже от него? Он же был выездным, а в Советском Союзе это была такая редкость...

– Да, редкая профессия – выездной. Он любил путешествовать. Они с мамой много ездили, были и в Австралии, и в Южной Америке, и в Японии, и в Индии. Учитывая, что все эти поездки были очень долгими, они редко бывали дома. Поэтому в детстве я с опаской относилась к гостям, которые занимали время у родителей.

– А что для вас путешествия?

– Ощущение свободы. Когда в пандемию её отняли и надо было сидеть на привязи, это были большие страдания. Причём я люблю ездить не в Куршевель какой-нибудь (я там даже не была), а по России. В провинции люди намного проще, намного душевнее, чем в Москве. Там та душа, о которой много песен сложено и много романов написано, там удивительные люди живут, а я как раз в поисках таких людей, чтобы было о ком писать. Москва – это такая чёрная дыра, где душа умирает. Зачастую мне очень страшно встречаться с людьми, которые здесь живут. Тут ведь спрашивают: «Как дела?» – и не слышат ответа, и никому этот ответ, по сути, не нужен. А путешествия, поездки меня очень питают, я думаю, это то, ради чего стоит жить и на что откладывать деньги. Не бриллианты себе покупать, а иметь возможность свободно передвигаться. Надо двигаться и в прямом смысле слова, и в переносном. В движении и есть смысл жизни.

– У вас есть одно совершенно замечательное высказывание на эту тему: «Нельзя повлиять на длину нашей жизни, но можно повлиять на ширину».

– Да, но жить широко – значит не в прямом смысле слова жить на широкую ногу, это значит (я опять же говорю условно) духовно широко.

– Как это?

– Это очень просто на самом деле: это путешествовать, позвать гостей (потому что сейчас это большая редкость), приготовить какое-то новое блюдо, прочитать новую книжку, выучить несколько фраз на другом языке – это и есть широта. Не сидеть, не плесневеть дома, а чем-то заниматься, каждый день делать что-то новое. Даже если каждый день делаешь одно и то же – ходишь на одну и ту же работу, например, сделай какой-то зигзаг, приди с цветами к начальнице.

– Жизнь тогда может пойти по абсолютно другой траектории...

– Она хорошо пойдёт.

– Есть у вас какие-то особые места, места силы?

– Алтай. Это место силы для многих людей. И место рождения отца. Недавно мы ездили туда с детьми, они – в первый раз. Мы взяли джипы и просто поехали по Алтаю. Не по Чуйскому тракту, а перпендикулярно всем дорогам. Места там шикарные: воздух, который можно ложкой есть, совершенно уникальные травы. Едешь, собираешь траву у обочины, завариваешь её – вот тебе и алтайский чай. Ещё там есть Каракольская долина, она находится далеко, в глуши, такое первобытное место, где скачут табуны лошадей, где люди практически не бывают. Я не люблю ездить по туристическим местам, предпочитаю вот эту природную дикость, в которой растворяешься и уже не понимаешь, где ты, а где природа.

– Эту весну вы провели в Лондоне. Заметили ли вы что-то близкое к понятию «культура отмены» применительно к России и русской культуре, о которой много сейчас говорят?

– Я не сталкивалась ни с чем таким, я только слышала, как и вы слышали, но не видела подтверждения всем этим фактам. Первое время там было довольно страшно. Не что ты выйдешь на улицу и тебя побьют, а страшно изнутри...

– У вас были мысли о том, чтобы не возвращаться в Россию?

– Нет, конечно, я же дочь своих родителей.

– Как вам удаётся сохранять спокойствие в текущей напряжённой ситуации?

– У меня нет телевизора, я не читаю новости, хотя, конечно, в курсе всего, что происходит. Но я не могу никак на это повлиять. Я могу повлиять только на ближний круг, на то, чтобы что-то вкусное приготовить, сходить куда-то с друзьями, пригласить их к себе, поговорить о чём-то интересном, о литературе например. Я понимаю, что человек вне политики существовать не может, но все эти разговоры, вся эта пережёванная информация, эти шоу... Они для меня, знаете, просто страшны. Когда живёшь вне этого, мозги продолжают работать. А я за то, чтобы они всегда работали.

– Напоследок приоткройте завесу тайны – что нам ждать в ближайшем будущем от вас как от человека творчески активного, особенно в год 90-летия Роберта Рождественского?

– Я только что вернулась из большой поездки, где были в том числе концерты, посвящённые юбилею отца. Мы были в Петрозаводске, Кирове, Калининграде, на Алтае. Потом будет большой концерт в Барнауле, 1 сентября – концерт в Сочи, а 12 ноября – большой юбилейный концерт в Крокус Сити Холле.

А от меня можете ждать новую книгу.

– О чём она будет, если не секрет?

– Мне очень легко отвечать на эти вопросы: она будет посвящена следующему адресу. Это период очень большой, поэтому, думаю, всё я в одну книгу не уложу. Я также хочу снять фильм и надеюсь, что если буду часто говорить об этом вслух, то когда-нибудь это случится.

– Фильм планируете снять по одной из ваших книг?

– Да, по книге «Двор на Поварской».

– Вы согласны с мнением известного литературного критика Галины Юзефович о том, что в современную литературу идёт мало людей, потому что литература – это не модно, а гонорары там достаточно скромные?

– В литературу надо идти, если у тебя есть что сказать, есть дар – тогда ты пишешь, не спрашивая ни у кого. Можно же писать без денег, ты просто сидишь и пишешь что-то, можно параллельно где-то работать и писать. Поэтому я не очень понимаю вот это вот «не идут». Значит, нет таких способностей.

– И снова вернулись к дару, который даётся свыше...

– Да.

Когда знаменит близкий родственник, как в случае с Екатериной Рождественской, очень сложно самому не потеряться в лучах его звездности, если был избран творческий путь, найти на этой непростой дороге собственное Я. Но у Екатерины все получилось. Она притягательна именно своими творческими исканиями и результатами, не в пример тем родным известных людей, которые пытаются заработать очки славы, перетряхивая на всевозможных ток-шоу, в интернете и на страницах газет «грязное белье» своей семьи.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!